Что может измениться с 2025 года
Министерство финансов РФ разработало проект постановления, который может изменить правила для государственных и муниципальных закупок, а также для закупок отдельными организациями.
Важно отметить, что на данный момент это всего лишь проект постановления, который еще может измениться в ходе обсуждения и согласования. Тем не менее, его главная цель — усилить существующие меры поддержки отечественных производителей и привести нормативную базу в соответствие с изменениями в законодательстве, особенно с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Рассмотрим ключевые новации, которые потенциально могут вступить в силу с 1 января 2025 года, если проект будет принят в текущем виде.
Основные положения проекта
Вводятся три ключевых механизма регулирования закупок:
- Запрет на закупку иностранных товаров и услуг по определенному перечню (перечень №1).
Это наиболее жесткая мера, которая, в случае принятия проекта, полностью исключит возможность приобретения продукции иностранного производства по указанным позициям.
- Ограничение закупок иностранных товаров и услуг по отдельному перечню (перечень №2).
Здесь предлагается применять механизм "третий лишний", который позволит участвовать иностранным поставщикам при отсутствии достаточного предложения от отечественных производителей.
- Преимущество для товаров российского происхождения.
Этот механизм, согласно проекту, даст 15% ценовое преимущество отечественным товарам при оценке заявок.
Важно отметить
Если проект будет принят, эти меры будут применяться как к закупкам по 44-ФЗ, так и к закупкам по 223-ФЗ. Это значительно расширит сферу действия национального режима.
Изменения для отдельных категорий товаров: фокус на спецтехнику
Проект постановления предлагает важные изменения в регулировании закупок спецтехники.
Основные моменты:
- Фронтальные погрузчики
Предлагается включить их в перечень №1, что будет означать полный запрет на закупку иностранных моделей. Если проект будет принят, то с 1 января 2025 года государственные и муниципальные заказчики, а также компании, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, смогут приобретать только фронтальные погрузчики российского производства или произведенные в странах ЕАЭС.
- Колесные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики
Эту технику предлагается включить в перечень №2. К ней будет применяться механизм "третий лишний". Это означает, что заявки с иностранной техникой будут отклоняться при наличии хотя бы двух заявок с техникой российского производства или из стран ЕАЭС, соответствующих требованиям закупки.
- Другая спецтехника
В зависимости от вида техники, она может попасть либо в перечень №1 (запрет), либо в перечень №2 (ограничение). Например, автогрейдеры и бульдозеры также предлагается включить в перечень №2.
Важно отметить
Для всей спецтехники российского производства проектом предусмотрено 15% ценовое преимущество при оценке заявок. Это может создать дополнительные конкурентные преимущества для отечественных производителей.
Эти изменения, если они будут приняты, могут существенно повлиять на рынок спецтехники, стимулируя развитие отечественного производства и локализацию зарубежных производителей.
Механизмы подтверждения страны происхождения
Проект вводит новые требования к подтверждению страны происхождения товаров:
- Для российских товаров
Предлагается требовать наличие записи в реестре российской промышленной продукции. Для спецтехники это может означать, что производители должны подтверждать соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ".
- Для товаров из стран ЕАЭС
Товар должен быть зарегистрирован в евразийском реестре промышленных товаров
- Особые требования
Для некоторых видов продукции, включая отдельные виды спецтехники, может потребоваться информация о количестве баллов за локализацию производства.
- Переходный период
До 1 сентября 2025 года для ряда товаров допускается использование сертификата формы СТ-1. Однако это исключение не распространяется на большинство видов спецтехники.
Эти изменения, если они будут приняты, потребуют от производителей спецтехники заблаговременной подготовки и возможной адаптации производственных процессов для соответствия новым требованиям.
Влияние на участников рынка
Как новые правила могут повлияют на всех участников рынка:
- Отечественные производители спецтехники могут получить дополнительные преимущества и защиту от иностранной конкуренции. Это может стимулировать инвестиции в развитие производства.
- Иностранные производители могут столкнуться с необходимостью локализации производства в России или странах ЕАЭС для сохранения доступа к рынку госзакупок.
- Заказчикам, возможно, потребуется адаптировать свои закупочные процедуры с учетом новых ограничений и требований к подтверждению страны происхождения товаров.
- Поставщики и дилеры спецтехники могут столкнуться с необходимостью пересмотра своего ассортимента в пользу техники российского производства или стран ЕАЭС.
- Предполагаемые сроки вступления в силу
Если проект постановления будет принят в текущем виде, основные положения, включая новые правила для закупок спецтехники, могут вступить в силу уже с 1 января 2025 года. Это даст участникам рынка около года на адаптацию к новым условиям.
Однако, документ пока на стадии обсуждения, сроки и детали могут измениться. В текущей версии предусмотрено постепенное введение новых постановлений:
- Отдельные нормы могут вступить в силу с 1 января 2026 года.
- До 1 сентября 2025 года может сохраниться возможность использования сертификатов СТ-1 для подтверждения страны происхождения некоторых товаров, но это не касается большинства видов спецтехники.
Поэтапный подход, предлагаемый в проекте, призван обеспечить плавный переход к новой системе регулирования закупок.
Заключение
Предлагаемые изменения - комплексная реформа, направленную на поддержку отечественных производителей и локализации производства в России и странах ЕАЭС. Хотя окончательная версия постановления может измениться, предложенные меры могут сильно изменить рынок спецтехники.
Производителям и поставщикам спецтехники рекомендуется внимательно следить за развитием ситуации и начать подготовку к возможным изменениям уже сейчас. Это может включать в себя планирование инвестиций в локализацию производства, подготовку к получению необходимых подтверждений российского происхождения продукции и адаптацию бизнес-стратегий.
Заказчикам также следует заранее анализировать потенциальное влияние новых правил и рассмотреть возможные изменения в планах закупок и закупочных процедурах.
В целом, предлагаемые правила могут создать значительные возможности для развития отечественного производства спецтехники, но также поставить серьезные вызовы перед участниками рынка.
Успех в потенциально новых условиях будет зависеть от способности компаний адаптироваться к изменениям и эффективно использовать новые механизмы поддержки отечественных производителей.
Ист: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=308523
Искренне Ваши, Red&Yellow Tech.
Посмотреть цены: https://clck.ru/38Lytk
Мы в ДЗЕН: https://dzen.ru/redyellowtech
Мы в VK: https://vk.com/redyellowtech
Мы в Telegram: https://t.me/redyellowtech
По всем вопросам обращайтесь в личных сообщениях в соц. сетях или по указанному телефону: 8-923-291-10-70