Наперсный крест привычно воспринимается как неотъемлемая часть образа священника. Сегодня трудно поверить в то, что это относительно новый элемент иерейского облачения. Тем не менее это так.
Энколпион — прообраз наперсного креста в Древней Церкви
Древняя Церковь не знала наперсного креста в том виде, в котором он привычен сейчас. Самым ближайшим его аналогом в древности являлся энколпий (энколпион) — большой мощевик в форме креста, на лицевой стороне которого был изображен Спаситель, Богородица или святые. Внутри энколпия помещались частицы освященной просфоры или мощи святых. Об обычае ношения энколпионов свидетельствует святитель Иоанн Златоуст (IV век): «Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение…». Подразумевается «древо», на котором был распят Христос — крест.
Постепенно энколпион стал принадлежностью епископского сана. В Русской Церкви это так и оставалось вплоть до XVIII века, когда громоздкие энколпионы стали заменяться меньшими по размеру металлическими наперсными крестами уже именно в том виде, какими мы их знаем теперь, хотя это и был атрибут епископа. Сейчас часто вместо креста в повседневности епископы носят панагии. Тем не менее, были и исключения. В 1701 году право носить наперсный крест было пожаловано настоятелю Троице-Сергиева монастыря, а затем передавалось всем его преемникам. В 1722 ношение наперсного креста было разрешено архимандритам, входящим в состав Священного Синода. С 1742 года наперсные кресты повелели носить всем архимандритам.
Простым священникам выдавать наперсный крест начали только с 1797 года, но только как награду после набедренника, скуфьи и камилавки. Это был четырехконечный серебряный позолоченный крест с изображением Распятия, а с 1820 года такой же крест начали отливать уже золотым. Священникам, которые имели один из вышеупомянутых крестов, дозволялось принимать в дар от прихожан кресты с драгоценными украшениями.
Иной возможностью надеть наперсный крест было получение ученой степени магистра, кандидата или доктора. При этом для каждой ученой степени полагался особый крест. В прямом смысле слова из них наперсным можно назвать только докторский, остальные же носили в петлице в воротнике рясы.
Никольские кресты
И только немногим более ста лет назад, в 1896 году, наперсный крест стал выдаваться сразу после хиротонии во пресвитеры, таким образом став отличительным символом священника. Нововведение было установлено указом императора Николая II, в связи с чем эти кресты называли «никольскими». Крест этот был восьмиконечным, серебряным, с рельефным изображением распятого Христа на лицевой стороне, а на тыльной — и с выгравированными словами из Послания апостола Павла к Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».
По большей мере введение ношения наперсного креста для всех иереев и иеромонахов было связано с тем, что священнические повседневные одеяния видоизменялись с течением истории и совсем перестали отличаться от одеяний монашеских. Как священники, так и простые монахи носили подрясник, а поверх него рясу, что не позволяло отличить внешне пресвитера от инока. А это, в свою очередь, зачастую приводило к некоторым конфузам, например, когда у простого монаха пытались брать благословение.
Ношение наперсного креста в разных странах
К слову, традиция ношения наперсного креста в разных Поместных Церквях может отличаться. Так, например, в Греции до сих пор наперсный крест является атрибутом епископов и редкой наградой для священников, которые все равно имеют право носить его только во время богослужения. Еще более интересно дело обстоит в Румынской Православной Церкви, где правом ношения наперсного креста может быть награжден и диакон в случае его особых заслуг. При этом вместе с крестом дается и сан архидиакона вне зависимости от того, является диакон монахом или семейным человеком. Однако здесь, как и в случае с пресвитерами в греческой Церкви, священнослужитель имеет право ношения наперсного креста только за богослужением.
Наперсный крест как награда священника
На сегодняшний день существует несколько наперсных крестов, выдаваемых священнику по очереди. При хиротонии иерей или иеромонах получает восьмиконечный серебряный крест. Следующий крест, часто называемый «протоиерейским», является наградным после камилавки для белого духовенства, набедренника — для черного духовенства. Это четырехконечный крест с позолотой, на обратной стороне которого есть надпись: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием». Более высокой наградой является наперсный крест с украшениями, внешне он мало чем отличается от креста, носимого епископами. Также есть награда, позволяющая носить сразу два креста с украшениями. И только редкие священники в исключительных случаях удостаиваются ношения особого креста — патриаршего, наградить которым, естественно, может только Патриарх. Священник, имеющий такой крест, волен носить его одновременно еще с двумя крестами с украшениями.
Наперсный крест с украшением и панагия
Удивительно, насколько быстро может сформироваться в Церкви новая традиция, тем не менее, кажущаяся абсолютно аутентичной. Если еще немногим больше ста лет назад священники даже не думали о том, чтобы носить наперсные кресты, то теперь для них это постоянный спутник их пастырских трудов и напоминание о высоте их миссии, а для прихожан — возможность сделать памятный подарок дорогому духовнику.