Антон, какова история создания клуба "Клан Такеда".
Реконструкцией, как таковой я занимаюсь 14 лет. Все начиналось с проведения чайных церемоний. Но однажды нас пригласили на первый городской фестиваль анимэ и попросили рассказать о традиционной культуре Японии. Нашлись ребята, которым было тесно в рамках анимэ. Начали с традиционного фехтования кэндзюцу. Постепенно появилось желание чего-то более широкого. Так и возник клуб, занимающийся историей Японии. Первый комплект доспехов привезли из Гонконга. Потом нашли мастеров в России. Сейчас в клубе есть своя пошивочная мастерская и мастерская по изготовлению различных артефактов. Во многом теперь мы опираемся на свои силы, и многое изготавливаем сами. В клубе есть библиотека, включающая и издания на японском языке. В данный момент в планах покупка энциклопедии японского исторического костюма. Она нам жизненно необходима для нового проекта «Кимоно . 1000 шагов».
Какое будущее ждёт Ваше движение?
Историческая реконструкция в России появилась позже, чем за рубежом. Но сейчас есть и серьезные клубы, и исторические фестивали. Движение развивается. На мой взгляд, это хорошее подспорье для того, чтобы современная молодежь заинтересовалась историей и оторвалась от гаджетов. В реконструкции есть и научно-познавательная, и игровая составляющие.
С какими трудностями сталкивается клуб "Клан Такеда"?
Главная наша трудность это финансы. Реконструкция – штука не дешевая. Нужно закупать материалы, а это выливается в серьезные расходы. Спонсоров у клуба нет. Поэтому мы ограничены даже в элементарных выездах на различные мероприятия. У нас не только команда в полтора десятка человек, но и объемный багаж, который надо вывозить.
Еще одна трудность это поиск исторических источников. Литературы по истории Японии на русском языке не так много. Что-то мы переводим с японского языка. И это часто приводит к очень интересным открытиям. На мой взгляд, у нас сложилась весьма односторонняя тенденция. Искусство облачения в кимоно (кицукэ) изучают по современным образцам. Но этот дресс-код сложился в 1960-ые годы. Ранее приемы надевания традиционного кимоно отличались и менялись от века к веку. Мы ищем иллюстративный материал и стараемся воссоздать манеру одеваться в более ранние времена. И снов все упирается в финансы. Такая литература издается в Японии и стоит не дешево.
Реконструкция средневековых сражений занятие довольно опасное, какие меры предосторожности вы принимаете, чтобы избежать реальных травм на поле боя?
Все наши показательные поединки выстроены сценически. Тут мы пошли по пути японских исторических фестивалей. Это скорее спектакль, чем импровизация. Но чтобы воплотить это в готовый номер, нужно много работать в додзё (тренировочном зале). Для неподготовленных людей у нас есть мягкие мечи (тямбары). Но и при таких поединках присутствует наш секундант, следящий за безопасностью.
Участники клуба, кто они?
Самые разные люди. Художники, рабочие, студенты, школьники. Есть целые «семейные кланы». Пришел в клуб старший брат, а за ним потянулся младший. И они вместе занимаются в клубе.
Родители некоторых наших участников тоже в клубе, хоть и не занимаются. Они нам помогают в разных клубных делах.
Чему обучают в стенах клуба "Клан Такеда"?
Список обширен. Все,ч то включает в себя история и традиционная культура Японии.: фехтование, стрельба из японского длинного лука, традиционные игры го и сёги, икебана, оригами, плетение обуви варадзи, пошив кимоно, искусство правильного облачения в кимоно (у нас большая коллекция кимоноЮ включающая и раритетные вещи первой половины прошлого века), чайная церемония тя до. Ну и многое другое.
Где и как вы изготавливаете доспехи, оружие и повседневную одежду?
Многое сейчас мы шьем и изготавливаем сами. В прошлом году изготовили полотняное ограждение военной полевой ставки бакуфу. На очереди походный самурайский шатер.
В швейной мастерской идет работа над кимоно периода Хэйан для проекта «Кимоно.1000 шагов».
Результатом проекта должны стать выставки, лекции, семинары, кимоно-дефиле и буклет по истории кимоно за 1000 лет.
Доспехи заказываем нашим друзьям из «Мастерской Дзи» (Анапа). Но некоторые элементы делаем и сами.
Что для вас значит, быть Самураем?
Слово «самурай окутано мифами и легендами. Но у него есть изначальный смысл. Самурай, это тот, кто служит своему делу, отдавая себя этому без остатка. Само понятие происходит от глагола «сабурао» – «служить». Воинов самураями стали называть только в XVIвеке. До этого в ходу было слово «буси» - «благородный воин».
Священник, артист, музыкант, инженер, рабочий, любой человек, служащий какому-то делу, ставшему для него жизнью это и есть самурай.
А есть какое-то посвящение в Самураи, ритуал?
Ну, структура клуба повторяет в какой-то мере средневековое японское общество. Новичок вступает в клуб в ранге пехотинца «асигару» (это ополчение в средневековой японской армии).
Но он вполне может стать самураем. Решение о повышении статуса зависит от того, как он проявил себя в клубе.
Он получает не только тренироваться не с деревянным мечом «боккеном», но и со стальным мечом «иайто».
Кроме этого он уже выходит на мероприятия в одежде военного сословия. Такой комплект называется «катагину камисимо».
Наиболее отличившиеся получают личный герб (мон).
Бывает ли у Вас ощущение, что Вы живете не в той эпохе?
Думаю, что это не очень хороший знак, если человек так себя ощущает:
«Времена не выбираю.
В них живут и умирают…»
Скажите, какие эмоции Вы испытываете, когда одеваете доспех?
Сложное чувство. Доспех меняет в чем то наше мышление. Мы как бы переходим в другую эпоху. И уже не можем вести себя так, как в обычной жизни. Возможно, в этом есть элемент театрального перевоплощения.
Хотя быть в полном доспехе в жаркий летний день это серьезное испытание.
Как вы считаете, почему людям нравится окунаться в прошлое и организовывать разнообразные мероприятия в стиле разных эпох?
Может мы когда-то недоиграли свои детские игры? Или наш внутренний мальчишка еще где-то там в глубине жив?
Чем, по-вашему мнению, отличается реконструкция от ролевого движения?
Думаю, что самое главное отличие в том, что ролевое движение это некая игра. В реконструкции присутствует научная составляющая, без которой это уже и не реконструкция.