Найти в Дзене
CarHeroes

Большая гонка. Запрещённые монстры автоспорта

Если у тебя все под контролем, ты движешься недостаточно быстро. Марио Андретти В средние века, когда земля была покрыта туманом легенд и мифов, на полях сражений разгорались поединки, которые оставляли след в душе каждого свидетеля. Рыцарские поединки – это были не просто схватки в доспехах, это были настоящие театры человеческих страстей, где каждый удар меча звучал как аккорд в симфонии чести, смелости и преданности. Сегодня рыцарские поединки никуда не исчезли, они лишь немного видоизменились. Теперь рыцари сражаются за свои мечты и амбиции на асфальтовых аренах. Здесь, среди рёва двигателей и восторженных криков толпы, рождаются новые легенды, а каждый чемпионат – это новый эпизод в бесконечных переплетениях отваги, адреналина и скорости. В мире, где каждая секунда на счету, автогонки – это не просто соревнование на скорость, это настоящая симфония адреналина и мастерства, где каждый поворот становится испытанием для духа и тела, а каждая ошибка может стоить не только победы, но и
Ралли Группа В
Ралли Группа В
Если у тебя все под контролем, ты движешься недостаточно быстро. Марио Андретти

В средние века, когда земля была покрыта туманом легенд и мифов, на полях сражений разгорались поединки, которые оставляли след в душе каждого свидетеля. Рыцарские поединки – это были не просто схватки в доспехах, это были настоящие театры человеческих страстей, где каждый удар меча звучал как аккорд в симфонии чести, смелости и преданности.

Сегодня рыцарские поединки никуда не исчезли, они лишь немного видоизменились. Теперь рыцари сражаются за свои мечты и амбиции на асфальтовых аренах. Здесь, среди рёва двигателей и восторженных криков толпы, рождаются новые легенды, а каждый чемпионат – это новый эпизод в бесконечных переплетениях отваги, адреналина и скорости. В мире, где каждая секунда на счету, автогонки – это не просто соревнование на скорость, это настоящая симфония адреналина и мастерства, где каждый поворот становится испытанием для духа и тела, а каждая ошибка может стоить не только победы, но и жизни.

Попробуйте закрыть глаза и представить яркое утро. Солнце медленно поднимается над горизонтом, заливая мир золотистым светом. На поле собралась огромная толпа зрителей. Толпа затаила дыхание. На линии старта рыцарь замер в ожидании зелёного сигнала. Он знает что сейчас, спустя мгновение, его мастерство, сила и дух подвергнутся жесточайшему испытанию. Каждый миг - это история. История о том, как он тренировался в поте лица, как терпел неудачи и побеждал, поднимаясь вновь на вершину, как мечтал о славе. Миг. Секунда. Зелёный…

Толпа восторженно взрывается, необузданный табун срывается с места под управлением своего пилота и устремляется в бесконечный горизонт, бросая вызов своему мастерству, природе и инженерному гению, заключившему этот хаос в железную коробку.

Так случилось, что в один прекрасный момент в мир раллийного автоспорта врывается широко известная (на сегодня) всем фанатам Группа «В». А вместе с ней приходят и новые регламенты проведения чемпионатов. Так, для включения в группу автомобилю достаточно иметь двухместный салон и закрытый кузов, соответствующий всем правилам безопасности, а так же необходимо было соблюдать максимальную ширину шин и минимальный вес болида, которые рассчитывались хитрым образом исходя из мощности автомобиля. На этом всё! Для омологации автомобиля требовалось выпустить всего 200 экземпляров, притом, можно было выпускать «эволюционные версии» (привет Mitsubishi), которые можно было доводить до совершенства, получая автомобили, имеющие уже весьма условное сходство со своей дорожной версией, более того, их необходимо было выпустить вообще 20 единиц.

В целом, всё выглядело не плохо и поводов для беспокойств не было - всего лишь новая дисциплина в автоспорте.

Несомненно, отсутствие серьёзных ограничений открыло путь полёту фантазии автопроизводителей, что в дальнейшем сделало эту категорию настолько зрелищной, что даже сегодня она остаётся, пожалуй, самым ярким примером в истории ралли. Но это же её и погубило в дальнейшем…

Так или иначе, в 1982 году, группа была введена FIA, а в сезон ‘83 года врывается Лянча со своей Lancia 037.

Lancia 037
Lancia 037

Автомобиль имел пространственную раму, обшитую панелями из композитных материалов, среднемоторную компоновку и задний привод. Центральное расположение двигателя обеспечивало идеальную развесовку, а двухлитровый двигатель на 345 л.с. в сочетании с 960 кг. веса, наделяло автомобиль великолепной для того времени динамикой. Однако моно привод, в условиях возросшей мощности, не позволял ей на равных тягаться с главным конкурентом, перекочевавшим из 4 Группы - Audi Quattro.

Audi Quattro
Audi Quattro

Команда Audi Sport выкатила переднемоторный полноприводный болид, весом около 1200кг и, с технической точки зрения, полностью проигрывала команде Martini Racing, но полный привод, как оказалось, свёл все недостатки к минимуму и привёл команду Ауди к пьедесталу, хотя они и проиграли Лянче в общем зачёте.

5 января 2024 года свет увидел фильм «Большая гонка. Лянча против Ауди» (Ориг.: Race for Glory: Audi vs. Lancia), где режиссёр Стефано Мордини, в художественной форме, рассказал нам историю противостояния двух раллийных команд на чемпионате мира по ралли 1983 года.

С 1983 по 1986 годы гонка вооружений инженеров и конструкторских бюро достигла своего пика. С 250 лошадей мощности двигателей выросли до 600! А если допустить, что производители не всегда были честны... ну, короче, вы поняли. Справедливости ради, стоит сказать, что мастерство пилотов, управляющих такими монстрами было на высоте! Это сейчас любой автомобиль напичкан всевозможными электронными помощниками и системами стабилизации. Тогда ведь этого не было! Сейчас прокатиться на чём-то заряженном по треку всё равно что выпить чашечку кофе в кофейне за углом. Но попробуйте представить как вы провернёте всё это опираясь исключительно на своё мастерство, а не на всевозможных электронных помощников? А если из под колёс убрать идеально ровный асфальт? Вы точно уверены в своих способностях?

Тем временем, в сезоне ‘84 года команда Ауди выкатила венец творения инженерной мысли - Audi Sport Quattro, чья 450-сильная силовая установка и укороченная база в сочетании с полным приводом не оставляла никому шансов.

Audi Sport Quattro
Audi Sport Quattro

Этот сезон оказался для немецкой команды самым успешным и принёс пилоту Стигу Бломквисту победу в абсолюте и кубок производителей. При этом, он стал первым в истории, кому удалось выиграть пять этапов мирового первенства в одном сезоне.

А пока Ауди, успешно или не очень, соревновались Лянчей, на горизонте начали маячить французы со своим Peugeot 205 Turbo 16 (что-то вроде нашего родного «шеснаря», только от «лягушатников»).

Peugeot 205 Turbo 16
Peugeot 205 Turbo 16

Команда Пежо приняла участие в половине сезона 1984 года, затем полностью в 1985 и 1986 годах. В копилке команды оказалось 16 побед на 24 этапах. Ари Ватанен за рулём Peugeot 205 стал первым, кому удалось выиграть последовательно 5 гонок в Группе «В»; в 1985 года Тимо Салонен потеснил Стига Бломквиста, на пьедестале с пятью выигранными гонками за сезон. В том же 1985 году Peugeot 205 T16​ проехал кольцо автодрома в Эшториле, в Португалии, за 1 минуту 18 секунд и показал пятый результат, в то время как рекорд кольца в 1 минуту 15 секунд принадлежал пилоту Формулы-1 Айртону Сенне. Мне кажется, тут есть над чем подумать.

При этом, аппарат у команды Peugeot был тоже весьма интересным. Инженеры вобрали в своё творение всё лучшее от представителей Лянчи и Ауди. От Лянчи «Пыжик» получил легкий кузов и среднемоторную компоновку, а от Ауди - полный привод и турбонаддув. Вес болида составлял 910 кг, а мощность доходила до 500 л.с., что позволяло ехать 0-100 за 2 секунды.

Кстати, где-то там еще мелькала BMW M1 и на этом всё про BMW. Ну ладно, ладно – не всё. В сезоне 1984 француз Бернар Беген, пилотируя М1, победил в Ралли де Ла Боль, Ралли Лотарингии и занял подиум в абсолюте. Теперь всё.

Несмотря на доминирование французов, борьба между Audi и Lancia не прекратилась и в 1985 году миру предстали Audi Quattro S1 и Lancia Delta S4.

Вальтер Рёрль о новой Quattro: «Я слишком медленно думаю для этой машины».

Audi Quattro S1
Audi Quattro S1

Эти автомобили были симбиозом конструкторских решений и технологий того времени. И да, они были действительно безумны! Эти монстры были способны выезжать из 3 секунд… на гравии! На этот раз Ауди отказались от несущего кузова и перешли на пространственную раму и сместили радиаторы охлаждения и аккумулятор в багажник, чтоб хоть как-то компенсировать тяжелую переднюю часть, мощность 5-цилиндрового двигателя была увеличена до 630 л.с. (но и весил автомобиль около 1100 кг), а аэродинамических обвес изменил внешний облик автомобиля до неузнаваемости. Это была самая уродливая и, одновременно, самая дикая и беспощадная к пилоту машина. Именно здесь, впервые в истории ралли появилась система ликвидации провалов в давлении огромной турбины (турбо лаг), которая, при сбросе газа дожигала топливо непосредственно в самой турбине, не позволяя снижать скорость её вращения.

Lancia Delta S4
Lancia Delta S4

Но итальянцы прекрасно понимали с кем и предстоит тягаться, поэтому они не изменяли своим традициям: в основу машины легла пространственная рама, стеклопластиковый кузов и среднемоторная компоновка. И, наученные опытом предыдущих сезонов, Дельта стала первым полноприводным автомобилем Lancia. При этом, 1,8-литровый двигатель в ней был оснащен как компрессором, который надувал давление на низких оборотах, так и турбиной, которая включалась в работу на более высоких. Таким образом, из двигателя получилось выжать 480л.с., при весе 890 кг. и практически ровную полку крутящего момента на всём диапазоне оборотов. За такие конструкторские решения, все пророчили команде Martini Racing абсолютную победу.

Кстати, в 1985 Audi впервые выкатила на Quattro трансмиссию с двумя сцеплениями. Точнее не совсем так - c 1981 года Porsche на своих Porsche 956 и 962 обкатывали эту трансмиссию в гонках на выносливость. Оттуда же и пошло название этих коробок - Porsche DoppelKupplungsgetriebe (признавайтесь, кто прочитал это с первого раза?), или PDK. Коробка была быстрее на разгоне, но в разрезе всей гонки это преимущество нивелировалось её большей энергозатратностью и, как итог, явного преимущества она не давала. Тем не менее, именно с такой коробкой передач в 1985 году Вальтер Рёрль на Audi Quattro выиграл ралли Семперит, правда, именно из-за неё же он попал в аварию на последнем этапе чемпионата мира этого года. Короче, штукенция получилась неоднозначной, поэтому в 1986 году Порше откладывают эту коробку до лучших времён. И лишь в 2003 году она снова увидит свет, но уже в массовом сегменте автомобилей Volkswagen, как всем известная DirektSchaltGetriebe (уже натренировались, поэтому это название должно было зайти с первого раза), или DSG-7 DQ200, которая, как и её предшественница заслужила тоже весьма неоднозначную репутацию.

К сожалению, всё хорошее рано или поздно заканчивается...

В 1985 году Lancia 037 под управлением Отилио Беттега слетела с трассы и врезалась в дерево, пилот погиб.

-8

В 1986 году Ford RS 200 Жоакима Сантоса на полном ходу влетел в толпу зрителей, 30 человек пострадали, трое погибли.

-9

Чуть позже Lancia Delta S4 Хенри Тойвонена слетела с трассы в обрыв, где и сгорела, пилот и штурман погибли.

-10

В конце 1986 года Группа «В» была официально закрыта, а на смену ей пришла Группа «А», а автомобили стали максимально приближенными к серийным. Не смотря на это, запрещённая Группа благополучно переехала в гонки Pikes Peak, где Audi Quattro тут же сумела утереть нос американским командам, годами строившим свои болиды специально для этой серии.

Всё имеет своё начало и конец, и всё в мире циклично и на смену ушедшим эпохам приходят новые. Несмотря на то, что самый зрелищный этап раллийной истории подошёл к концу, он, несомненно, оставил огромный след в истории автоспорта. А несмотря на серьезные ограничения по мощности, Группа «А», пришедшая на смену запрещённой группы, через какое-то время на некоторых спецучастках поехала даже быстрее тех монстров, что доминировали там до них.

Более того, многие технологии, которые применяются в автоспорте, со временем переносятся и на гражданское автомобилестроение. Именно после группы В в ралли начали массово использовать полный привод (в том числе всем известный привод Audi quattro) и теперь он есть и у нас. Систему турбонаддува с использованием турбины и компрессора в тандеме (как в Lancia) теперь тоже можно встретить и во вполне себе гражданском транспорте. Естественно, использованием облегченных материалов, таких как алюминий и углеродное волокно, сегодня тоже особо никого не удивишь; так же, всевозможные электронные системы управления двигателем и трансмиссией, сегодня активно используются для повышения эффективности и снижения расхода. Эти и многие другие технологии были призваны повысить производительность автомобиля, улучшить безопасность и повысить комфорт для обычных автомобилистов.

Автоспорт представляет собой захватывающий мир, где скорость, техника и мастерство сливаются воедино. Он не только привлекает миллионы зрителей по всему миру, но и служит платформой для инноваций в автомобильной индустрии. Он вдохновляет новые поколения инженеров и гонщиков, подчёркивая важность командной работы и стремления к совершенству. В конечном итоге - это культура, которая объединяет людей, преодолевает границы и создаёт незабываемые моменты, оставляя неизгладимый след в истории автомобилестроения, сердцах фанатов и участников.

WRC для парней. Группа В была для мужчин. Юха Канккунен