Для понимания: ещё 4 сентября 2024 года на официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифе отвечала японскому журналисту так: «Для Японии с точки зрения автомобильной промышленности российский рынок утрачен». При этом она сделала упор на то, что причиной этому стала не российская, а японская сторона.
То есть японцев в России больше не ждать. И я решил разобраться, а на кого ещё всё-таки можно понадеяться? Действительно ли все окончательно покинули российский рынок?
Наперёд скажу, кое-кто себе дверь всё таки оставил приоткрытой. Разумеется, я упомянул не все марки, так что если у вас есть информация по другим брендам - напишите в комментариях.
Итак, по итогам 2021 года в России было продано 1 666 780 автомобилей. Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), более 1,1 млн машин приходилось на европейские, японские, корейские и американские бренды. В пятерке лидеров продаж наряду с Lada были Kia, Hyundai, Renault и Toyota. Эти бренды не только поставляли автомобили, но и имели крупные заводы в стране.
В 2022 году практически все эти автопроизводители ушли с российского рынка, просто оставив этот огромный кусок рая китайским брендам, которым не надо было повторять дважды, они резко укрепили свои позиции.
Уму не постижимо, ведь если в 2020 году их доля составляла всего 3,6%, то в 2024 году она выросла аж до 60%! Лидерами по продажам, наряду с Lada, стали Haval, Chery, Geely и Changan.
Вот статистика продаж 2024 года за первые 9 месяцев (данные "Автостат")
- Lada — 316 571 (+40,3% к 2023 году)
- Haval — 136 410 (+97,2%)
- Chery — 118 333 (+41,8%)
- Geely — 112 766 (+91,1%)
- Changan — 83 068 (+207,8%)
- Omoda — 39 588 (+33,9%)
- Exeed — 33 324 (+12,4%)
- Jetour — 25 633 (+604,8%)
- Belgee — 24 967 (нет данных)
- Jaecoo — 19 209 (нет данных)
Ну вот и найди тут хоть одного не китайца, кроме лады.
Теперь рассмотрим шансы возвращения брендов:
Renault: шансы на возвращение малы.
Французская Renault одной из первых покинула Россию, продав свои активы, включая завод в Москве и акции АвтоВАЗа, государственным структурам. Общие убытки компании от ухода составили 2,3 млрд евро. Тем не менее, Renault имеет право выкупа активов в течение шести лет.
Однако, учитывая риторику официального Парижа и вложения российских властей в модернизацию завода, шансы на возвращение минимальны. Сегодня этот завод выпускает автомобили под брендом "Москвич", а в будущем планируется начать выпуск кроссовера "Москвич 8". А ведь насколько прочным было место в России, помните? Казалось, что это навсегда, но давайте дальше.
Volkswagen: дорога назад закрыта.
Volkswagen когда-то был действительно одним из крупнейших автопроизводителей в России. Однако после продажи завода в Калуге компании "Арт-Финанс", немецкий концерн утратил право на обратный выкуп. Несмотря на сообщения о начале производства автомобилей в Калуге летом 2024 года, конкретные модели, которые выпускаются, пока не известны. Шансы на возвращение Volkswagen — нулевые. Кто следующий?
Toyota: шансов нет.
Японский из Toyota, долгое время занимали лидирующие позиции на российском рынке. Но сейчас именитый бренд также не имеет возможности вернуться. Завод в Санкт-Петербурге был продан без права обратного выкупа. Как сообщил в 2022 году тогдашний министр промышленности и торговли Денис Мантуров, этот опцион не предусмотрен. Кстати, на бывших мощностях Toyota могут начать сборку автомобилей Aurus, но пока производство не началось. И не знаю, начнётся ли.
Nissan: есть шанс вернуться до 2028 года.
Уходя из России, Nissan продал свои активы в 2022 году, но имеет опцион на выкуп завода в Санкт-Петербурге до 2028 года. Если японская компания решит воспользоваться этим правом, ей придется компенсировать российским властям все вложенные инвестиции. Вроде, разговоры в самом Ниссан об этом ведут, но информации настолько мало или она настолько сомнительная, что боишься, как бы не спугнуть. В настоящее время на бывшем заводе Nissan производят автомобили нового бренда Xcite, с моделью X-Cross 7, которая по сути является клоном Chery Tiggo 7.
Mazda: шансы минимальны.
Начну с того, что я сам езжу на Мазде. И доволен автомобилем на 10 из 10. Mazda прекратила производство на Дальнем Востоке в 2022 году и передала активы компании "Соллерс Авто". Японцы могут вернуться в 2025 году, но пока нет признаков, что это произойдет. Сейчас на мощностях бывшего завода Mazda производят пикапы Sollers ST6 и автобусы под той же маркой. А было бы здорово снова их увидеть, рынок сейчас у нас очень ёмкий.
Hyundai и Kia: шанс на возвращение до 2026 года.
Корейские Hyundai и Kia оставили завод в Санкт-Петербурге, который сейчас выпускает автомобили под маркой Solaris. У корейцев есть опцион на выкуп активов до 2026 года. Если они решат вернуться, восстановить производство будет относительно легко. Да и вообще корейцы в России на таком высоком счету, что отвоевать у китайцев свою долю назад для них уж точно не составит труда, я в этом уверен.
Mercedes-Benz: возможность возврата до 2029 года.
Mercedes-Benz продал свои активы в 2023 году, но сохранил право на выкуп завода в Есипово до 2029 года. Правда, это возможно только в случае снятия санкций. Вице-премьер Денис Мантуров уточнил, что выкуп будет по рыночной цене после независимой оценки. После ухода немецкой компании с российского рынка завод очень долгое время простаивал. Ведь после мерседеса право собственности перешло к его бывшему дилеру «ГК Автодом». Сейчас идёт подготовка к запуску, естественно, китайцев, а именно бренд Exeed китайского концерна Chery. Во всяком случае именно такая информация просачивается в СМИ. Хотя руководство заявляет, что будет не только он, но и другие марки. Всего планируется выпускать на контрактной основе 4-6 моделей.
Скучаете по немцам, французам, итальянцам, японцам, корейцам? Или китайцы теперь наше всё? Какие мысли, друзья, напишите в комментариях и не забудьте подписаться на канал!