Возможно, конструкторы и инженеры на заре авиастроения действительно рассматривали идею выдавать парашют каждому пассажиру, однако от этой идеи отказались после того, как взвесили все плюсы и минусы затеи. И минусов тут оказалось гораздо больше. Хватайте поудобнее смартфон, планшет или мышку – сейчас разберёмся, почему нет персонального парашюта у любого, кто садится в самолёт.
Немного для понимания картины
Для того чтобы ответить на этот вопрос мне сначала нужно напомнить об условиях, в которых летают современные гражданские лайнеры. Они набирают высоту порядка 8-12 километров над землёй, развивают скорость до 1000 километров в час и находятся в разрежённом воздухе со средней температурой от -40 градусов и ниже.
Теперь давайте представим, что в небе вдруг произошла какая-то нештатная ситуация. Та самая, которая теоретически потребует от пассажиров покинуть борт для спасения здоровья и жизни. В каких условиях окажется человек, если вдруг его вышвырнуть за пределы самолёта?
В жутких. И это ещё очень мягко сказано.
Во-первых, будет практически нечем дышать. Во-вторых, по инерции человек будет хоть и падать, но лететь вперёд вслед за терпящим бедствие самолётом. Его начнёт крутить и мотать в небе в разные стороны, не давая возможности сориентироваться в пространстве и понять, где вообще космос (всё-таки до него ближе), а где земля. Велик риск потери сознания, что не даст возможности своевременно открыть парашют.
А теперь предметно и по пунктам
Сейчас на пальцах объясню, почему в самолёте не дают парашют каждому пассажиру. Надеюсь, после прочтения этот вопрос перестанет быть вопросом.
Технические условия
Помимо того, о чём говорилось выше, нужно отметить и физику. Самолёт – герметичная капсула, для открытия которой нужно одинаковое давление с обеих сторон. В полёте же в салоне оно выше, чтобы было можно без проблем дышать. Поэтому пассажир не сможет вытолкнуть двери, чтобы вырваться наружу.
Даже если это удастся, то человека ждёт невероятное испытание на удачу. Выпасть из летящего на скорости лайнера и не разбиться об крыло (а равно как не попасть в работающий двигатель) – это нужно быть категорическим счастливчиком.
Именно поэтому, кстати, в боевых самолётах высадка десанта происходит всегда в хвостовой части: для этого предусмотрена либо огромная рампа, либо боковые двери, где исключена возможность контакта с частями борта.
Идём далее. Проходы между креслами узкие, в случае паники на борту никто не будет идти организованной группой к выходу (а его ещё открыть нужно, помним это). Поэтому эвакуация растягивается во времени, делая невозможным спасение абсолютно всех пассажиров.
А что по деньгам?
Элементарно пояндексил – в среднем за парашют просят от 150 тысяч рублей. Есть модели и подороже. Даже если авиакомпания сэкономит и закупит самые дешёвые, то она влетит в копеечку. Давайте посчитаем (усреднённо):
250 пассажиров + 250 парашютов * 150.000 = 37,5 млн рублей.
Допустим, билет на самолёт стоит 20 тысяч рублей. Если авиакомпания раскидает эту сумму на один рейс, то с каждого пассажира дополнительно взыщут эти же самые 150 тысяч рублей. Затраты как-то отбивать нужно же, это бизнес.
Ладно, самолёт с парашютами для пассажиров совершит не один рейс, поэтому сумму закладывать в стоимость билета будут куда меньшую, однако подорожание неизбежно.
И вот ведь вопрос какой: а готов ли каждый пассажир переплачивать за мнимую безопасность большие деньги? Почему мнимую? А вот почему.
Отсутствие навыков и умений
Перед каждым полётом бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности: где аварийные двери, что делать при посадке/падении на воду, как достать жилет и где на нём свистулька с маленькой лампочкой.
Теперь представьте, что вам будут читать лекцию о том, как пользоваться парашютом. 99% пассажиров в жизни его в руках не держали, видев лишь по телевизору или на фотках знакомых. Они понятия не имеют, как его на себя напялить, где и какие ремни застегнуть, вокруг каких частей тела их обернуть.
Обязательно добавляем сюда стрессовую ситуацию, в которой этот парашют нужно будет сначала достать, а потом как-то умудриться правильно надеть. А потом наступит самое интересное – его нужно будет открыть на нужной высоте и понимать, что делать, если вдруг что-то пойдёт не так.
А если при приземлении купол не погасится? Его наполнит ветром и человека будет тащить по земле, пока парашют не сдуется или за что-нибудь не зацепится – это могут быть сотни метров, если на открытой местности.
Справится ли с этим необученный человек? Ни в коем случае. Даже мастера спорта и профессиональные военные не смогут покинуть самолёт, разваливающийся на части в воздухе или свалившийся в штопор. И никакие инструктажи перед полётом не подскажут, как правильно пользоваться парашютом без практических занятий.
Психологический настрой
Лично знаю пару человек, которые впадают в ступор от мысли о том, что окажутся в замкнутом куске металла с проводами на огромной высоте. Ещё им спокойствие рушит осознание наличия на борту спасательных жилетов. В голове тут же появляются картины крушения и чеховские мысли: если жилет есть, он обязательно пригодится.
С парашютом, мне кажется, ситуация будет серьёзнее. Всё-таки это устройство куда более "грозное", нежели какой-то жилет.
Ещё тут интересен такой момент: вряд ли пассажиры будут прыгать организованной группой, скорее по возможности. Их раскидает на километры вокруг. Впоследствии спасательные группы будут искать любого выжившего на поистине гигантской территории, упуская шанс найти кого-либо.
В общих чертах
По сухой статистике абсолютное большинство авиационных инцидентов происходят либо во время взлёта, либо при посадке. Потому ещё говорят, что самое опасное время полёта – это три минуты в начале и восемь минут до контакта с землёй.
В это время высота полёта либо ещё недостаточна для открытия парашюта, либо уже. Человек попросту не успеет им воспользоваться.
А, кстати, к финансовым вопросам ещё добавлю: парашют – это громоздкая и объёмная штука, которая займёт много места на борту и уменьшит полезную нагрузку. Самолёт возьмёт меньше багажа, взлетят издержки, оплату которых возложат на чьи плечи? Вопрос риторический, на самом деле.
Пожалуйста, не забудьте поставить ваш великолепный лайк ❤ А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌 Впереди очень много интересного, я обещаю!
Возможно, вам будет интересно:
✅ Почему Мерседес называют "бананом"? Просто немцы сделали автомобиль из листьев фрукта
✅ Почему у питьевой воды в пластиковых бутылках есть срок годности?
✅ Почему паспорта бывают только одного из четырёх цветов? Это из-за географии и религии