В социальных сетях часто вижу блогеров, маркетологов, которые рассказывают про красные и коричневые флаги от лица специалистов, но никто не говорит об этом от лица клиента в контексте своей профессии. Я попробую рассказать о красных флагах в маркетинге, т.е. краткое руководство по выбору маркетолога для своего проекта или бизнеса. Заранее скажу, что это исключительно мое мнение, основанное на личном опыте.
Не будем тянуть моряков за их железные серьги и перейдем к сути:
🚩 Маркетолог обещает кучу лидов, успешный успех и в целом соглашается со всеми вашими требованиями. Дело в том, что будь то реклама в конкретном канале или маркетинговая активность на ТВ - вы не сможете на 100% сказать, что стоимость лида или какой либо из показателей уложится в заданный KPI, так как на это влияет множество факторов, которые зависят не от вас и не от маркетолога.
Например:
1. Экономическая ситуация
2️. Востребованность продукта. Как правило у нас не проводят анализ/опрос перед стартом и все измеряют эмпирическим путем.
3. Количество конкурентов. Не только в вашей нише, как правило если вы показываете рекламу линейки ламината, то конкурируете в том числе и с линолиумом, наливными полами и всей аудиторией, которая на данный момент делает ремонт, так как свой товар им хочет продать и Лемана про и OBI и ИП Шишкин, который занимается отделкой балконов под ключ.
4. Сами пользователи, которые являются самой большой, проблемной и непредсказуемой переменной. Если вы не изучили свою ЦА, не провели с ней кастдев, то придется идти на ощупь. Как минимум необходимо правильно сопоставить выгоды с потребностями клиентов и максимально акцентировать на этом их внимание в коммуникациях. Например рекламировать не косметические аппараты по названию/бренду/модели, а их действие по запросам проблем пользователей (рекламируем дермапен по аудитории с проблемой колец венеры например).
🚩 Если ваш маркетолог начинает строить необоснованные прогнозы и обещать золотые горы, то ставим ему красный флаг и отправляем мимо. Опытный специалист как минимум попросит доступы к метрике или спросит какая на данный момент стоимость конверсии и как ее пробовали снизить, почему не получилось и тд. В целом чем больше вопросов задает маркетолог, тем больше вероятность, что у него большой опыт и хороший инструментарий.
🚩 Безупречные кейсы (примеры работ, портфолио). Попросите спеца рассказать о 2-3 кейсах в его карьере и посмотрите как он рассказывает о них, если повествование идет в стиле "получили 100500 лидов за 10 тыс. рублей в первый же день", то скорее всего это красный флаг. Если все было бы так просто и гладко, то рынок специалистов по маркетингу просто исчез. Каждый проект это боль, кровь и слезы, так как проекты где все хорошо маркетологов не ищут. И если кандидат не говорит о том как они достигли 100500 лидов, столкнулись ли они с трудностями, был ли слив, тесты, новые посадки, гипотезы, то вероятность того, что кейсы мягко говоря приукрашены велика.
🚩 Англицизмы (— это заимствованное из английского языка слово или выражение, которое используется в другом языке, часто без перевода.). Если специалист на встрече с вами начинает сыпать англицизмами как из рога изобилия, то это 2 рэд флага сразу. Первый - он не думает о том, что заказчик может просто его не понять и как следствие в работе будет недопонимание. Так же он не думает о том, что клиент может просто постесняться спросить, что это значит (если вам не понятно, то спрашивайте всегда - это немного собьет спесь с такого маркетолога и он задумается над употреблением таких слов). Второй - как правило неопытные маркетологи пытаются скрыть за умными словечками свою некомпетентность и недостаток опыта. Я считаю, что это дурная привычка многих спецов, даже когда это происходит внутри сообщества спецов. Примеры англицизмов: Пейнтпоинт (Означает болевую точку или проблему клиента, но звучит гораздо сложнее и “умнее”.), Аутрич (Термин, который означает процесс установления связей и продвижения через внешние ресурсы. Хотя “поиск партнеров” или “обратная связь” звучат проще.). Будь проще и люди к тебе потянутся.
🚩 Инструментарий. Очень важный момент. Ценность маркетолога, по моему мнению, в том, что он знает большое количество инструментов для продвижения (срм системы, виджеты для сайта, нейросети, сервисы автоматизации, сервисы аналитики, нетиповые рекламные каналы, рассылки в мессенджеры, email) и возможно он не гуру каждого из них, но как минимум работал с ними и знает специалистов, которые могут сделать это на отлично. Большой инструментарий поможет не только продвинуть бизнес, но и автоматизировать его например или сделать его оригинальнее, заметнее для клиентов. По моему мнению, если маркетолог не владеет большим инструментарием, то скорее всего он действует по накатанной стратегии (не считаю что это плохо в целом, но конкретно мне не нравится), а маркетинг - это индивидуально для каждого бизнеса, даже если это 2 цветочных магазина через дорогу.
🚩 Цена. Тоже очень важно. Подчеркну, что это мое мнение. Если мы говорим про настройку рекламы, контроль подрядчиков, разработку стратегии и ее воплощение в жизнь, то это очень большой объем работ от анализа до написания ТЗ, который отнимает много времени, сил и требует хорошей подготовки + опыт. Спросите себя, стали бы вы за эти деньги работать полный рабочий день в пятидневной рабочей неделей. Если нет, то скорее всего у этого маркетолога много проектов и он не сможет выделять вам нужный объем времени.
🚩 Команда. У хорошего спеца уже есть своя команда для работы с которой он сработался (дизайнер, программист, таргетолог, контекстолог и тд). Если она отсутствует или он все сам, то бегите. В первом варианте он будет нанимать спецов на фрилансе и качество за счет постоянной смены исполнителей будет страдать, во втором варианте думаю комментарии не нужны - человека, который может все и очень классно не бывает. Исключения, когда под проект либо есть сформированная команда или требуется набрать ее под компанию на полную загрузку.
Подводя итог хочу сказать еще об одном важном аспекте. Если вы чувствуете, что специалист расстилается перед вами и пытается на любых условиях забрать ваш проект, то бегите от туда с такой скоростью, с которой позволяет ваша физподготовка и законы физики.
По себе могу сказать, что общение с заказчиком происходит не по принципу клиент-официант. Это всегда диалог как бы партнеров по принципу win-win, т.е. я могу с чем то не согласиться, с чем то может не согласиться клиент и если в итоге мы прийдем к общему знаменателю, то будем работать. Это не значит, что я не стремлюсь забрать любой проект, который попадает ко мне. Я тщательно отбираю клиентов, оцениваю их возможности (не в плане платежеспособности), гибкость и готовность к изменениям, в том числе и внедрению новых инструментов (CRM, аналитики, новых рекламных каналов и тд).
Если Ваш маркетолог ведет себя как официант в ресторане и постоянно корректирует меню, то это далеко не значит, что вы отличный переговорщик - скорее всего через 2-3 месяца вы избавитесь от этого спеца и будете разгребать последствия иго обслуживания.
Маркетолог должен быть вашим наемным партнером, а не обслуживающим персоналом.
Мой телеграм канал https://t.me/+Yk5T3xBj7VQ4MWM6