Ребёнок же только родился! Как у него уже начать развивать речь? Казалось бы это какая-то невозможная идея. Да, нет...
Оказывается, любой родитель может создать прочную базу для дальнейшего речевого развития ребёнка. Ведь, чем раньше начнёте стимулировать речь, тем качественнее ребёнок сможет ей освоить и к нужному времени.
❓ Что для этого нужно?
🤓 Да, ни чего сложного!
Только немного понимания того:
- что происходит на каждом этапе развития до года
- как соизмерять с этими этапами свои определённые действия
В этой статье по пунктам описываю, как развивать речь младенца через восприятие ребёнком окружающих его звуков и эмоции.
Уже были статьи про развитие речи младенца через активизацию мимики и в ходе упражнений двигательной терапии.
Ссылки будут внизу👇
Хвала нашим "любознательным" учёным, которые проводят много полезных для нас исследований вообще и, в том числе, в области восприятия, освоения ребёнком речи с самого рождения.
И вот один очень значимый, выявленный учёными факт, который должны зать все родители.
В возрасте до одного года младенцы проявляют значительное предпочтение к звукам человеческого голоса по сравнению с другими звуками окружающей действительности.
😉 Дорогие мои, помните, что развитие слухового восприятия у них напрямую связано с эмоциональным контактом с родителями и другими близкими взрослыми.
И дать этот контакт в достаточной и разумной форме ваша прямая, практически святая обязанность!
Ну-у-у-у-у, чтобы потом не было мучительно и тяжко искать и устранять причины задержки речи. С этим ко мне, как реабилитологу, очень часто обращаются родители 2х - 3х летних детей.
✅ В первые дни
своей жизни новорождённые малыши практически не реагируют на звуки.
В том числе и на звуки речи.
У них пока ещё идёт сложный адаптационный период перехода из одной среды обитания в другую с необходимостью запустить в работу новые функции, которые не требовались в животе у мамы. Это я про дыхание, пищеварение и некоторые более тонкие другие механизмы.
✅ Но уже к 9-12 дню
малыши начинают проявлять реакцию на громкие шумы и резкие звуки. Проявляется это в виде защитной реакции. Малыш моргает, вздрагивает всем телом.
А иногда проявляется более яркая реакция в виде рефлекса Моро. Когда малыш сначала раскидывает руки в стороны и запрокидывает голову, а потом обнимает себя. Может начать плакать. Конечно, здесь уже не обойтись без маминых нежных объятий, шептания и напевы в самое ушко.
Ведь сейчас он начинает для успокоения искать привычный ему мамин голос, но пока плохо его слышит. Поэтому и необходимы успокоительные звуки маминого голоса в самое ушко.
🤓 ВАЖНО, начиная с 9го дня и до 2 - 3 месяцев,
а то и 4х месяцев (зависит от реакций нервной системы малыша) оберегать его от резких и громких звуков. Давать ему больше мягкости и успокоительной ласки маминого голоса. И обязательно объятий и улыбок мамы и близких взрослых.
Особенно, если видите, что происходит активизация защитного рефлекса Моро. Ведь это может очень негативно сказаться не только на формировании речи, о и на всём двигательном развитии ребёнка.
✅ К первому месяцу
внимательность к звукам становится более устойчивой. Тогда же появляется и возможность первой концентрации взгляда.
Обращали внимание, что в этом возрасте младенцы уже начинают улыбаться в ответ на ласковый голос матери?
Как же это умилительно и сколько радости приносит родителям малыша.
🤩 Мне тоже очень нравится смотреть и стараться вызывать первые, ещё не очень устойчивые движения губ ребёнка в улыбку во время работы с ними.
Поэтому теперь мы уже можем начинать активно воздействовать на формирование речи и ещё много чего.
Но сейчас про речь.
Очень благоприятно начинать через взгляд стимулировать первые мимические реакции, что очень помогает в развитии речи. Довольно подробные рекомендации по этому поводу я уже давала в других статьях про развитие речи через мимику.
Сейчас говорим про стимуляцию речи через восприятие звуков, через слух.
🤓 Здесь ВАЖНО уже сейчас
начинать активно взаимодействовать с малышом:
- петь ему в очень в плавном ритме простые песенки
- рассказывать потешки, особенно при прикосновениях в его телу
- выразительно говорить о любви, ловя взгляд ненаглядного чада
Всё это способствует улучшению слухового восприятия, пониманию речи и речевой активности ребёнка.
НАПРИМЕР, после пробуждения при смене одежды можно использовать такие фразы:
«Кто проснулся? Потянулся?
С боку на бок повернулся!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!»
- На последней строчке можно показать малышу погремушку и плавно, медленно двигать ей в разных направлениях — вправо, влево, вверх и вниз, чтобы он следил за ней взглядом.
- Затем спрячьте погремушку и снова погремите, внимательно наблюдая за реакцией малыша.
- Если он не реагирует, попробуйте снова спрятать, а затем аккуратно покажите игрушку.
Старайтесь менять сторону, откуда слышен звук, чтобы помочь ребёнку научиться определять направление звучания.
Поскольку вначале малыш слабо реагирует на тихие звуки, до 2-3 месяцев лучше использовать громкие игрушки, такие как бубенцы или колокольчики с мелодичным звучанием. Благо, сейчас выбор в магазинах огромен.
✅ С третьего месяца до полугода
К четырём месяцам доношенные дети уже реагируют на все окружающие их звуки.
👶 Они уже становятся способны:
- слышать даже тихие погремушки и шёпот не у самого уха, а поодаль от себя
- определять направление звука
- очень эмоционально реагировать на различные мелодии и голоса знакомых.
🤓 В этот период очень благоприятно:
- слушать с малышом классическую музыку, детские и взрослые песни разной ритмичности
- петь своему ребёнку песенки
- ребенку необходимо видеть вашу артикуляцию, а не обезличенные слова из динамиков (песенки лучше не включать, а только именно музыку)
- танцевать или покачиваться, сидя на фитболе, с ребенком на руках
- можно поиграть в игру «Есть звук - нет звука»:
- пока играет музыка, танцуете
- а когда останавливаетесь и говорите «Чшшш! Тишина!»
🔸В это время у ребёнка активно развивается восприятие ритмической и интонационной стороны речи.
ВАЖНО читать потешки и стихи, например, К.И. Чуковского и А.С. Пушкина, позволяя малышу усваивать их ритм, что будет способствовать его речевому развитию.
🔸В этом возрасте детям нравится быть на коленях у мамы или в непосредственной близости от маминого тела.
НАПРИМЕР, лягте на спину, положите малыша животиком на свой живот и расскажите стишок А. Барто «Самолёт», покачивая его:
«Самолет построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.»
На последней строке прижмите малыша к себе и поцелуйте.
🥰 Не упустите возможность
понаслаждаться близостью ссо своим маленьким комочком радости и милоты. Потом же он будет становиться всё самостоятельнее и уже будет стремиться с ваших рук по своим делам.
✅ С полугода до года
В период от шести до двенадцати месяцев у ребёнка активно развивается восприятие и понимание речи.
🔸Сначала же малыш хорошо реагирует на ритм стихотворений.
Поэтому будут актуальны простые игровые стишки с движениями.
НАПРИМЕР
«Ладушки, ладушки»
Хлопаете в ладоши при словах «Ладушки, ладушки…».
«По кочкам, по кочкам»
Ребёнок будет смеяться и весело реагировать на ритм, когда вы делаете паузу и говорите: «…в ямкуууу бух!».
🔸К 7 месяцам ребёнок уже может искать взглядом любимые предметы. Поэтому с первых дней жизни стоит показывать игрушки с яркими лицами и называть их. А уже к 5-6 месяцам прятать и находить их совместно с малышом.
🔸К году ребёнок уже понимает слово «нельзя» и может выполнять простые задания, появляются первые слова.
Всё это 👆 достигается
благодаря активному взаимодействию с родителями и изобилию звуков окружающего мира.
Поэтому дети, с которыми часто и эмоционально общаются, развиваются успешнее. Причём успешнее, не только в речевом аспекте и в любом другом, включая работу иммунной системы.
❓А в какие игры для развития речи играли или играете сейчас со своим обожаемым младенцем?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇
❓Вам было интересно и полезно?
БЛАГОДАРЮ за ЛАЙК 👍
✅ ССЫЛКА на подборку СТАТЕЙ по развитию речи