Несмотря на режим максимального содействия взаимной торговле, белорусско-российские отношения по вопросам поставок продовольствия не всегда складывались благополучно. Как показывают данные по ограничениям на ввоз, которые мы отслеживаем с 2019 г., проблема блокировки поставок остается актуальной. Однако в настоящий момент заметны качественные изменения.
Вопросы есть, но снимаются легче
В 2019 г. мы впервые писали об ограничениях, вводимых на поставки белорусской продукции со стороны Россельхознадзора.
Напомним, что тогда потребовалось вмешательство высших должностных лиц Беларуси и России, чтобы в преддверии принятия программы по дальнейшему углублению интеграции Россельхознадзор снял ограничения на поставку продукции от 32 белорусских предприятий.
С тех пор белорусско-российские отношения шагнули вперед, и наши страны выработали различные механизмы для решения проблемы соответствия поставок санитарным требованиям РФ. Так, вся продукция, предназначенная для российских получателей, проходит ветеринарную сертификацию со стороны Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ, и в ряде случаев Россельхознадзор стал ограничивать поставки на территорию РФ не напрямую, а инициируя приостановку ветеринарной сертификации через данный орган.
В отдельных случаях Департамент сам выявляет нарушения и принимает ограничения, о чем уведомляет российскую сторону. Например, в сентябре российский надзорный орган в связи с выявленными нарушениями приостановил ветеринарную сертификацию Гомельского мясокомбината.
В других случаях Департамент, наоборот, выступает в защиту белорусских производителей и может предоставить российской стороне гарантии, чтобы помочь предприятию избежать широких ограничений, сохранив поставки иных видов продукции на российский рынок. Так, в августе 2024 г. он помог сократить ограничения на ввоз продукции ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» только в отношении одной позиции одного филиала – творога, производимого Клецким филиалом, и сохранил возможность поставок другой продукции предприятия без каких-либо ограничений.
В целом следует отметить, что в 80% случаев вводимых ограничений речь идет о конкретных видах продукции и конкретных филиалах производителей, что потенциально дает возможность сохранить поставки по иным видам продукции. В этом, безусловно, есть заслуга белорусской стороны, поскольку раньше ограничения чаще всего касались широкого ассортимента товаров, что достаточно сильно било по сбыту производимой предприятиями продукции.
Мясопереработчиков в числе нарушителей больше, чем «молочников»
Среди иных отличий отметим более частое появление в категории нарушителей не только производителей молочной и мясной продукции, но и тех предприятий, которые изготавливают рыбную продукцию, мясные консервы, детское питание, комбикорма.
Например, недавно попала под запрет ввоза продукции на территорию РФ «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» из-за выявления незаявленных ГМО-компонентов в комбикорме для кормления лососевых рыб. А в сентябре 2024 г. были временно ограничены поставки в Россию продукции белорусского предприятия «Белфуд Продакшн» (бренд «Маленькое счастье»). Причиной ограничения стало повторное нарушение: в консервах из мяса птицы для детского питания обнаружили энрофлоксацин. «Белфуд Продакшн» производит пюре, соки, нектары под брендом «Маленькое счастье». Компания обеспечивает четверть белорусского рынка детского пюре. При этом более половины продукции идет на экспорт, преимущественно в РФ.
Отметим, что по сравнению с 2019–2022 гг. в перечне заметно меньше производителей молочной продукции. Можно сделать вывод, что, как первопроходцы, белорусские молочники первыми освоились в жестких условиях повышенных ветеринарных требований российской стороны и поэтому гораздо реже допускают нарушения. Основными нарушителями в 2023–2024 гг. по-прежнему выступают производители мясных изделий, причем введенные ограничения снять быстро не получается.
В качестве примера можно привести Брестский мясокомбинат, который не мог отгружать в Россию определенные виды мясной продукции с ноября 2023 г., и лишь в конце мая 2024 г. данное ограничение было снято. Аналогичная ситуация сложилась и с Бобруйским мясокомбинатом, который оставался под ограничениями с сентября 2023 г. и лишь в апреле текущего года смог возобновить поставки в Россию. Правда, продержался бобруйский производитель недолго – с 21 августа в отношении него опять введены ограничительные меры.
***
В целом можно сказать, что проблема остается актуальной, однако выработанные механизмы позволяют инструментам фитосанитарного контроля быть точнее и в случае выявления нарушений действовать точечно и избирательно. Впрочем, отдельным производителям и в текущих условиях работать непросто. Однако следует признать, что таковы правила игры на этом высококонкурентном рынке и в условиях усиления конкуренции с российскими производителями вряд ли кто-то будет их пересматривать в сторону смягчения.
Все, на что белорусская сторона может рассчитывать, – поддержка Минсельхозпрода, который и в дальнейшем будет отстаивать интересы белорусских предприятий, а также придерживаться жестких стандартов в отношении продукции не только поставляемой на российский рынок, но и реализуемой внутри страны.
Читайте также:
Экономика, которой вредно молоко. Нашей стране придется сокращать молочное животноводство