Это нож в сердце, а не книга. Нож, который вонзили со спины, а затем провернули…
Не знаю, как удалось дочитать эту книгу и не бросить, вытерпеть в своем воображении тот кошмар, что пережила главная героиня истории.
Собственно, это история о том, как всю свою жизнь Зулейха молчала, терпела и смирялась со всем, что бы ни подкинула ей судьба. О, поверьте, та ее не щадила и подбрасывала испытание за испытанием:
Муж-тиран.
Свекровь — сущая ведьма.
Четыре смерти новорожденных дочерей.
Раскулачивание.
Ссылка куда-то в глушь у берегов Ангары.
Очередная (удачная ли?) беременность.
Затонувшая баржа.
Одиночество.
Голод.
Побои.
Унижения.
И смерти. Смерти. Еще больше смертей.
Я понимаю значимость этой книги. Ее есть за что любить. Но я не могу. Эта история относится к той категории литературы, которую я стараюсь в руки не брать вообще. Потому что она делает почти физически больно. А я НАСТОЛЬКО сильно страдать от книг не люблю.
Здесь так много безнадеги, несправедливости и страданий, что в них захлебываешься, тонешь и вместе с героями книги погружаешься в пучину отчаяния. А светлых моментов пересчитать по пальцам одной руки, да и то они напоминают проблески свечи беспросветной ночью со шквальным ветром.
Единственный плюс для меня от всех этих эмоций в том, что после прочтения «Зулейхи…» хочется бежать и срочно искать как можно больше положительного в окружающем мире. Убедиться, что в реальной жизни все не так уж и плохо, как может временами казаться. Хочется поцеловать мужа, не выпускать из объятий дочь, позвонить маме…
Эффект, конечно, неплохой, но я бы предпочла его получить менее болезненным способом.
Несомненно, «Зулейха открывает глаза» — книга хорошая. Важная. Сильная. Но, увы, не моя.
Присваиваю 4 звезды из 5 и статус самой жестокой книги этого года.