Найти тему

ФРОНТОВОЙ СБОРНИК, ТАЁЖНЫЕ ИСТОРИИ, НОВАЯ СКАЗКА И ПОТОМКИ ЧИНГИСХАНА

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о новых книгах, вышедших в Тюменской области в год её 80-летия.

Не так давно большим тиражом в библиотеки новых регионов, а главное – в блиндажи и окопы был отправлен сборник омских авторов «Координаты своим». И вот буквально на днях Фонд «Возрождение Тобольска» (председатель президиума Аркадий Елфимов) издал вторую книгу - «Шаг Победы» – сборник тюменских авторов. 10 000 экземпляров с пожеланиями детей, учащихся, педагогов, да и всех желающих поддержать наших бойцов с этого дня начнут отправляться в зону СВО. Книгу была издана при поддержке неравнодушных предпринимателей – Д.Г. Кайгородова, С.Н. Капустина, А.М. Киреева, В.И. Куракина, С.Н. Распутина, Ю.Г. Ронжина. Составителем сборника, как и в первый раз выступил известный омский поэт Юрий Перминов. Художник – Иван Лукьянов, который использовал для оформления сборника не только фронтовые фотографии, но и мироточащие иконы Донецка… Есть в сборнике стихи фронтовиков Великой Отечественной из Тобольска, есть стихи Юлии Друниной, жизнь которой была связана и с Тюменской областью, есть стихи тех, кто погиб во время специальной военной операции, а также стихи и малая проза тюменцев и югорчан. Это: Еремей Айпин, Николай Башмаков, Сергей Боровский, Анатолий Васильев, Евгений Вдовенко, Екатерина Володина, Александр Гришин, Ольга Гультяева, Николай Денисов, Владимир и Сергей Добронравовы, Георгий Доронин, Юлия Елина, Ростислав Журавлев, Виктор Захарченко, Леонид Иванов, Сергей Козлов, Анатолий Кукарский, Андрей Маркиянов, Владимир Машковцев, Дмитрий Мизгулин, Владимир Нечволода, Виталий Огородников, Анатолий Омельчук, Юрий Перминов, Григорий Пятков, Дмитрий Сергеев, Геннадий Сысолятин, Михаил Федосеенков, Марина Цуркану, Наталья Щеглова.

-2

Пронзительные, как пули, стихи и тексты…

И горькие…

Славянства вековая связь

Оборвалась вчера случайно.

Идут на бой, благословясь

Под сенью храмов православных.

И с этой стороны, и с той –

Одни Иваны да Миколы...

Как беспощаден этот бой.

Как бесконечны эти долы...

Мы все отныне на войне.

Душа немеет. Сердце стынет.

Молчат в гнетущей тишине

Многострадальные святыни.

И поле русское в крестах...

За что кровавая расплата?

С одной молитвой на устах

Идёт на битву брат на брата...

В ночи растает птицы крик.

Метут кровавые метели.

Смотрели все на Божий Лик,

Да только Бога не узрели.

И будет лютый враг разбит,

И в тишине, во мгле смертельной

Уверен каждый, что хранит

Его от смерти крест нательный.

(Дмитрий Мизгулин)

Или погибший в 2023 военный журналист Ростислав Журавлев:

Когда ты приедешь ко мне…

… на войну,

Я хочу попросить лишь о малом:

Не оставайся наедине,

Тут опасность за каждым привалом.

И когда по спине проскользнёт холодок,

Прижмись ко мне — это теплее,

А если на нашем пути «Лепесток»,

Не бойся, я наступлю на него… первее.

Напомним, что соавтором этой книги может стать любой человек, именно ваши автографы и пожелания бойцам сделают эту книгу уникальной и бесценной. Акции поддержки будут проходить в школах, вузах, библиотеках, учреждениях культуры. Сделайте свой «шаг победы» вместе с авторами, издателями, а главное – бойцами нашей армии.

-3

Несколько дней назад наша газета опубликовала интервью с писателем-таёжником Анатолием Кондауровым – охотником и собирателем сибирских древностей. Мы вскользь упомянули о том, что у него к его 83-летию вышла новая книга «Магия тайги». «Тайга бесстрастна. Любить её или отвергать - дело человека», такой и эпиграф и одновременно постскриптум выбрал автор для своей книги. Это сборник новелл, а, точнее, таёжных рассказов. Собственно, в «Магию тайги» вошли 12 рассказов – такое символичную дюжину отметил сам автор, а также отдельная новелла «Пари на бисер» и маленькая повесть «Чистый черный цвет». «Магия тайги» - это художественный дневник охотника-промысловика.

«С природой не поспоришь, она главный режиссер и может позволить себе все: быть ласковой, задумчивой, тоскливой, упрямой, вероломной и безжалостной», так начинается частичка дневника «Дожди», и, со стороны может показаться, что речь идёт о постоянном преодолении тайги и погоды, но нет – это как раз разговор о слиянии человека с природой, щедро присыпанный профессионализмами, лексемами и топонимами. Кстати, мало, кто знает, что язык русских охотников считается самым развитым и считается лексическим феноменом. Тут не всегда и с Далем разберешься. Но автор для нас, городских, делает нужные сноски и пояснения… И есть во всех текстах Кондаурова какое-то коренное, главное понимание жизни не только человека, но и всей жизни на планете Земля, да и во всей Вселенной, которую он видит из чума, шалаша, избушки охотника или просто с берега реки или таёжной поляны. «Родион знал, что если долго-долго смотреть в темноту, черный цвет обязательно станет чистым до прозрачности». Теперь узнают и читатели…

-4

А теперь о сказке. Точнее, как сейчас определяют, о фэнтези, автором которого выступила Татьяна Солодова (Матиканская), известная читателям более как автор интересных работ по краеведению. «Сказка? Фантазия? Реальность? Может быть!» - вот так и называется её новая книга, читателями которой могут стать и дети, и пенсионеры, особенно, если дедушки и бабушки сядут читать вслух своим внукам. Или – наоборот. Книга состоит из четырнадцати удивительных историй. И Татьяна Ильинична не была бы краеведом и учителем, если бы не включила туда и наши тобольские и сибирские легенды. «Когда-то давным-давно жил у могучей реки Иртыш белоголовый старик. Звали его Абалак. Он построил себе жилище на высоком и крутом берегу, там, где не было со стороны реки доступа ни пешему, ни конному». Хотите узнать легенду о центре туристического притяжения нашей области Абалаке? Тогда вам обязательно надо открыть книгу Татьяны Солодовой. А есть там и тобольские истории и легенды, а также те самые городские легенды, которые всегда очень популярны у подростков, где есть и реальность, и мистика, и фантазия автора, которую читатель обязательно дополнит фантазией собственной, ну образным мышлением – точно. И есть в этом сборнике реально-фантастических историй даже грустная сказка-антиутопия… демографическая…

-5

Эта книга точно будет интересна и детям, и взрослым, и у неё только один недостаток – маленький тираж, а значит, она не попадет даже во все школы Тобольска, где была бы очень полезна на уроках по внеклассному чтению. Интересно, а такие уроки в школах ещё существуют? Или тоже стали легендами?..

-6

Ну и ещё одна книга – «Мурзы Кульмаметьевы» - с одной стороны, научная историческая монография, с другой – интересное повествование о судьбе рода Кульмаметьевых, которые получили княжеский титул из рук Екатерины Великой и считают свой род родом чингизидов. Говоря проще, потомки Чингисхана или его ближайших сподвижников на русской службе. История мурзы Авазбакея Аульмаметьева действительно восходит ещё тому самому «Улусу Джучи», землям Золотой Орды (Алтан Орд), которую великий завоеватель выделил своему старшему сыну. По сути, улус с годами оформился в многонациональное государство в центре Евразии. И восходит эта история ещё и к знаменитому хану Бегушу (Бегичу), внук которого Якыш (Яниш) нашел на берегу Итрыша тело погибшего Ермака!

Через историю одного рода автор монографии Зайтуна Тычинских открывает широкое поле не только истории Тобольска, Сибири, но Центральной Азии и, собственно, историю взаимоотношений многих народов, населявших Евразию.

Мы не будем углубляться в исторические подробности, источники, откровенно спорные моменты, которыми изобилует книга. Оставим это профессиональным историкам. Но данная книга тот редкий случай, когда научный труд читается с интересом каждым, кто интересуется историей. Тем более, что в полиграфическом, иллюстративном смысле – книга выполнена прекрасно издательством Тюменского Государственного университета «ТюмГУ-Press» с соответствующим такому изданию справочным и научным аппаратом, включая фотографию указа Екатерины Великой о причислении мурз Кульмаметьевых в российское дворянство. И безусловно – издание является событием как научной, так и читательской жизни.

И это только том 1 – «Власть и могущество (XVII-XVIII вв.), а значит, автор предполагает продолжение данного труда.

А наша редакция продолжит рассказывать вам о новых книгах и уникальных изданиях, которые выходят в большой Тюменской области сегодня.

-7

А завершить сегодняшний обзор я позволю себе собственной притчей, которая вошла во фронтовой сборник:

МОЛИТВА О ПУЛЕ (хроностазис)

Пуля, отлитая на заводе «Zaklady Metalove MESKO SA» в славянской Польше, весело и с пронзительной песней летела над замороженным январским полем славянской Луганщины. Ей было всё равно – прицельная она или шальная, 7,62 или 5,45, потому как лететь ей было целых пятьсот метров, а это долго как быстро. Налитая гордостью своего калибра, закручиваясь вокруг смещённого центра тяжести, описывая конус вокруг касательной к траектории, она не только пела, но и была подобна балерине, крутящей фуэте. Она чувствовала себя то родоначальницей громоздких ракет, то краеугольным атомом сложного механизма войны, то самым ярким мазком импрессиониста-баталиста, а то и кометой или даже звездой. Убийцей себя пуля не осознавала, потому что, по сути, была адиафорой. Пуля могла лететь почти четыре километра, а первые два - со скоростью восемьсот тридцать метров в секунду. Пуля именно в полёте была безупречно прекрасна. Пуля полагала, что она быстрее света и мысли, и нет ничего быстрее и прекраснее её…

Выпустивший пулю из снайперской винтовки «Бор» перший сержант Чорник сопроводил её мысленно скверным словом.

Молитва, рождённая в сердце матери из посёлка Ярково в российской Сибири, со скоростью божественной мысли летела навстречу пуле. Ей нужно было пролететь две тысячи шестьсот пятьдесят три километра, а это быстро как долго. Сорвавшись с потрескавшихся от мороза и слёз губ, она взмыла в небеса, и на крыле Архангела Михаила, что смахнуло с низких облаков большой снегопад на города и веси, устремилась на запад. Молитва была простая и не каноническая, о себе она знала только то, что родилась в больном сердце пожилой женщины, смотревшей в этот миг на образ Богородицы, прошла сквозь маленькое пламя свечи в руках этой женщины, и даже не все слова стояли в ней ровно и правильно. Молитва не знала, спасёт ли она кого-то от неминуемой гибели, она просто верила и летела со скоростью божественной мысли, которая несравнима ни с чем, потому что летит вне времени и пространства.

Прошептавшая молитву женщина проводила её в долгий путь крестным знамением и упала на колени…

Сержант Чистосердов поднялся с колен навстречу летящей пуле, но в эту частицу, в эту корпускулу земного мига со стороны Востока, где только-только вставало низкое зимнее Солнце, его догнала молитва на крыле Архангела Михаила. Маленькая, слабенькая, даже косноязычная, она лишь слегка подтолкнула его, и он чуть качнулся в сторону, а гордая и красивая, поющая песню смерти пуля полетела дальше, чтобы окончить свой путь в стволе дерева, о котором ничего не знала. Дерево хранило в себе уже две таких песни и несколько осколков. И ещё адиафора-пуля не знала, сколько её сестёр и братьев-осколков засели в сердце упавшей на колени перед образом Пресвятой Богородицы матери.

А молитва полетела дальше, потому что единожды сказанная молитва не имеет своего окончания, и, может быть, спасёт ещё нескольких сыновей, за которых молиться некому. Одному Богу известно…

-8