Смотрю я иной раз на некоторые комментарии и мне кажется, что мы разучились читать. Что читатель стал редким и ценным зверем. Вот тот самый читатель, который вступает в диалог с произведением, тот самый, ради которого мы пишем. Человек на том конце провода, адресат послания.
За свою жизнь мне повезло столкнуться с настоящими читателями, которые любят текст, которые любят читать, читают с удовольствием не просто ради сюжета, ради развлечения, а именно погружаются в текст, сравнивают, ищут отсылки, видят структуру, как сделан текст, чему он служит, что в него заложено. Которые реагируют на текст, так, как автор надеялся, которые взаимодействуют с тем, что в текст заложено. Я, глядя на этих людей, старалась и сама стать таким читателем. Но, откровенно говоря, образования не хватает.
При этом людей, которые выросли на литературных форумах, определённо испортила как читателей привычка получать определённого рода критику и необходимость её давать.
Их прямо таки заметно, видно, когда всё, к чему они привыкли – необходимость не просто прочитать и дать отзыв, но обязательно найти изъян и на нём, только на нём сфокусироваться. Если уж человека научили считать ритм, он придёт и в каждом верлибре будет пытаться его считать. Если человека научили тому, что такое простая рифма, будьте уверены, он нападёт на каждый ассонанс в тексте. Но больше он не сможет ничего оценить, этому он не научился: ни образы воспринимать, ни посыл считывать, ни отсылки замечать. Ничего он не увидит.
С прозой ещё хуже: один придёт требовать экшна и развлекательности, другой запросит расширенную матчать там, где она не нужна, третий найдёт плагиат на основании повторения одного из семи сюжетов, четвёртый ужаснётся описаниям природы. Идею текста, живость персонажей, достоверность психологии давно никто не пытается увидеть и отметить. Или отсутствие идеи, картонность персонажей, несоответствие динамики текста и происходящему в тексте. Чаще можно увидеть: “я ничего не понял” в случае, если прикопаться к тому, к чему привык, не удаётся.
А ведь главное не останавливаться на чём-то одном. Я помню, на нашем Белом Коте и Чёрном Кактусе по молодости тоже было модно докапываться до ежей и ужей и не идти дальше. Это уже потом, повзрослев и посмотрев на людей из литинстута, мы стали понимать, что не нужно разбирать каждую грамматическую ошибку текста – это работа корректора и она платная, достаточно написать, что текст неграмотный и привести пару примеров. Всё. То же касается стилистики. План оценки текста, вот чего не хватает читателю, потому что этот план помогает погрузиться в текст – и плохой и хороший. Помогает понять его, добыть из него максимум.
И не забывать, что каждый писатель в первую очередь обязан быть читателем – внимательным, вдумчивым и жадным.
Автор: Лоторо
Источник: https://litclubbs.ru/posts/7142-kak-chitatelei-portjat-literaturnye-forumy.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Подписывайтесь на наш второй канал с детским творчеством - Слонёнок.
Откройте для себя удивительные истории, рисунки и поделки, созданные маленькими творцами!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: