Здравствуйте, уважаемый читатель! Сегодня я хотел бы поделиться с Вами реальной историей, которую нарочно не придумаешь, случившуюся не так давно, буквально, месяц назад, с одним очень талантливым и перспективным юношей, с которым мне посчастливилось однажды познакомиться. Конечно, в моем повествовании реальные имена будут заменены, но на ту идею, которую я хочу донести до Вас, это никак не повлияет.
__________________________________________________________________________
Главные действующие лица этой истории:
1. Дима, 22 года - очень талантливый актер. Не побоюсь этого слова, мальчик, который еще не успел разочароваться в людях, который еще смотрит на мир сквозь розовые очки - и это прекрасно! Очень добрый, очень эрудированный, очень тактичный молодой человек. В этом году он окончил провинциальный вуз культуры по бакалаврской специализации "Режиссер массовых праздников", но в один момент, обучаясь на последнем месяце первого курса, он понял, что хочет связать свою жизнь с театром и для начала побыть актером. Считаю, что это правильное решение. Действительно, 22 года, когда еще нет богатого жизненного опыта, становиться режиссером рано. Надо сначала поработать под руководством уже состоявшихся мэтров, погрузиться в мир театра, а потом, может быть понять, что ты этим заниматься не хочешь. В любом случае, нельзя себе отказывать, если есть какое-то желание, не приносящее вред ни себе, ни окружающим. А желание быть актером - это, в случае с Димой, дело, как я считаю, богоугодное. Ведь артисты должны нести "разумное, доброе, вечное"! К сожалению, не все современные творцы об этом помнят, поэтому на сцене и на телеэкранах мы видим убийство, эротику или еще чего похуже (конечно, если это показывают, значит, есть запрос общества, но об этом не сейчас). У Димы же такая внешность, что, глядя на него, понимаешь, что не все для этого мира еще потеряно. Маленький, худенький, да еще и глаза добрые и невинные. Такой человек, даже при большом желании режиссера, будет неорганично выглядеть, исполняя роль какого-нибудь "матерого злодея". У Димы и внешность, и помыслы, как у ангела. Поэтому я и говорю, что в случае с Димой быть актером - это богоугодное дело. Да, по образованию он не актер, но, я знаю не понаслышке, что даже режиссеров массовых праздников обучают основам мастерства актера, сценическому движению, речи, фехтованию (когда-то я сам преподавал сцен. речь в одном из вузов культуры менеджерам социально-культурной сферы! Казалось бы, зачем менеджерам СЦЕНИЧЕСКАЯ речь?! Но тем не менее, она у них есть. А про режиссеров и говорить нечего: у них и подавно она имеется). Да, Дима не приобрел в вузе определённые актерские навыки в силу специфики своей профессии. Например, режиссерам меньше времени дают на освоение пластических дисциплин (речь идет не только о режиссерах массовых праздников, но и о драматических режиссерах), но Дима ведь не в театр балета хочет попасть, а в драматический театр. Там пластика не так важна, как в балете или мюзикле. А ходить по сцене, периодически многозначительно поднимая указательный палец вверх, что и делают артисты драмы, он и без специальной подготовки может. К тому же, Диме можно сделать поблажку в плане отсутствия профильного образования, потому что он очень талантливый актер! И это не только мое мнение. В вузе, где он учился, работают несколько профессоров на кафедре режиссуры и мастерства актера, которые неоднократно отмечали Димин талант грамотами и устной похвалой, когда видели его актерские работы в студенческом театре. Я всех этих профессоров знаю и могу сказать с совершенной уверенностью: эти просто так хвалить не станут. Я тоже видел Димины актерские работы. Да, пластика оставляет желать лучшего, голос иногда срывается - недостаток занятий по сцен. движению и речи. Но у Димы есть природный талант, который заставляет нас как зрителей сопереживать его персонажу, как только Дима вышел на сцену. И речь здесь идет не о внешности. Дима обладает огромнейшей внутренней силой, которая высвобождается при каждой фразе, которую он произносит со сцены. Его талант заставляет зрителя плакать, когда Дима играет трагедию, и смеяться, когда он рассказывает юмористическую историю со сцены. Из Димы получился бы идеальный царь Федор Иоаннович, князь Мышкин или Дон Кихот. Очень мало таких драматических артистов, которые бы с полной отдачей могли исполнить эти роли. Нужно обладать невероятно богатым внутренним миром, чтобы их сыграть. Я видел царя Федора в исполнении разных актеров (лучший царь Федор, на мой взгляд, получился у Юрия Соломина в Малом театре), большинство этих актеров играли Федора хорошо, но с точки зрения техники. Все-таки, чтобы играть царя Федора максимально естественно и органично, нужно быть немного, скажем так, "не от мира сего". А большинство современных актеров, которые привыкли быть прагматичными (потому что жизнь такая, иначе не пробиться), "вытягивают" эту роль на чистом профессионализме. Но даже профессионализм не может скрыть прагматизм актера. Что касается Димы, то ему, как мне кажется, даже стараться не надо, чтобы сыграть всех этих персонажей, которые "не от мира сего". В общем, у Димы есть все для того, чтобы быть прекрасным актером, кроме профильного образования. Царь Федор, князь Мышкин и Дон Кихот - это такие роли, которые мечтают сыграть многие актеры, но не всем это дано. А у Димы уже все для этого есть! Чем не идеальное начало актерской карьеры?
2. Мария, не знаю, сколько ей лет, но на вид около 30-ти, может, чуть больше - заведующая труппой драматических артистов одного из престижных провинциальных театров нашей страны. Бывшая и несостоявшаяся актриса, которая решила не бросать театр, а стать человеком, который будет помогать молодым талантам "пробиться" в мир искусства. С Марией я знаком постольку-поскольку: несколько раз мы с ней пересекались на театральных фестивалях, общались на наши профессиональные темы и на этом расходились, но периодически поддерживали контакт, помогали друг другу в реализации разных театральных проектов.
3. И третье действующее лицо - это я - 57-летний драматический актер, режиссер, театральный педагог и продюсер (это все написано в моих дипломах о высших образованиях и повышениях квалификации), основатель, директор и художественный руководитель собственного студийного театра, где обучаются под моим руководством и под руководством приглашенных мною педагогов люди разных возрастов. Некоторые из них в дальнейшем успешно поступают в театральные вузы и становятся профессиональными актерами театра и кино.
И вот теперь, когда мы познакомились с главными героями, я начну рассказывать ту историю, о которой упомянул в самом начале.
__________________________________________________________________________
История
Был май 2021 года. Дима тогда только оканчивал первый курс института, а я был в его городе по служебной необходимости и решил повидать старых знакомых, поэтому пришел в институт, где он учится. Как раз в тот день студенческий театр, в постановках которого участвовал Дима в свободное время, играл авторскую пьесу руководителя этого театра. Я специально пошел на спектакль студенческого театра (это, в какой-то момент, стало моей традицией), потому что всегда ожидал от него "высшего пилотажа"! И этот мой поход в театр не испортил впечатления о нем. Играли комедию. И вот на сцену вышел мальчик (это и был Дима), который "перетянул" на себя все внимание зрителей. Знаете, в актерской среде есть такой критерий оценки мастерства актера: на сцену выпускают актера и кошку. Если актеру удается держать внимание на себе, если зрители не обращают внимание на кошку, а смотрят и слушают только актера, то такой исполнитель достиг верха мастерства! Дима был и есть именно такой актер, который способен переиграть даже кошку. Все ребята в студенческом театре очень талантливые! Плюс, у всех есть преимущество перед Димой: они менее зажаты, более пластичны и умеют владеть своим голосом. Дима в этом плане проигрывает всем своим партнерам по сцене, но что-то есть в нем такое, что заставило тогда нас, зрителей, забыть обо всех других героях и следить только за Димой. Я вспоминал о том, что кто-то кроме него еще есть на сцене только тогда, когда Дима заканчивал читать монолог и обращался к своему партнеру по сцене. Дима закончил свой монолог словами: "... А я шел сюда по оврагам, по ухабам. А вы меня даже не встретили! Здравствуйте, друзья! Ну и свиньи же вы!" И только в этот момент, когда Дима сказал: "Ну и свиньи же вы!" - я вспомнил: "Ах! Точно! Он же не один на сцене! Вот: люди, к которым обращены его слова, весь монолог стояли на сцене. А я и забыл про них". Возможно, я не дословно воспроизвёл монолог, который читал Дима, но суть была именно такая. Вот видите, какой Дима талант! Больше трех лет прошло с того спектакля, а у меня смысл его слов (скажем так, не очень талантливо написанных) до сих пор в голове звучит и именно с теми интонациями, которые использовал Дима! И как же грамотно он сумел обыграть свою неуверенность на сцене (это, как я понял позднее, его личностная черта характера)! Я, скажу честно, подумал, что неуверенность в себе - это черта характера его персонажа.
После спектакля я захотел поговорить с Димой. Общаясь с ним, я понял, что неуверенность в себе исходит от него, а не от его персонажа. Мы с ним обсудили его будущие планы, что он хочет быть актером, что он учится на режиссера массовых праздников. Это ему тоже нравится, но он, по его личному признанию, "слишком бесхарактерный, чтобы быть режиссером". Я, конечно, в тот момент ужаснулся. К какому ужасному педагогу попал Дима, что он дает четко понять студенту, что тот, будто бы, "бесхарактерный". Но виду я не подал. И вообще: я бы не сказал, что Дима "бесхарактерный". Он очень даже характерный! То, что я видел на сцене - это вершина актерского искусства. Не шедевр, но вершина. И вообще, я бы сказал, что он не бесхарактерный, а просто добрый, мягкий, тактичный в жизни. Но на сцене он может быть каким угодно. Дима, что самое главное, не умеет в жизни юлить и лицемерить. Он всегда говорит прямо, что думает, иначе он не назвал бы себя "бесхарактерным". Это было второе, что подкупило меня в Диме. Первое - это талант, второе - это открытость. Я считаю, что будьте вы хоть четырежды лауреатом Нобелевской премии, но если вы при этом плохой человек, то грош вам цена. В Диме соединилось все: и талант, и доброта, и открытость. Но два последних качества однажды сыграли с ним злую шутку. И сейчас я расскажу, что же произошло. Перед этим еще отмечу, что, встретившись со своими знакомыми доцентами и профессорами кафедры режиссуры и актёрского мастерства этого вуза, я немного с иронией, немного с упреком спросил их:
-Почему такой талантливый мальчик (имея в виду Диму) учится на режиссера массовых праздников, а не у вас?
-А что мы можем сделать? Он сам выбрал это направление, - отвечали мне педагоги. - Мы бы рады его взять к себе, но там он учится на бюджете, а перевестись к нам он может только на платное отделение. Так что, раз уж учится там бесплатно, пусть там и оканчивает.
Наступил июнь 2024 года. Дима успешно окончил институт с красным дипломом, и теперь перед ним встал выбор: идти в магистратуру, идти в армию или, если удастся поступить на службу в федеральный или муниципальный театр, пройти там альтернативную службу. В армии Диме с его талантом точно делать нечего. Тем более в наше время, когда бог весть, что на уме у российского военного руководства относительно солдат срочной службы. Остается два пути: либо магистратура, либо театр.
Сентябрь 2024 года. Встречаю Диму на одной из улиц своего родного города, где я работаю. Он, как человек стеснительный, просто кивнул мне и собирался пройти мимо. Но не тут-то было! Я его узнал и попросил уделить мне несколько минут его времени. Он, к счастью, не торопился - возвращался с учебы - поэтому мы с ним решили поговорить. Я его пригласил в здание своего студийного театра. Он мне рассказал, что поступил в магистратуру в местный театральный институт, но не на актерское отделение (актерской магистратуры не существует, насколько я знаю), а в магистратуру, программа которой сформирована на стыке театральной режиссуры и театрального менеджмента. Причем поступил он на платное отделение, потому что попал в магистратуру по недобору, чтобы не идти в армию (мудрое, я считаю, решение). А в период с июня по август Дима пытался найти работу артистом драмы (он уже знал, что некоторые театры могут организовать альтернативную службу). Но его никуда не брали, узнав, что по образованию он - режиссер массовых праздников. Дело в том, что театралы (но я к этой категории людей не отношусь) очень негативно относятся к режиссерам, по факту, клубных мероприятий. Дима подавал свое резюме во многие театры своей области, но везде его отказывались даже пригласить на прослушивание, узнав, что у него написано в дипломе. Поэтому Диме пришлось, чтобы не идти в армию в нынешних условиях, ехать в соседний город за 300 километров от родного дома, да еще и платно учиться к тому же, на ту профессию, которая ему не нужна. Зачем ему менеджмент и режиссура, если он хочет быть актером! (Конечно, в наше время, когда без бумажки ты никто, всякий диплом пригодится, но все же...). Вот так вот мальчишка оказался в плену обстоятельств. Но родители у него очень хорошие: готовы оплачивать его обучение, лишь бы только парнишка не стал разменной монетой в нынешней политической игре, попав на срочную службу. Конечно, я бы с удовольствием взял Диму в свой студийный театр, но я не обладаю такой властью, чтобы организовать ему альтернативную службу, да и театрик мой не муниципальный и не федеральный. Это, скорее, частная театральная студия для непрофессионалов. Диме у меня будет неинтересно.
Чтобы помочь Диме (талантам надо помогать), я решил попробовать сосватать его к одному театру, в который, я это точно знаю, можно попасть, даже не имея ни опыта, ни профильного образования (и случаи такие неоднократно происходили), а потом стать пусть не ведущим, но и не последним актером. К тому же, этот театр всем своим мужчинам-сотрудникам организует при необходимости альтернативную службу, театр очень престижный и находится в Димином родном городе. Можно сразу убить несколько зайцев, поступив туда: не идти в армию, наработать репертуар, поучаствовать в проектах под руководством известных режиссеров, неплохо зарабатывать и жить в родном месте. А когда альтернативка закончится, Дима может уйти из театра - тогда уже будет не страшно, пойти в другую профессию, если захочет, или в другой театр, или отучиться на актера заочно - свобода от срочной службы открывает много перспектив перед творческим молодым человеком! Конечно, магистратура предоставляет отсрочку на время обучения, но это - игра в "кошки-мышки" с военкоматом. Окончит он магистратуру, и что потом? Отсрочка закончится, придется опять решать вопросы с военкоматом. К тому же, человеку без опыта работы учиться в магистратуре очень сложно - знаю не понаслышке. Магистратура - это первая ступень воспитания кадров для научной сферы. Продолжение ее - в аспирантуре или ассистентуре-стажировке для творческих специальностей. О какой научной деятельности может идти речь в 22 года?! Конечно, Дима - парень умный и начитанный. Но ни одна книга не заменит личный опыт, которого у Димы пока нет.
Конечно, я Диме не обещал, что его 100% возьмут в этот театр, но предложил попробовать. Он согласился. Дима очень робеет, когда общается с другими людьми, особенно по телефону, поэтому сначала мы с ним порепетировали уверенность в голосе, а потом я дал ему номер телефона Марии - менеджера драматической труппы того театра, куда я хотел определить Диму, чтобы он позвонил и договорился о прослушивании. Мария попросила его отправить ей в Telegram на ее номер телефона видеозаписи своих выступлений. Дима все сделал, и настало время ждать ответа. Мы с Димой обменялись контактами, и сказали друг другу: "До свидания!" Было 16 сентября 2024 года, понедельник.
16 октября 2024 года, среда. Пишу Диме в VK, все ли получилось с театром? Отвечает: "Здравствуйте, Сергей Александрович! Мне до сих пор ничего не ответили". Пишу в ответ: "Срочно приезжай ко мне, как только учеба закончится". У Димы в тот день отменили единственную пару из-за болезни преподавателя, поэтому он приехал в мою студию через полчаса.
Я: Где ты ей писал? В Telegram?
Дима: Да.
Я: Доставай телефон, пиши: "Здравствуйте, Мария! Напишите, стоит ли мне еще ждать вашего ответа или искать другой вариант?"
Дима все написал, как я ему надиктовал. Спустя минут 15 Мария отвечает:
Мария: "Добрый день, Дмитрий! К сожалению, наш театр пока не готов сделать вам предложение. Нам требует помощник режиссера. Если вы заинтересованы, можете отправить мне свое резюме".
И тут я просто вышел из терпения! А Дима, на удивление, был спокоен. Я воскликнул: "Она целый месяц не давала тебе никакого ответа и в итоге отказала?! Вот бессовестная баба!" Мы с Димой наскоро на моем ноутбуке накидали резюме, сгладив все острые углы (написали в графе "Образование" не "режиссура массовых праздников", а более обтекаемо - "кафедра режиссуры (бакалавриат)"). Помреж - тоже неплохой вариант. Решили попробовать. Но я, чисто из своего любопытства, надиктовал Диме следующее сообщение, которое он отправил Марии: "Хорошо. Вот мое резюме. Только ответьте мне: почему вы отказываете мне в должности артиста драмы? У вас уже труппа набрана или еще что-то? Ответьте!"
На это Мария почему-то решила обидеться и написала Диме сообщение следующего содержания: "Дмитрий, а Вам не кажется, что вы слишком настойчиво не просите, а просто требуете от меня каких-то объяснений? Это не этично и не тактично!"
И тут я просто взорвался! Дима весь побледнел! Он испугался, что я испортил ему всю дальнейшую жизнь, поссорив его с зав. труппой. Но я успокоил Диму, продиктовав ему следующее сообщение: "Извините, Мария, но мне не кажется, что я много прошу. Я просто хочу узнать, почему мне отказано - имею право, я соискатель, а вы - работодатель. К тому же, моя настойчивость - это моя сильная черта. Только благодаря своей настойчивости я смог добиться от вас хоть какого-то ответа. Мне было неприятно из-за того, что вы заставили меня целый месяц ждать ответа. Считаю, что ваше поведение в данной ситуации не этично".
И с тех пор Мария больше не отвечает Диме. Но когда она обвинила в отсутствии такта Диму, то претензию эту она бросила мне, ведь я диктовал ему, что писать. Но в тот же день я позвонил ей и объяснил всю ситуацию с Димой. Потом спросил: "Мария, объясните мне, дураку, как по написанному сообщению вы поняли, что я от вас не просил, а требовал объяснений?! Вы за написанным текстом умеете слышать интонации? Вы какой-то уникум, Мария?" Мне, 57-летнему режиссеру, Мария уже не посмела отвечать так же дерзко, как ответила Диме. И объяснила ситуацию с отказом так: режиссер театра посмотрел на выступления Димы, был восхищен его талантом и манерой исполнения, но ему не хватает актерского ремесла, а кроме того, тот репертуар, на который может рассчитывать Дима, не подходит его возрасту. Вот если бы он был чуть постарше, то его, скорее всего, взяли бы. А так: ему впору из-за возраста играть героев-любовников, а амплуа у него совсем не героя-любовника, а философа-неврастеника. К тому же, любовников в театре предостаточно - больше не надо. Поэтому режиссер ничего пока не может предложить Дмитрию. Я ответил Марии: "Вот так и надо было ответить ему, когда я надиктовал сообщение, в котором хотел узнать причину отказа. Вы, Мария, повели себя непрофессионально, спровоцировав конфликт на ровном месте. Даже если вы не хотели отвечать Дмитрию на вопрос о причине отказа, можно было как-то тактичнее написать об этом, а не бросаться обвинениями. К тому же вы, Мария повели себя не этично, когда заставили человека целый месяц ждать. И, возможно, он ждал бы еще дольше, если бы не моя настойчивость. И не факт, что вообще он дождался бы вашего ответа".
Тут Мария рассыпалась в извинениях. А я слушал ее и думал: "Как же люди любят поучать тех, кто слабее их. Как же люди любят самоутверждаться за чужой счет, понимая, что это никак не отразится на их будущем. Ведь мне она не посмела перечить, потому что знает, что я имею авторитет в театральной среде в отличие от Димы".
Не знаю, чем закончится вся история с Димой. После всего случившегося он уже не хочет работать в этом театре ни помрежем, ни актером. Говорит: "Даже если они меня возьмут, то Мария меня "сожрет"!" Мне нечего возразить на это. Теперь, когда я узнал, что Мария может так дерзко отвечать молодому человеку и молчать в тряпочку, когда с ней разговариваю я, думаю, что от нее можно ждать чего угодно.
Диме мне остается пожелать только удачи. Постараться убедить его, что на этом отказе жизнь не кончается, что он еще сможет стать актером, если это желание в нем не пропадет со временем. Главное - это чтобы все многочисленные отказы не ожесточили Диму. В человеке надо взгревать и культивировать доброту, но жизнь вокруг такая, что волей-неволей ожесточишься. В любом случае, Диму я просто так не брошу. Буду еще думать, как ему помочь. Не сейчас, так через 2 года, после того, как он окончит магистратуру, если ему, конечно, нужна будет моя помощь.
Конечно, кто-то может сказать: "Он сам виноват, что пошел в такую сферу, где большая конкуренция и многое зависит не от самого человека, а от его природных данных. Надо было идти на врача или на школьного учителя - тогда бы и службу прошел альтернативно, и работа была бы". Ну, не факт. У меня есть знакомые врачи и учителя, которые по полгода не могли работу после вуза найти, хотя активно искали, но недостаточно были настойчивы. Так что, и в этих сферах не все гладко. К тому же, врачом и учителем он всегда успеет стать, а в актерской профессии существует определенный возрастной ценз: нельзя решить стать профессиональным актером в 70 лет! А врачам или учителям внешность не важна. Можно и в 90 лет начать. А в актерской профессии - чем раньше начнешь, тем лучше. К тому же, зачем Диме другая профессия, если у него помимо желания быть актёром, есть ещё и способности к этому! Но, к сожалению, блат решает все.
О том, насколько легко молодежи в стране найти свое место под солнцем, можно судить по активности ротации кадров в высших эшелонах власти. У нас уже 24 года "верхушка" не меняется. У власти - закостенелые люди, засидевшиеся там и пускающие во власть только тех молодых людей, которые имеют с ними связи (опять же, блат), которые были настолько настойчивы в своем стремлении попасть во власть, что никто не посмел их в этой настойчивости обвинить. И, я не спорю, в элиту попадают зачастую талантливые люди. Но сколько таких же талантливых и работоспособных людей из-за доброты своей остаются на обочине жизни!
Добрее надо быть к молодежи. Они - наше будущее и будущее нашей страны. Тем более поддерживать надо талантов. Мы - старики - уже свое отработали, уже все сделали, для чего были рождены. Так давайте же не будем так высокомерны к нынешнему поколению. Высокомерие - признак зависти. Не нужно завидовать молодости! Мудрее нужно быть.
Вот для чего я рассказал эту историю. Вот к чему я хочу призвать Вас, уважаемый читатель. Благодарю Вас за внимание! Буду очень рад узнать Ваше мнение обо всем прочитанном