Найти тему
ВУЗОПЕДИЯ

Олимпиадники учатся лучше, чем обычные студенты

Несмотря на скандалы с БВИ в приемной кампании 2024 года, когда в ряде вузов олимпиадники заняли все бюджетные места, Минобрнауки заявило, что таких абитуриентов — менее 2% от общего числа бюджетных мест по всей стране. Накладка вышла, потому что «статистическое меньшинство» сконцентрировалось в крупных столичных вузах. Однако неприятный осадок остался, и в обществе громко заговорили о сокращении льгот для олимпиадников.

Что говорить, практика поступления без вступительных экзаменов (БВИ) и замена призовых мест 100 баллами профильного предмета давно вызывают раздражение у общества. Обычные студенты уверены, что олимпиадники отнимают у них бюджетные места и конкуренция выходит несправедливой: ведь тем достаточно сдать ЕГЭ на 75 баллов, чтобы подтвердить право на льготу. А «простому смертному» надо сильно постараться, чтобы пройти по конкурсу.

Отсюда возник миф, что победители олимпиад в вузах учатся хуже, чем «егэшники»: мол, натренированы они только по одному предмету, к экзаменам особо не готовятся и привыкли к быстрым победам, а не упорному труду. И учатся они после поступления средненько, и после учебы не хотят работать по специальности, зато при приеме в вуз из-за своих льгот оттесняют талантливых и прилежных. Но так ли это?

Недавно кафедра психологии, социологии и антропологии НИЯУ МИФИ опубликовала материалы своего исследования, которое смогло охватить 14 тысяч студентов (из них почти 3 тысячи — олимпиадники), учившихся в МИФИ с 2013 по 2023 год. Результаты во многом удивили.

По данным исследования НИЯУ МИФИ, учебные успехи у олимпиадников лучше, чем у обычных студентов. Средний балл по базовым дисциплинам выше, а по профильным (информатика, физика, химия, математика) — значительно превосходит тех, кто поступил по результатам ЕГЭ.

Мифом оказалось и то, что олимпиадники хуже готовятся к госэкзаменам. Цифры и здесь подтвердили, что средний балл по профильным ЕГЭ у них выше, чем у обычных студентов. Однако не-олимпиадники лучше сдают русский язык. А это говорит о том, что подготовка идет более равномерно.

Олимпиадники чаще проявляют себя на различных конкурсах профессионального мастерства. И достижений в науке у них прилично больше.

А вот в трудоустройстве действительно есть разница, но не в том, то олимпиадники не хотят работать или работают не по специальности. Наоборот, они легко трудоустраиваются. Но ищут места, где можно заниматься инновациями: изобретать, исследовать, открывать новое. Идти на завод «крутить гайки» или выполнять задачи по шаблонам им не особо интересно. Одним словом, среди олимпиадников больше творческих людей, стремящихся к переменам, а среди егэшников — больше аналитиков и прагматиков.

Но один из главных выводов 11-летнего наблюдения за студентами в том, что разрыв между двумя группами в успеваемости со временем сокращается. И здесь, скорее всего, работает принцип «банки с солеными огурцами»: в одной среде разные объекты становятся похожими. Обычные ребята постепенно подтягиваются к результатам олимпиадников.

Таким образом, исследование разрушило практически все мифы о слабых и немотивированных «льготниках».