Найти тему

Нашла в горах свою смерть: подробности трагической истории тургруппы в горах Алтая

Оглавление

Трагедия произошла в понедельник, 14 октября, в районе устья реки Кысхыштубег в Улаганском районе. Под камнепад попали 12 туристов из Новосибирской области, одна девушка погибла. Журналисты Горсайта поговорили с опытными альпинистами и спросили, можно ли было избежать трагедии.

Фото freepik
Фото freepik

Что случилось

18-летняя бердчанка Маргарита Шмойлова погибла на месте, ещё двое туристов – 22-летняя девушка и 21-летний парень получили травмы.

По сообщениям СМИ, Маргарита была воспитанницей бердского центра туризма «Юность». Раньше она уже совершала восхождение на вершину «Юбилейная», высота которой почти 3,5 км. Также Маргарита была участницей акции «Бессмертный полк» на высоте. В 2024 году девушка с золотой медалью окончила школу № 2 «Спектр» в Бердске и поступила в НГУ.

В пресс-службе университета Горсайту подтвердили, что девушка училась у них.

«Это студентка первого курса Факультета естественных наук НГУ, она состояла в Федерации альпинизма и скалолазания Новосибирской области», – пояснили в пресс-службе НГУ.

Также в НГУ добавили, что сам университет и студенческие объединения вуза не имеют отношения к организации данного турпохода.

«Он организован на добровольных началах инициативной группой лиц, в которую вошли представители разных организаций и вузов. Выход группы был согласован в маршрутно-квалификационной комиссии по правилам Федерации спортивного туризма России. Группа заявлена в маршрутных документах и фактически является группой туристов Новосибирской области», – добавили в пресс-службе НГУ.

Пока тело студентки не удалось эвакуировать. 14 и 15 октября сотрудники МЧС республики Алтай вели операцию по спасению двух участников похода, которые получили травмы.

Вечером того же дня спасателям Онгудайской пожарно-спасательной части № 8 удалось вывезти из горного района одну из пострадавших, которая самостоятельно вышла им навстречу. У девушки диагностировали травму головы и рваную рану лица. Её доставили в Акташскую больницу.

Во вторник, 15 октября, на место происшествия снова выдвинулись спасатели МЧС на двух единицах техники, также в Уланский район вылетел вертолёт Центра медицины катастроф. Он доставит парня с переломом ноги в республиканскую больницу в Горно-Алтайске. По последним данным, из-за непогоды  посадить вертолёт в месте стоянки туристов не удалось. Сейчас спасатели добираются до пострадавшего пешком.

По факту случившегося Следственный комитет уже проводит проверку.

Фото Новосибирская региональная федерация альпинизма / ВКонтакте
Фото Новосибирская региональная федерация альпинизма / ВКонтакте

Кто повёл

Судя по информации в соцсетях, группу из 12 человек в горы повёл бывший выпускник НГУ. Об этом говорится в сообщении от 18 сентября на странице секции горного туризма вуза в ВК.

Именно тогда стартовал набор туристической группы для похода второй категории сложности на Алтай. Группа должна была выйти 13-го и вернуться 20-го октября. Предварительно участникам нужно было пройти технические и беговые тренировки.

Сообщается также, что организовал этот поход также уроженец Бердска. Группа должна была вернуться в Новосибирск 20 октября.

Мнения альпинистов

В беседе с журналистами многие опытные скалолазы недоумевали, зачем группа выбрала этот маршрут – в то место обычно ходят зимой, когда водопады замерзают и получается красивая ледяная стена. Что там делать сейчас – не понятно.

Горы Алтая – старые и слабые, так считает альпинист с 52-летним опытом и покоривший Эверест Глеб Соколов.

«Молодые, растущие горы, это, например, Гималаи, Каркарум, тот же самый Памир. Ну Памир уже постарее немножко. Тиншань. Зависит ещё и от того, из каких пород эти горы сложены. Например, в Каракаруме очень твёрдые породы, камнепады там, конечно, есть, но значительно меньше, чем в других местах. А вот Уральские горы образовались ещё раньше, чем Алтай. Но они уже разрушены, от них практически ничего не осталось. Уральский хребет есть, но как таковых гор там уже нет», – рассказал Горсайту альпинист Глеб Соколов.

Горы Алтая из очень слабых пород, они тоже интенсивно разрушаются.

«Алтай, как бы сказать, славен камнепадами. Это слабые, разрушенные горы из разной породы. Там всегда большое количество камнепадов. Особенно после дождей и когда сходит снег. В общем, лето – не самое лучшее время для перевальных походов».

На вопрос, есть ли какие-то советы по выживанию в условиях камнепада, эксперт резонно заявил, это то же самое, что советовать что-то пассажирам падающего самолёта.

«При походе в гору всегда выбирается наиболее безопасный маршрут. Например, если вы будете идти по склону, у вас меньше шансов получить камням в лоб, чем когда вы будете идти в низине, когда камни будут падать с обеих сторон. Скорее всего группа выбрала неоптимальный маршрут. Сейчас на Алтае уже холодно, ночью, скорее всего, минусовая температура. Ночью вода при замерзании расширяется, камни занимают одно положение. Днём лёд начинает таять, камни приходят в движение, поэтому камнепадов, конечно, значительно больше», – объяснил эксперт.
Фото Новосибирская региональная федерация альпинизма / ВКонтакте
Фото Новосибирская региональная федерация альпинизма / ВКонтакте

«Списывать трагедию на камнепад – это абсурд»

А вот другой опытный альпинист Олег Макаров считает немного по-другому.

«Если это учебное отделение, а это учебное отделение – потому что второй категории сложности, во всём всегда на маршруте виноват руководитель. Всегда и во всём. Нитка маршрута, насколько мне известно, не соответствует тому месту, где произошла трагедия. Почему они отклонились?»

«Горы ошибок не прощают» – популярная фраза, известная ещё со времён группы Дятлова. И это вовсе не пафосное выражение. Также считает и Олег Макаров.

«Горы – это опасная среда обитания. Человек, который туда приходит, у него должны быть какие-то цели. Он должен выполнить свои задачи и безопасно спуститься вниз. Безопасность основывается только на одном – на умении человека находиться в данной среде. То есть уметь передвигаться по всем видам горного рельефа».

Олег Макаров пояснил: когда новички приходят в горный туризм или альпинизм, они проходят обучение и совершают восхождения и походы под руководством опытных инструкторов – отсюда и название – учебно-спортивное отделение.

«Потом человек, достигая определённого разряда, получает право ходить самостоятельно. Эта группа была учебной, потому что это начальный этап, по-моему, вторая категория сложности, то есть это самое начало. В таких группах полную ответственность за всё несёт единственный человек – это руководитель. Поэтому, когда рассуждение начинается с того, что камнепады, снег, лёд – ну так горы и состоят из этого, поэтому абсурдно говорить об этом. Учить надо выбирать правильные, безопасные места переходов. Насколько я обладаю информацией, нитка маршрута, по которой должны были двигаться эти туристы, не совсем совпадает с тем местом, где произошла трагедия. Погибла 18-летняя девочка, ребёнок ещё. И говорить о камнепадах как о причине – это абсурд. В этих горах камнепады не чаще, чем в других. Надо разбираться с теми людьми, которые выпустили этого руководителя»

Олег Макаров уверен – это очень серьёзное дело, с этим должна разобраться прокуратура.

«Нужно досконально разобраться в этом. Погиб человек, который только начал жить, молодая девочка, красивая, поступила в НГУ. Ну, это не первая смерть у них. Группу на Северо-Чуйский белках засыпало снегом на гребне Актру, погиб сын одного из руководителей. Поэтому я думаю, что руководителям этого клуба нужно очень серьёзно подойти к разбору этого трагического случая».
-4

Фото Новосибирская региональная федерация альпинизма / ВКонтакте

Автор: Виктория Рыжих
Агентство новостей
ОТС-Горсайт