На сегодняшний день есть два основных рабочих способа работы на маркетплейсах.
Первый, самый простой способ максимально безопасно погрузиться в сферу маркетплейсов и изучить все изнутри – это стать наемным менеджером. Менеджер маркетплейсов – это специалист, который берет на себя ведение всех операционных процессов, которые связаны с продажей товаров, вывода и удержания их на высоких позициях поисковой выдачи на площадке.
Основные обязанности менеджера:
1) Создание и загрузка карточек в витрину маркетплейса:
· Делает описание, заполняет все технические поля, создает уникальный баркод товара.
· Загружает фото и видео
· Заводит остатки по товару
2) Планирует и создает поставки и отгрузки товаров по системам FBS\FBO. Менеджер создает шаблон этикетки для маркировки товара. Ну и самая основная задача менеджера отслеживать и прогнозировать равномерность потока товаров на все необходимые склады, делать своевременные закупки, чтобы не допустить OUT OF STOCK – отсутствие товара на маркетплейсе.
3) Менеджер следит за динамикой продаж, по необходимости корректирует цену товара. В зависимости от того как продвигаются продажи, ежедневная проверка остатков, проверка карточек на правильное заполнение – к сожалению, алгоритмы площадок часто меняются, обновляются и по каким-то техническим ошибкам поля спецификации могут просто на просто слетать.
4) Менеджер следит за обязательными акциями, корректирует цену и согласовывает с селлером участие в акциях для положительного влияния на ранжирование карточки.
5) Менеджер рассчитывает бюджет на рекламу и анализирует ключевые запросы и кластеры по товару для внутреннего продвижения на площадке.
6) Менеджер отвечает и за своевременную оптимизацию карточки товара. Меняются сезоны и тренды, меняются ключевые слова, следовательно, и карточка должна соответствовать окружающим факторам в соответствии со всеми переменами, чтобы товар продавался лучше.
7) Анализ конкурентов. Менеджер должен хотя бы раз в неделю отслеживать ведущих топовых конкурентов, просматривать общую ситуацию на рынке, анализировать стратегии конкурентов и своевременно реагировать на все возможные перемены и подстраивать работу так, чтобы продажи росли.
8) Менеджер должен корректно отвечать на вопросы и отзывы, да можно использовать шаблоны или ботов для автоматических ответов. Но алгоритмы площадок устроены так, что живые, уникальные ответы оказывают положительное влияние на карточку в целом.
9) Менеджер составляет технические задания фотографу, видеомейкеру, дизайнеру и другим подрядчикам. Берет на контроль выполнения их работ.
Плюсы работы менеджером по маркетплейсам:
· Не нужно тратить деньги на регистрацию на ВБ
· Не нужно тратить деньги на первоначальную закупку и рисковать своими средствами
· Не нужно открывать ИП или ООО, можно быть самозанятым или вовсе устроиться к селлеру по трудовому договору
· Можно наращивать собственный опыт, перенимать какие-то инсайты от селлера и внедрять их в дальнейшую свою деятельность.
· Можно удаленно работать с любого города и страны и вести несколько разных кабинетов.
· Нет потолка в доходе. Все зависит исключительно от личных возможностей и времени.
Минусы работы менеджером:
· Вы развиваете и продвигаете в топ чужую компанию, а не свою
· Нехватка времени на ведение и развитие своего собственного бизнеса, так как работа менеджером для более-менее интересного дохода требует полного погружения в проекты, над которыми вы работаете.
· Обязанности и ответственность, возможно штрафы за допущенные ошибки
Второй и, пожалуй, самый интересный и в тоже время самый прибыльный способ работы с маркетплейсами – это стать селлером. В таком случае вы сами становитесь предпринимателем и работаете исключительно на себя путем самостоятельной закупки и продажи товаров на маркетплейсах.
Основные обязанности селлера на маркетплейсах – все те же самые, что и у менеджера, но только с большим усердием и большими усилиями. Ведь у вас нет руководителя, который ставит перед вами задачи дедлайны, который может исправить за вас ошибку. Вы сами себе руководитель и ответственности от этих обязанностей в разы больше. В дальнейшем большую часть операционной рутиной работы можно делегировать, наняв себе в штат менеджера.
Минусы работы селлером:
· Конкуренция и демпинг при продаже чужих брендов
· Потеря возможности торговать брендом на площадках, если кто-то из конкурентов подпишет с компанией договор на эксклюзивное право продаж
· Производитель сам может выйти на маркетплейсы, лишив вас права продавать его продукцию на площадках.
· Большая ответственность и большие усилия на начальных этапах
· Ведение и сдача налоговой отчетности
· Рискуете получить крупные штрафы от маркетплейса за допущенные ошибки (например, неправильно указали ТНВЭД в характеристиках карточки)
· Контроль и регистрация разрешительных документов (отказное письмо, сертификат, деклорация, честный знак и тд)
Плюсы работы селлером:
· Вы сами себе руководитель
· Постоянное саморазвитие
· Можно запустить свой бренд и свое производство
· Нет потолка дохода
· Рынок маркетплейсов только начал расти, еще много свободных ниш
· При правильном подходе ведение бизнеса можно полностью переместить на удаленку: товар закызываете онлайн через байера (либо на своем производстве), карго доставляет до фулфилмента, фулфилмент упаковывает и поставляет на склад, менеджер оптимизирует карточку и контролирует план поставок. За вами остается контроль за процессом и правильная расстановка задач.
Подытожим.
Чтобы начать зарабатывать на маркетплейсах, не обязательно иметь большой стартовый капитал. Если нет первичных инвестиций – можно начать с работы менеджером, таким образом вы наберетесь опыта, изучите принципы работы с площадкой и подкопите средств на стартовый капитал.
Работать с чужими брендами на перепродаже можно, но лучше всего свести конкуренцию к минимуму и подбирать уникальный товар.
Чем выше конкуренция, тем больше вероятность демпинга, снижения потенциала продаж и больших затрат на рекламу.
Создание своего личного бренда – самый дорогой способ, но самый перспективный в плане долгосрочной работы. Не нужно торопиться и создавать свой личный бренд, если вы не уверены, что этот товар будет хорошо продаваться на маркетплейсах. Сначала нужно делать тесты товара, анализировать продажи, считать юнит экономику и только потом принимать решение о регистрации своего собственного бренда.