Очень красивый, жесткий, эстетский спектакль.
#theaterlovers
«Царь Эдип» Римаса Туминаса.
Решила обновить впечатления о гениальном спектакле.
Премьера была в 2016 году в Греции.
Миры фантасмагорий и фантазий сдержанного внешне Римаса Туминаса завораживают, задают много вопросов,но скудны на ответы.
«Царь Эдип» - завораживающе страшный, стильный, исключительно красивый сон режиссера о закономерностях базовых этических понятий, изучив которые, можно разобраться как в микрокосме человека, так и в макрокосме без привязки ко времени, эпохе, действующим лицам.
Да, классический сюжет всем известен, пересказывать смысла не вижу.
На его примере (всего лишь примере, или как принято писать в юридических текстах, «включая, но не ограничиваясь») зрителю предлагается самостоятельно ответить для себя на вопрос о раскаянии, признании вины и смысле этого действа, осознании себя и важности такой осознанности.
О том, возможна ли коллективная ответственность при отсутствии покаяния главного виновника.
О том, какое наказание должны (и должны ли?) нести вольные и невольные пособники злодеяния, даже если изначально ставили благую цель.
Может ли быть зло во спасение, или зло никогда не обернется добром.
Режиссер убежден в неотвратимости коллективного наказания всего народа (подобно мору в Фивах) в случае отсутствия осознания вины и раскаяния за деяния лидеров (пусть и не вчера совершенных).
Туминас препарирует вопрос возможности замалчивания давнишнего зла (тем более что цель-то была благая-спасение государства) и наглядно показывает, что зло не может быть совершено во благо (на вопрос о слезинке ребенка он отвечает решительно, без возможностей двояких смыслов).
Только покаяние.
Иным способом избавиться от чудовищных последствий старых поступков невозможно.
Царь Эдип Римаса Туминаса пусть и не сразу, но справился.
Царица тоже не сразу, но справилась, да и справилась ли? Горе и самоубийство, по мнению режиссера, не означают покаяния и не искупают грех.
Но пособники зла из низов (да, те милые пастухи, спасшие младенца Эдипа) убеждены в том, что поступили правильно.
Режиссер оставляет этот вопрос открытым - можно ли требовать раскаяния и признания вины от тех, кто совершил на самом деле гуманный поступок (спас младенца Эдипа, отвергнутого матерью, скрыл его происхождение и передал другому пастуху), приведший к глобальному конфликту и страданиям тысяч людей.
Правда имеет свойство выходить наружу, а мерзкие поступки лидеров государств, пусть и неосознанные (хотя убийство на перекрестке трех дорог не может быть неосознанным, даже если оно случилось и не в окрестностях античного Коринфа и Фив, а в одном соседнем государстве) - приводят к чудовищным бедствиям.
Да, и спектакль безумно красив.
Актерски очень понравился Эдип - Виктор Добронравов и Царица Иокаста - Людмила Максакова. Она, уже догадавшаяся обо всем, умоляла мужа - сына Эдипа умолчать о своем происхождении и убийстве Лая, но Эдип отказывается, чем и дает надежду всему народу.
Все же какого острого, пронзительного режиссера мы утратили… да, со своим узнаваемым театральным языком, своей системой образов, жесткого.
В «Эдипе» вся декорация - это большая псевдометаллическая труба на сцене. Выше раза в два человеческого роста, этот коленвал периодически сметает со сцены кого-то из персонажей либо всех (в конце), кто-то выбирается наверх этой трубы и вещает с нее (Эдип в самом начале).
Кого-то «пригвождает» к этому образу судьбы, как Царицу, и только Белый и Черный Ангелы (две девушки с белыми и черными крыльями) ни разу не были сметены этим валом.
Спектакль завершается тем, что вал катится на двух девочек-подростков, дочерей и сестер Эдипа. Они бегут, но понимают, что не успеть и вал быстрее их. Тогда они отважно оборачиваются лицом к судьбе и руками пытаются не просто сдержать эту силу, но и откатить ее от себя и от зрителей.
Им это удается. Нужна ли более четкая метафора мысли режиссера?
Поймем ли мы теперь все смыслы, которые режиссер вкладывал в спектакль, оказавшейся пророческим в бОльшей степени, чем предполагал автор?
#эдип #римастуминас