Найти тему
Лучшее на Урале

Удивительные авантюристы. Капитан Руднев.

"Варяг"
"Варяг"

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний
парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Вы удивитесь, но стихи этой популярной песни написал австрийский поэт Рудольф Грейнц, а перевела Е. М. Студенская. И в первом, и во втором вариантах во второй строчке присутствует слово "парад". Не бой, а именно "парад"! И парад этот удался капитану первого ранга Всеволоду Фёдоровичу Рудневу на славу! Поэтому я отношу его к числу удивительных авантюристов.

Давайте определимся, где происходило дело. Чемульпо - это старое название южнокорейского города Инчхон, расположен он на западном берегу Корейского полуострова, рядом с Сеулом. До Порт-Артура - примерно пятьсот километров морем.

Борис Ливанов в роли Руднева, фильм 1946 года
Борис Ливанов в роли Руднева, фильм 1946 года

6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Руднев узнал об этом от капитанов иностранных судов. Для всех было ясно, что вот-вот начнется война.

8 февраля после обеда канонерская лодка "Кореец" пыталась выйти в море, но встретила японские корабли и вынуждена была вернуться в порт. "Кореец" подвергся торпедной атаке по инициативе командира эсминца "Кари", хотя война не была еще объявлена. Вечером того же дня Япония начала высадку десанта в видимости русских кораблей, которые этому не препятствовали.

Итак, война еще не объявлена де-юре, но после атаки на "Кореец" объявлена де-факто. Выход русским кораблям закрывала японская эскадра, состоящая из двух броненосных крейсеров, четырех бронепалубных и трех эсминцев.

Что же из себя представляли русские корабли?

"Варяг" - бронепалубный крейсер, введен в эксплуатацию в 1901 году. Водоизмещение 6600 тонн, главный калибр (152 миллиметра) был представлен 12 орудиями. Броневая палуба прикрывала машины и орудийные погреба. Также была бронирована боевая рубка. Вдоль бартов располагались угольные ямы, которые могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня. Первоначально "Варяг" был весьма быстрым кораблем, но из-за плохого обслуживания на момент "парада" мог развивать только 14 узлов.

"Варяг"
"Варяг"

Канонерская лодка "Кореец" - вооруженный пароход водоизмещением 1300 тонн, бронирования нет. Скорость около 13 узлов.

"Коррец"
"Коррец"

Итак, ночь с 8 на 9 февраля 1904 года. Напрашивается произвести попытку прорыва в темноте, проскочить мимо японских кораблей. Но обратите внимание, какую скорость развивали русские корабли! Даже при благоприятных обстоятельствах их на следующее утро обнаружили бы в море и атаковали. Руднев от ночного прорыва воздержался, официально война еще не была объявлена.

А утром японцы сообщили Рудневу о начале войны. Русским кораблям предполагалось до 12 часов покинуть порт, иначе они будут атакованы на месте стоянки.

Около 12 часов русские корабли снялись с якорей и двинулись в сторону открытого моря. Никакого удовлетворительно плана у Руднева не было. Действовать приходилось против многочисленного флота противника, преимущество в скорости было у японцев.

Японские крейсера методично расстреливали "Варяг" с дальней дистанции фугасными снарядами. Русские бронебойные снаряды на большом расстоянии были неэффективные, к тому же канониры стреляли неточно.

Точных данных о русских потерях не имеется, судя по всему убиты и ранены были около ста членов команды "Варяга". На Корейце" потерь не было. Японские силы не одного человека не потеряли.

Я могу понять японских камикадзе периода Второй Мировой войны. Они намеренно шли на смерть, намереваясь нанести урон противнику. Но чтобы идти на смерть, не имея никаких шансов на успех, надо быть удивительным авантюристом. Если это подвиг, то только "подвиг" в кавычках.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал. Согласитесь, есть в награждение этим орденом что-то двусмысленное. По существу, Руднев помог японцев, выведя из строя сотню своих моряков.

"Варяг" был затоплен на мелководье, Руднев рассчитывал на его подъем русскими после победы в войне. Однако все пошло по-другому, война была проиграна и корабль подняли японцы.

"Варяг" после поднятия японцами
"Варяг" после поднятия японцами

Окончательно нашел свой конец "Варяг" в 1920 году, на другой стороне земного шара. Корабль буксировали на слом в Германию, но он сел на мель у западных берегов Шотландии, и постепенно был разобран.