Легендарный новгородец Вадим Храбрый, он также известен под именем Вадим Хоробрый, или Вадим Новгородский жил в IX веке. Этот человек прославился тем, что поднял мятеж против князя Рюрика, возглавив взбунтовавшихся новгородцев в 864 году.
Мятеж новгородцев против «новоиспечённого» князя Рюрика
Когда этот предводитель восстания родился, где и у каких родителей? Достоверно не известно. В «Повести временных лет», которая описывает события с библейских времен, ничего об этом Нестор не пишет. Описание новгородской смуты появляется в более поздних летописях XVI века. В этих летописях так же рассказывается о «Юрике-новоселе», в котором многие усматривают имя Рюрика, правившего княжеством и постоянно увеличивающего дань с новгородцев, что и послужило одной из причин восстания.
Загадочный Вадим Храбрый (Новгородский)
Согласно нашим источникам смута началась спустя пару лет после призвания варягов (а именно Рюрика с братьями) в 862 году для княжения в Новгородском крае. Безусловно, что свободным новгородцам не пришлось по нраву своеволие князя Рюрика, недовольный ропот вспыхнул бунтом и в апогее перерос в восстание, которое возглавил некий гражданин Великого Новгорода по имени Вадим. В ходе подавления волнений Вадим, вместе с большинством своих сподвижников был убит в 864 году, а восстание сошло на нет. Остаётся загадкой: кто же такой этот Вадим?
Русский историк XVIII века В. Н. Татищев пишет, что Вадим происходил из рода словенских (ильменские словене) князей. Используя, опубликованную им, Иоакимовскую летопись историк заявлял Вадима Храброго внуком от старшей дочери Гостомысла, которая была замужем за Изборским князем. Рюрика же считал внучком от средней дочери. То есть, во всех этих событиях прослеживалась узурпация власти Рюриком в обход Вадима, который как внук от старшей дочери имел, якобы, больше прав управлять Новгородом.
Нечто подобное пишет и Владимир Васильевич Мавродин - советский историк, специалист по истории древнерусской государственности: "вокняжение Рюрика в Новгороде" произошло в результате переворота. По его же мнению сопротивление новгородских "мужей" было "длительным и сильным".
Версий «нескончаемый поток»
Иные ученые-историки, упоминая сказание о Вадиме, утверждают, что это вымысел. А кое-кто считают, что это сказание объясняет присутствие его в летописях смутой и недовольством новгородцев варягами. С большой долей вероятности, некоторые варяги были убиты во время бунта. За что местным жителям в полной мере отомстили.
Также есть мнение, что восстание Вадима Храброго не могло произойти в Новгороде в 864 году, как описано в летописи, так как, согласно некоторым археологическим фактам, тогда не существовало Новгорода. Тем не менее, в то время уже была Ладога, где варяг Рюрик и начал княжить в 862 году. Саму же Ладогу, по некоторым версиям, могли называть и Нова-город, что созвучно Новгороду. Есть так же мнение о том, что «наш Герой» мог иметь совершенно другое имя. Так, например, считается, что «Вадим», это не имя, а глагол - «водим», который может быть понят как «передовой», «проводник» и даже «коновод».
Также есть мнение, в котором имя Вадим относят к дружинной лексике и, согласно ей, могло обозначать воеводу, вождя, предводителя. Следовательно, и конфликт «воеводы Вадима» и Рюрика можно рассматривать и как столкновение двух группировок дружины.
Однако это лишь версии историков, которые зачастую основаны на предположениях и довольно спорных фактах. На мой взгляд, все версии имеют право на существование в условиях тотальной ограниченности достоверной источниковой среды.
Как бы то ни было, но в истории и литературе Вадим Храбрый остался
Следует отметить, что Вадим Храбрый и внук Гостомысла, Рюрик, согласно преданию, все-таки были в конфликте, который привел к убийству Вадима.
Подводя итог вышеописанному, можно сказать, что восстание новгородцев под предводительством Вадима Храброго против Рюрика и варягов факт, который имеет подтверждения в древнеславянских летописях и в определённой мере научные обоснования. Также имеется ряд косвенных доказательств, говорящих об этих событиях, происшедших в 864 году.
Немаловажно что, Вадим Храбрый является и литературным персонажем и упоминания о нем в художественных произведениях основаны на признанных источниками документах. Так, например, Екатерина II упоминает его в своем произведении – «Историческое представление из жизни Рюрика».
Позднее, известный российский писатель Я. Б. Княжнин написал трагедию под названием «Вадим Новгородский». А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов также брались за работу над этим сюжетом, так как их взволновала как личность, так и судьба Вадима Храброго, упомянутого в популярном тогда "бестселлере" История государства Российского» Н.М. Карамзина.
Хотелось бы в завершение обратить внимание на следующий момент: в первобытных сообществах, далеко не всегда власть передавалась по наследству. Зачастую она достигалась через противоборство. и т.п. Поэтому то, что это произошло в Древней Руси, не было, чем-то необычным, выходящим за рамки обыденного сознания. Тем более что лествичное право по византийскому обычаю было введено на Руси, уже после принятия христианства.