Найти тему
Солнце Севера

Какие меры по поднятию рождаемости в России будут действенны? Отклики на законопроект о чайлдфри

Госдума РФ 17 октября приняла в первом чтении законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри. Принять его окончательно планируют позже, после доработки.

Законопроект сейчас предлагает штрафы за пропаганду чайлдфри для физлиц – от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц – от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.

Законопроект создал почву для дискуссий не только о своей целесообразности, но и о необходимости иных мер, направленных на исправление демографической ситуации.

Политический аналитик Мария Сергеева высказывает на своём канале Homo Politicus (ТГ mariasergeyeva) «крамольную мысль»:

Выскажу крамольную по нынешним временам мысль.
В низких демографических показателях в России виноваты не запрещенные экстремистские лгбт и чайлдфри, а также пока ещё не запрещенные квадроберы. На демографию влияет недоступность жилья, рост цен, страх за будущее, плохая экология и нездоровый образ жизни.
Но с этим всем бороться долго, сложно и системно нужно. А вот каких-нибудь квадроберов сначала раскрутить как угрозу, а потом упобедюкать запретами легко.

Царьград ТВ (ТГ tsargradtv) однозначно одобряет законопроект и считает чайлдфри опасным для общества и страны:

Важно понимать, что закон не затрагивает тех, кто по личным причинам не хочет или не может иметь детей. Запрещать женщинам не рожать никто не будет. Руководитель проекта «Демографическая платформа.РФ» Сергей Чесноков в разговоре с Царьградом объяснил, что законопроект затрагивает только радикальную пропаганду, популяризацию бездетности.
Чайлдфри — это очередная субкультура, которая оттягивает демографическую энергию, так же как и ЛГБТ*, субкультура абортов, субкультура разводов. За понятием «чайлдфри» зачастую скрывается более радикальная идеология — child hate, которая подразумевает ненависть к детям. Под обёрткой чайлдфри может скрываться и ненависть к материнству.
Чайлдфри — целенаправленный подрыв демографии. По сути, приверженцы движения вносят прямой вклад в то, чтобы погубить нашу страну.

Предложения о том, как поправить демографические проблемы, предлагает канал «Русский Восток» (ТГ Russkij_Vostok):

Нужно победить «чайлдфри» внутри самосознания русских людей. Идея эта не нова, и нельзя говорить об её исключительно зарубежном происхождении. «Чайлдфри» у нас сформулировано по-преимуществу всем известной фразою: «Нечего плодить нищету». И оно даже не из «безбожного» XX века. Словари знают его употребление в литературных текстах XIX века.
Этим выражением оправдываются и аборты, и образ жизни без детей. Между тем, оно опровергаемо. На этот счёт можно привести убедительные аргументы, как это делает протоиерей Андрей Ткачёв, который в своей проповеди собрал примеры успешных людей, выросших в многодетных семьях: это Д. И. Менделеев, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, К.М. Победоносцев, М.Т. Калашников и многие другие.
Но опровергают это поговорку не только такие примеры, но и научные исследования.
«…при прочих равных условиях в многодетных семьях, как правило, создаётся лучшая среда для социализации и всестороннего развития детей, – отмечает доктор социологических наук, академик РАЕН А. В. Милёхин. - За последние 10 лет среди многодетных втрое выросло число тех, кто имеет высшее образование (33%), и это больше, чем во всех других группах с меньшим числом детей в семье».
Расхожие фразы вроде упомянутой, тем не менее, могут быть более убедительными для большинства, чем примеры из жизни и научные исследования.
Но отчаиваться не надо: в народе ещё не так давно скорее доминировала позитивная оценка родительства, также отпечатлённая в языке: «Тот не умирает, кто детей не покидает», «У кого детки, у того и ягодки».
Примечательно, что во всех этих поговорках сулится выгода от деторождения (хотя есть и с иным посылом: «У кого детки, у того и бедки»).
Однако поговорки эти взяты из словаря, а не из жизни.
Слышима, пожалуй, сегодня только одна поговорка, да и та в церковной или околоцерковной среде: «Дал Бог зайку – даст и лужайку», – которая свидетельствует о материальной озабоченности родителей.
Сегодня такие месседжи можно «запускать в народ» через культуру и киноискусство в частности.
Но для этого нужна глубокая работа с языком. Вообще, если мы возьмём народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, то не найдём в нём голой пропаганды идеалов: всегда речь идёт о конкретных и ощутимых последствиях.
Например, о милостыне говорили некогда: «Храни богатство в животе нищих». И не зря. Психологически это гораздо приемлемей: не отдай, расстанься, раздай – такие призывы милы только слегка юродивым (в самом хорошем смысле) пассионариям, готовым перевернуть себя и мир. А у простых людей часто вызывают изжогу. А вот акцент на том, что ты тем самым богатство сохраняешь, как бы отдаёшь в небесный банк под проценты (такой образ использовал преп. Паисий Святогорец), чтобы получить его сторицей, может менять отношение.
Но этого самого по себе будет недостаточно. «Чайлдфри» в каком-то виде было всегда, как всегда были желающие «пожить для себя», только тенденция эта в последнее время всё усиливается. Переломить то, что передаётся из поколения в поколение, уже как минимум две сотни лет просто так не удастся.
И одной из ключевых составляющих этого процесса может стать только деиндивидуация самоознания – восприятие каждым человеком себе частью единого целого, большого народного организма.
Обеспечить языковую, терминологическую и идейную основу этому процессу может православная Церковь и отечественная философия, занимавшаяся разработкой темы соборности и симфонической личности.

ТГ-канал «Мёртвый якорь» (ТГ mooring_anchor) считает индивидуализм и чайлдфри – не связанными явлениями:

Честно говоря, не понимаю отождествления бездетности с индивидуализмом.
Люди обычно любят, чтобы чадо было на них похоже и стараются максимально передать ему свою индивидуальность.
Для женщины, насколько я их понимаю, деторождение – это тоже элемент самореализации. Для мужчины наверно в меньшей степени, но тоже около того.
Сомневаюсь, что кто-то рожает детей исходя из идеи общественного блага.
Чайлдфри – да, дегенеративная идеология. Культура ущемления по поводу орущих детей и «яжематерей» раздражает больше, чем сами орущие дети.
Но, чайлдфри – это не партия и не организация, которая может быть разгромлена и дело с концом. Стало быть законом этим будут палить в белый свет как в копеечку.
Хотелось бы, чтобы главным направлением специальной демографической операции была защита материнства и детства, а не очередные запретительные законы.
Основная проблема запретительных законов в том, что они неоткалиброваны с учетом административных перестраховщиков и просто перестраховщиков, которые разумно опасаются первых.
Не знаю, удержали эти законы кого-то от сексуальных перверсий или нет, но проблемы книготорговцам создали не иллюзорные.
Вот будет опять гулять по сети непонятно кем составленный список книг, на этот раз проповедующих бездетность. И будут директора школ и книготорговцы прятать от детей Шопенгауэра на всякий случай.

Психолог и мама семерых детей Анна Владленовна Князева (ТГ knyazevapsy) обращает внимание на то, что отношение к деторождению закладывается в семье:

Я, будучи бабушкой уже 8-ми внуков (и еще не вечер) пытаюсь распредметить, что такого мы делали как родители, что наших детей деторождение не пугает.
Думаю, список формирующих причин примерно такой:
1. Радость и творческая самореализация в родительстве нас с мужем, т.е родительство - не повинность, а желанная сфера приложения творческих сил
2. Позитивное отношение к беременностям, родам и младенцам - они не пугают, а радуют
3. Достаточно совместной деятельности нас родителей с детьми - это канал сплочения семейной системы и канал передачи ценностей
4. Не потребительская, а созидательная ориентировка в развитии нас как личностей и семьи в целом (хотя совсем этого не удалось избежать)
5. Несмотря на внимание к детям, супружеские отношения у нас всегда оставались в фокусе и были источником счастья и ресурсом для родительства (счастливые родители - вдохновляющий пример для детей)
6. Хотела бы написать еще - церковь, но, скорее, встроенное в ценности христианское мировоззрение - мне бы хотелось верить, что это повлияло

Целесообразность законопроекта действительно вызывает вопросы, в то время как хочется в целом приветствовать озабоченность представителей законодательной власти проблемами демографии. Только, солидарны с большинством участников дискуссии, действовать надо не запретительными, а поощрительными методами. Дети должны нести счастье и достаток, и политика государства должна быть направлена на поддержание семей с детьми и формирование позитивного образа родительства.

В целом же наши предложения по исправлению демографической ситуации ранее сформулировал руководитель культурного пространства "Солнце Севера" Николай Арутюнов.

Безусловно, появление ребёнка для человека – шаг к преодолению индивидуализма, к реализации в более широком контексте, к становлению личностью. Запрещать иной выбор никто не предлагает, но общественный консенсус о положительной роли детей в саморазвитии (а это то, на чём сегодня сфокусирована современная информационная повестка, то, чего ищут люди) должен быть установлен. Доводов в этом отношении можно найти огромное множество.