В наше время популярность набирают покупки на маркетплейсах, ведь это удобно и купить можно практически всё: одежду, обувь, бытовую технику, продукты питания, всё для дома, подарки. При этом заказать можно как доставку на пункт выдачи заказов, где заказ будет храниться несколько дней, так и курьером на дом. А какой выбор маркетов: Wildberries, Ozon, Lamoda, ЯндексМаркет, СберМегаМаркет, aliexpress, перечислять можно долго. Сегодня хочу поговорить о покупателях, а точнее о проделках некоторых из них. Мне будет интересно узнать также Ваше мнение, после прочтения статьи буду рада почитать комментарии на этот счёт.
На маркетплейсах присутствуют различные категории товаров, правила возвратов на которые распространяется в зависимости от товара. На примере с одеждой, есть товары, от которых отказаться возможно только при получении на пункте выдачи заказов: к такой категории относятся белье, купальники, корсеты; а есть товары, вернуть которые покупатель может в течении определённого времени, например на wildberries на возврат платья предусмотрено 14 дней, на OZON срок возврата 30 дней, а если есть подписка «премиум», то срок на возврат и вовсе увеличивается до 60 дней.
Продавец, таким образом, становится наиболее уязвим и фактически не защищён. Ведь для некоторых категорий граждан это «лазейка», с помощью которой не очень добросовестные покупатели заказывают одежду, носят её, а когда подходит срок на возврат, без зазрения совести возвращают использованный товар на пункт выдачи заказов и оформляют возврат. Как некоторые пункты принимают такие товары для меня остаётся загадкой. Ведь для возврата товара необходимо, чтобы изделие было без следов носки. И что меня больше всего удивляет, на такое поведение не влияет доход человека, это менталитет такой. Вот просто у человека в порядке вещей заказать вещь, поносить и после себя сдать изделие, чтобы оно отправилось следующему покупателю, а себе заказать новый товар.
Вот буквально вчера снова на глаза попалась история, где девушка рассказала о своей подруге: «заказывает вещи, носит и потом сдаёт. В лучшем случае постирает. Сколько с ней ни говорила, ни объясняла, что так делать непросто некрасиво, но ещё и продавец несёт убытки - ей все равно. При этом я сама продавец и постоянно ей жалуюсь на возвраты и подмены».
В другом чате увидела объявление фотографа, в котором фотограф указала, что ищет модель, предлагает фотосессию в таком-то стиле и наряд под фотосессию с модели, даже порекомендовала в этом же объявлении заказать одежду на маркетплейсе и потом сдать. Интересно, с оплатой своих услуг фотографа устроила бы такая схема? Фотосессию заказчик оплатил, фотографии получил, скачал и после сказал бы: «хочу вернуть фото, мне не подошло».
Кстати, про подмены.
Подмены - тоже не редкость. На маркетплейсах одно время я как продавец постоянно пользовалась методом отправки товаров со своего склада (по фбс), - это когда товар находится на складе продавца, человек оформляет заказ, продавцу приходит уведомление и товар в обозначенное время на выбранном пункте выдачи заказов или через почту отправляет товар покупателю. Всегда всем знакомым при таком методе рекомендовала фиксировать видео сборки товара при отправке, сама снимала на видео каждую заказанную единицу, отправляла, а в случае, если покупатель отказывался от товара, товар возвращался на пункт выдачи и я шла его забирать, тоже под видеозапись прям на ПВЗ. Помню своё изумление, когда вместо платья мне приехала чья-то мотня (парик). Приезжали обратно и другие товары, не мои, трусишки, носочки, всякая мелочь.
Помимо продаж с собственного склада существует и другой метод, удобный и для продавца и для покупателя по скорости - продажи со склада маркетплейса. Минус такого метода в том, что отгрузив товар на склад, продавец далее физически не имеет возможности отслеживать возвратные отправления и если произошла подмена или вытащили часть комплекта/аксессуар, то изъять такую единицу становится сложнее и такой товар может долгое время кататься в таком виде от покупателя к покупателю, создавая головную боль для продавца.
Отследить на каком этапе произошла подмена продавец, к сожалению, не в силах. Поэтому, если Вы заказали товар, а Вам приехал кот в мешке, вероятнее всего на каком-то из этапов была осуществлена подмена третьими лицами, продавцы в таком мероприятии не заинтересованы.
Так что, на маркетплейсах бывает всякое и это лишь нюансы. Конечно хотелось бы прозрачности на каждом из этапов при работе с маркетплейсами, чтобы механизм защиты продавцов однажды начал работать, исключая такие случаи.
Мне кажется, что в одежде сроки на возврат могли бы быть и поменьше, а как считаете Вы? Как относитесь к подобным проделкам? Может быть и у Вас есть какие-то увлекательные истории про маркетплейсы, поделитесь в комментариях, с удовольствием почитаю.
Приглашаю ознакомиться также с публикациями: