Главная вещь мужчины в оружейных традициях
Испокон веков у многих народов нож был едва ли не главной вещью мужчины, символом его статуса, знаком его чести и доблести, удостоверением личности, визитной карточкой и еще многим другим. Символическое значение ножа усиливали металл, из которого он был сделан, и орнамент, его украшавший.
Во многих народных традициях металлу приписывали божественное и чудодейственное происхождение. Верили, что железо (метеоритное) явилось с небо и потому заряжено небесной сакральной энергией. Искусно сделанные ножи с самого начала были исполнены магической силы, выполняя свое предназначение молчаливых и верных спутников человека. Не случайно у многих народов мира нож считается существом одушевленным. В самом деле, у него есть язык – острие, душа – благотворная или смертоносная сила, способность как сохранять жизнь и честь человека, так и губить их.
И сегодня, каждый мужчина сознательно и бессознательно, держа в руках нож, чья форма выкована веками, чувствует его магическую власть. Нож передает свою силу любому, кто обхватил его ножны. Такая вещь воплощает мужские мечты и ценности. Именно это он ищет в современности, выбирая художественное оружие, и готов при этом менять материальные ценности на ценности воплощенные. Авторское оружие создается для конкретного человека, своего хозяина. В результате, если в изделии все сделано правильно, как в талантливом художественном тексте, человек должен узнать себя. Это самое узнавание (надо же, как Вы, уважаемый художник, все сделали – вот я примерно это и хотел, только не знал как сказать!), есть свидетельство художественности.
Настроение и характер авторской задумки
Настоящий художник- оружейник, создавая свое произведение, обязан учитывать его функциональные возможности и обеспечить технические характеристики. И, конечно, в этом оружии заложить либо что- то конкретное, либо, наоборот – вымышленное, сказочное. Автор передает это через настроение и характер образа, где клинок и рукоять в равной степени участвуют в процессе восприятия всей вещи. Если замысел художника требует добавить к этому ножны, подставку или еще какие – либо элементы, помогающие создать художественный образ, то в итоге может получиться законченная композиция, где все детали соединены в единое целое.
В авторском оружии первоклассное владение оформительскими приемами является обязательным правилом. Среди современных авторских изделиях наиболее часто встречаются такие техники, как гравировка, резьба по металлу, дереву, кости, художественное литье, травление.
Златоустовская оружейная школа
Мастера Златоуста (Иван Бушуев, Иван Бояршинов) внесли значительный вклад в создание русского охотничьего клинкового оружия, в частности ножей. Самими мастерами и их учениками накоплен большой багаж художественных оформительских приемов, применяемых в современных ножевых изделиях. Художники мастерской Практика, соблюдая традиции классической златоустовской гравюры на металле, в основе которой лежат гравировка и травление, с применением золочения, серебрения, никелирования украшают клинковое оружие и бытовые предметы. 90% работ мастерской, авторские. Их можно увидеть на крупных выставках, престижных демонстрациях, ювелирных показах, музеях. Благодаря сохранению традиций в мастерской, современное развитие Златоустовской гравюры обретает новые формы, при этом не нарушая заложенные принципы школы Ивана Бушуева. Мастера передают знания из поколения в поколение и активно применяют традиционные для этого художественного и оружейного центра материалы, а также приемы их обработки. Границы авторских и серийных предметов размыты, они различаются в большей степени качеством и ювелирностью исполнения. Но разнообразие обработки материалов и уникальное сочетание сложных техник можно увидеть только в авторских изделиях. Например, нож-кобра, разработанный художником Купатовым Анатолием, который очень нравится покупателям в России и зарубежом, получил заслуженную оценку благодаря уникальному, гармоничному сочетанию формы и украшенности.
«Как ни странно, идея создания ножа в виде кобры пришла мне при просмотре мультфильма «Маугли» - говорит автор, «Именно грациозность кобры и ее опасность пробудили ассоциации с ножом. Если присмотреться: тонкий кончик хвоста змеи – это острие клинка, длинное изящное тело – сам клинок в ножнах, переходящий в рукоять (с вертикальными просечками в плетенку), голова змеи– навершие рукояти ножа. Я, конечно, попытался создать королевскую кобру, с короной. Форма, получилась новая, не избитая, отходит от классических догм охотничьих ножей. Но при этом функции рабочего ножа сохранились. Это такой же крепкий к использованию и функционалу охотничий нож. Форма и украшенность особенная – в стиле ретро модерн. Сочетание черных, золотых и белых орнаментов на металлических элементах ножа, напоминают кожу змеи. Тончайшие гравюры, нанесенные на поверхность вызолоченного металла клинка и ножен, отчетливо выделяются, придавая ножу особенно нарядный вид».
Художник, создавая оружие, не просто вложил душу, он зарядил его любовью, добром и теплом своего сердца. Творчество, как известно, это диалог с материалом (который что-то позволяет сделать, а что-то нет), с формой или образом будущего предмета (который нужно уловить), предназначением вещи (которое диктует и материал и форму), со своими собственными способностями (даже у мастера не каждый раз что-то получается). Мастер – это дирижер, при котором оркестр звучит как единое целое. А без него – вообще не звучит.
Необычно, красиво и изящно
Любое произведение искусства очень избирательно в том смысле, что оно само решает, кому нравиться, а кому нет. Все критерии, по которым мы отличаем настоящее от подделки, которыми мы определяем искусство, можем ли отличить правду от фальши, зависят от нашей душевной чистоты и гармонии внутри нас. Мы как заказчики выступаем той внешней силой, которая делает возможным создание определенной вещи более чем традиционной – холодного оружия. Хочется, чтобы было «необычно, нормально и красиво». «Необычно» - это выражение своей индивидуальности, желание воплотить свою неординарность. Для этого мы обращаемся к предметам, за которыми стоит история и выработанные временем нормы. А чтобы все было гармонично нам помогает красота, ведь она, как известно, есть гармония и естественный баланс.