Найти в Дзене

Авторский нож "Кобра" как символ наступающего года Змеи

Испокон веков у многих народов нож был едва ли не главной вещью мужчины, символом его статуса, знаком его чести и доблести, удостоверением личности, визитной карточкой и еще многим другим. Символическое значение ножа усиливали металл, из которого он был сделан, и орнамент, его украшавший. Во многих народных традициях металлу приписывали божественное и чудодейственное происхождение. Верили, что железо (метеоритное) явилось с небо и потому заряжено небесной сакральной энергией. Искусно сделанные ножи с самого начала были исполнены магической силы, выполняя свое предназначение молчаливых и верных спутников человека. Не случайно у многих народов мира нож считается существом одушевленным. В самом деле, у него есть язык – острие, душа – благотворная или смертоносная сила, способность как сохранять жизнь и честь человека, так и губить их. И сегодня, каждый мужчина сознательно и бессознательно, держа в руках нож, чья форма выкована веками, чувствует его магическую власть. Нож передает свою сил
Оглавление

Главная вещь мужчины в оружейных традициях

Испокон веков у многих народов нож был едва ли не главной вещью мужчины, символом его статуса, знаком его чести и доблести, удостоверением личности, визитной карточкой и еще многим другим. Символическое значение ножа усиливали металл, из которого он был сделан, и орнамент, его украшавший.

Во многих народных традициях металлу приписывали божественное и чудодейственное происхождение. Верили, что железо (метеоритное) явилось с небо и потому заряжено небесной сакральной энергией. Искусно сделанные ножи с самого начала были исполнены магической силы, выполняя свое предназначение молчаливых и верных спутников человека. Не случайно у многих народов мира нож считается существом одушевленным. В самом деле, у него есть язык – острие, душа – благотворная или смертоносная сила, способность как сохранять жизнь и честь человека, так и губить их.

И сегодня, каждый мужчина сознательно и бессознательно, держа в руках нож, чья форма выкована веками, чувствует его магическую власть. Нож передает свою силу любому, кто обхватил его ножны. Такая вещь воплощает мужские мечты и ценности. Именно это он ищет в современности, выбирая художественное оружие, и готов при этом менять материальные ценности на ценности воплощенные. Авторское оружие создается для конкретного человека, своего хозяина. В результате, если в изделии все сделано правильно, как в талантливом художественном тексте, человек должен узнать себя. Это самое узнавание (надо же, как Вы, уважаемый художник, все сделали – вот я примерно это и хотел, только не знал как сказать!), есть свидетельство художественности.

Настроение и характер авторской задумки

Настоящий художник- оружейник, создавая свое произведение, обязан учитывать его функциональные возможности и обеспечить технические характеристики. И, конечно, в этом оружии заложить либо что- то конкретное, либо, наоборот – вымышленное, сказочное. Автор передает это через настроение и характер образа, где клинок и рукоять в равной степени участвуют в процессе восприятия всей вещи. Если замысел художника требует добавить к этому ножны, подставку или еще какие – либо элементы, помогающие создать художественный образ, то в итоге может получиться законченная композиция, где все детали соединены в единое целое.

В авторском оружии первоклассное владение оформительскими приемами является обязательным правилом. Среди современных авторских изделиях наиболее часто встречаются такие техники, как гравировка, резьба по металлу, дереву, кости, художественное литье, травление.

-2
-3

Златоустовская оружейная школа

Мастера Златоуста (Иван Бушуев, Иван Бояршинов) внесли значительный вклад в создание русского охотничьего клинкового оружия, в частности ножей. Самими мастерами и их учениками накоплен большой багаж художественных оформительских приемов, применяемых в современных ножевых изделиях. Художники мастерской Практика, соблюдая традиции классической златоустовской гравюры на металле, в основе которой лежат гравировка и травление, с применением золочения, серебрения, никелирования украшают клинковое оружие и бытовые предметы. 90% работ мастерской, авторские. Их можно увидеть на крупных выставках, престижных демонстрациях, ювелирных показах, музеях. Благодаря сохранению традиций в мастерской, современное развитие Златоустовской гравюры обретает новые формы, при этом не нарушая заложенные принципы школы Ивана Бушуева. Мастера передают знания из поколения в поколение и активно применяют традиционные для этого художественного и оружейного центра материалы, а также приемы их обработки. Границы авторских и серийных предметов размыты, они различаются в большей степени качеством и ювелирностью исполнения. Но разнообразие обработки материалов и уникальное сочетание сложных техник можно увидеть только в авторских изделиях. Например, нож-кобра, разработанный художником Купатовым Анатолием, который очень нравится покупателям в России и зарубежом, получил заслуженную оценку благодаря уникальному, гармоничному сочетанию формы и украшенности.

«Как ни странно, идея создания ножа в виде кобры пришла мне при просмотре мультфильма «Маугли» - говорит автор, «Именно грациозность кобры и ее опасность пробудили ассоциации с ножом. Если присмотреться: тонкий кончик хвоста змеи – это острие клинка, длинное изящное тело – сам клинок в ножнах, переходящий в рукоять (с вертикальными просечками в плетенку), голова змеи– навершие рукояти ножа. Я, конечно, попытался создать королевскую кобру, с короной. Форма, получилась новая, не избитая, отходит от классических догм охотничьих ножей. Но при этом функции рабочего ножа сохранились. Это такой же крепкий к использованию и функционалу охотничий нож. Форма и украшенность особенная – в стиле ретро модерн. Сочетание черных, золотых и белых орнаментов на металлических элементах ножа, напоминают кожу змеи. Тончайшие гравюры, нанесенные на поверхность вызолоченного металла клинка и ножен, отчетливо выделяются, придавая ножу особенно нарядный вид».

Художник, создавая оружие, не просто вложил душу, он зарядил его любовью, добром и теплом своего сердца. Творчество, как известно, это диалог с материалом (который что-то позволяет сделать, а что-то нет), с формой или образом будущего предмета (который нужно уловить), предназначением вещи (которое диктует и материал и форму), со своими собственными способностями (даже у мастера не каждый раз что-то получается). Мастер – это дирижер, при котором оркестр звучит как единое целое. А без него – вообще не звучит.

Необычно, красиво и изящно

Любое произведение искусства очень избирательно в том смысле, что оно само решает, кому нравиться, а кому нет. Все критерии, по которым мы отличаем настоящее от подделки, которыми мы определяем искусство, можем ли отличить правду от фальши, зависят от нашей душевной чистоты и гармонии внутри нас. Мы как заказчики выступаем той внешней силой, которая делает возможным создание определенной вещи более чем традиционной – холодного оружия. Хочется, чтобы было «необычно, нормально и красиво». «Необычно» - это выражение своей индивидуальности, желание воплотить свою неординарность. Для этого мы обращаемся к предметам, за которыми стоит история и выработанные временем нормы. А чтобы все было гармонично нам помогает красота, ведь она, как известно, есть гармония и естественный баланс.

Статья опубликована в журнале "На острие клинка", №14 октябрь 2024 г.
Статья опубликована в журнале "На острие клинка", №14 октябрь 2024 г.