Найти в Дзене
Исторический шик

Тиара Марии Федоровны «кокошник», восхитившая ее сестру

Оглавление

Самая известная российская императрица, Екатерина Великая, как известно, была большой патриоткой и обожала все русское. Касалось это, в том числе и русского национального костюма. Однажды, желая прослыть истинной патриоткой, Екатерина приказала всем дамам, имевшим официальный статус при дворе носить особые русские костюмы.

Екатерина в русском костюме
Екатерина в русском костюме

Костюм "сенных девок"

В разработке дизайна этих "национальных" костюмов Екатерина принимала участие сама. Познания императрицы в плане шитья и ношения русской народной одежды однако оказались чисто символическими. В результате созданный Екатериной костюм отражал, скорее, ее личные фантазии, чем реальные допетровские традиции.

Один из современников Екатерины, Пыляев, к примеру, так написал о созданном ей придворном женском костюме:

Государыня придумала себе костюм с фатою и открытыми проймами на рукавах. Шуба на ней была с тальей, на груди ожерелье из жемчуга в несколько рядов.

Подобную же одежду должны были носить и фрейлины императрицы, что, по воспоминаниям некоторых современников, им не особенно нравилось. Ф. Головкин в своих мемуарах, к примеру, писал, что фрейлины стеснялись появляться на людях в таких нарядах и постоянно сокрушались о том, что их лишают «изящества Версаля», заставляя носить «сарафаны сенных девок».

-2

Русский стиль Николая I

После кончины Екатерины мода на русский стиль в придворной одежде резко пошла на спад. И при Павле I, и при Александре I посещая двор, дамы надевали обычные европейские наряды, сшитые сообразно моде конкретного периода времени.

С восшествием на престол Николая I все вновь резко изменилось. Политические противники этого императора недаром называли его Николаем Палкиным, человеком с оловянными глазами. Превыше всего на свете внук Екатерины Великой ценил порядок и дисциплину. Видимо, поэтому в какой-то момент Николай I решил обозначить во дворце особой "формой" не только мужские должности, но и женские.

Николай I
Николай I

Фрейлины, статс-дамы и пр. теперь в дни официальных мероприятий должны были появляться в царских резиденциях в костюмах строго регламентированного покроя и цвета. Цвета одежды при этом должны были строго соответствовать конкретной должности дамы. "Николаевские" платья, таким образом, по сути, стали аналогом мужских придворных костюмов для разных чинов.

Поскольку, как и Екатерина, Николай I был истинным патриотом, дизайн придворных платьев был разработан в русском стиле. Придворные дамы отныне должны были носить платья из тяжелых дорогих тканей, украшенные вышивкой, напоминавшие одновременно сарафаны и платья допетровских боярынь.

Фрейлины императрицы, к примеру, должны были появляться на официальных праздниках в красных платьях с золотой вышивкой, великих княгинь – также в красных нарядах, но с серебряной вышивкой. Фрейлины царских дочерей носили синие платья с золотой вышивкой, статс-дамы – зеленые и т. д.

Фрейлина в придворном платье
Фрейлина в придворном платье
-5

Поскольку на этот раз дизайн платьев был разработан с учетом настоящих русских традиций и с большим вкусом, русский наряд в последующем надолго прижился в императорских резиденциях. Вес России в те времена на международной арене был настолько высок, а придворные платья-сарафаны получились настолько красивыми, что стиль Николая I начал входить в моду, в том числе и в Европе.

"Кокошник" Марии Федоровны

В период царствования Александра III, который, как и его дед – Николай I, обожал все русское, императорская семья решила пойти еще дальше. Русский стиль при дворе распространился не только на одежду, но и на драгоценности. Императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, которая во всем и всегда поддерживала своего мужа, заказала себе, к примеру, очень необычную для тех времен бриллиантовую тиару «кокошник».

Мария Федоровна в тиаре-кокошник
Мария Федоровна в тиаре-кокошник

АУкрашение с бриллиантовыми «лучами» или «бахромой» получилось настолько необычным, интересным и привлекательным, что предпоследняя императрица сделала его одни из своих постоянных украшений.

Представляла собой тиара в русском стиле ювелирное изделие-трансформер, носить которое можно было по-разному.

Желая подчеркнуть патриотизм, Мария Федоровна надевала тиару, накладывая ее на сплошную основу в виде кокошника. Для этого обратная сторона бриллиантового украшения дополнялась специальными крючочками. Однако при желании украшение можно было снять с базы-кокошника и носить в виде обычной тиары. Третий вариант предполагал использование изделия, как колье.

-7

Тиара Александры Федоровны

Точного описания русской тиары Марии Федоровны, к сожалению, не сохранилось. До наших дней дошло фото подобной тиары из каталога Ферсмана. В этом издании были собраны снимки конфискованных царских украшений, приготовленных для продажи за границу.

Фото из каталога Ферсмана
Фото из каталога Ферсмана

Однако, возможно, подобная тиара с «лучами» в семье Романовых имелась не только у Марии Федоровны.

До наших дней дошли, к примеру, фото последней императрицы - Александры Федоровны, в той же или похожей тиаре. Возможно, подобные кокошники имелись также и у дочерей императоров или, к примеру, у великих княгинь – жен царских братьев.

Александра Федоровна
Александра Федоровна

Универсальное украшение, позволяющее создавать любой образ

В любом случае романовская тиара-кокошник из каталога Ферсмана имела около 60 больших бриллиантовых лучей и примерно столько же маленьких. По центру тиары при этом лучи отличались большей длиной и были составлены из бриллиантов большего размера. Ближе к краям длина лучей и размер алмазов постепенно уменьшались.

Такой простой дизайн тиары, помимо всего прочего, позволял сосредоточить внимание на обворожительном блеске самих бриллиантов. Любила носить свою диадему-кокошник Мария Федоровна, возможно, еще и по другой причине. Дело в том, что это украшение получилось не только очень эффектным и дорогим, но еще и универсальным.

-10

Поскольку в дизайне тиары отсутствовали цветные камни и какие-либо выраженные узоры, ее можно было сочетать с любыми колье, брошами, браслетами и пр. Бриллиантовая тиара с лучами могла превосходно сочетаться как с сапфировыми комплектами, так и с рубиновыми, изумрудными, аквамариновыми и пр. Мария Федоровна же, как известно, в нарядах и украшениях в особенности ценила разнообразие.

Тиара, как у сестры

Тиара Марии Федоровны в виде кокошника получилась настолько удачной, что вызвала зависть в хорошем смысле этого слова, даже у родной сестры императрицы – принцессы Уэльской Александры, будущей королевы Англии.

Английская королева Виктория, как известно, правила счастливо и очень долго. Поэтому свою серебряную свадьбу Александра и ее супруг Эдуард справляли, будучи принцессой и принцем Уэльскими (такой титул в Англии традиционно носят наследники престола).

Принцесса Александра
Принцесса Александра

Перед торжеством фрейлины британского императорского двора долго решали, что бы такое подарить Александре. К единому мнению дамы не пришли и решили спросить о том, чего бы она хотела, у самой принцессы. На вопрос фрейлин Александра ответила, что она хотела бы иметь в своей коллекции точно такую же тиару-кокошник, какую носит ее сестра – российская императрица Мария Федоровна.

В последующем более 300 королевских фрейлин покопались у себя в шкатулках и каждая сдала в общий котел по нескольку бриллиантов. Известно, что некоторые придворные дамы отказывались делать подобны взнос, желая выслужиться и преподнести Александре какой-нибудь индивидуальный презент. Но всех фрейлин в конечном итоге удалось уговорить.

-12

Тиара с лучами

Собрав значительную горсть бриллиантов, фрейлины заказали для принцессы тиару-кокошник. В результате у мастеров получилось изделие, по дизайну действительно сильно напоминавшее кокошник Марии Федоровны. Единственное, лучи в тиаре Александры были менее вытянутыми. Кроме того, расстояние между лучами оказалось более выраженным, скорее всего, из-за отсутствия промежуточных коротких «лучиков».

Королева Мария Текская
Королева Мария Текская

Как и у Марии Федоровны, тиара Александры была нашита на сплошную плотную основу. Но в данном случае мастера использовали не кокошник. Будучи надетой на голову, тиара напоминала, скорее, лучистую корону. После кончины Александры тиара-кокошник прошла через нескольких владелиц и в конечном итоге оказалась в коллекции Елизаветы II. Известно, что британская королева просто обожала эту диадему, и как и Мария Федоровна когда-то носила ее очень часто.

Елизавета II
Елизавета II
Кейт Миддлтон
Кейт Миддлтон

Надевала Елизавета украшение при этом не, как корону, а как собственно тиару. Для этого видимо, лучистое изделие было нашито на основу другого вида. Известно также, что и Александра, и последующие владелицы носили диадему на базе коричневого цвета. Во времена же Елизаветы II эта основа была заменена на светло-серую.

Тиара-кокошник британской королевской семьи находится в ее коллекции и поныне. Судьба русских же императорских украшений этого типа, к сожалению, осталась печальной. После революции, как известно, в музеях оказалась лишь совсем незначительная часть романовских украшений. Все остальные сокровища были разобраны и проданы по частям. Постигла подобная участь, скорее всего, и все диадемы-кокшники Романовых.