Найти тему

"Пили водку и видели призраков": как местные жители крушили свой храм

Нило-Сорский монастырь близ Кириллова. Тишина, покой, умиротворение… Крошечная деревушка Пустынь, словно застывшая во времени. Казалось, жизнь здесь теплилась только на его территории, а окружающая монастырь деревушка Пустынь в полтора десятка домов словно вымерла – ни движения, ни звука.

Но две вещи резко противоречили этой безмятежной картине: обезглавленный Тихвинский собор и металлическая труба теплотрассы, пронзающая монастырскую территорию насквозь, словно ржавый штык, а, может, и ненасытный шприц, выкачивающий из этого святого места нечто невидимое, но жизненно важное.

Нило-Сорская пустынь. Место, где святость переплелась с варварством.
Нило-Сорская пустынь. Место, где святость переплелась с варварством.

И в голове пульсировал лишь один вопрос: кто они – люди, совершившие это святотатство? Кто посмел поднять руку на святыню?

Ведь это же местные жители разрушали свои храмы. Те, кто всю жизнь ходил сюда на службы, крестил детей, венчался, отпевал умерших… Как они могли?!

Преподобный Нил Сорский, основавший этот монастырь более пяти веков назад, был не просто монахом, а великим мыслителем, теологом, основателем учения нестяжательства. Он учил смирению, отречению от земных благ и духовной чистоте. И монастырь был построен в полном соответствии с этими принципами: на самой бедной, непригодной для земледелия, земле. Он существовал в бедности и запустении до конца XIX века, когда его, наконец, отстроили в камне. Но уже через несколько лет после революции монастырь был закрыт и разорён.

По злой иронии судьбы, самый бедный монастырь был разграблен под лозунгом борьбы с богатством церкви.

Нило-Сорская пустынь. Печальное зрелище…
Нило-Сорская пустынь. Печальное зрелище…

Как рассказывали местные жители, никто из них не хотел участвовать в разрушении храма. Привозили бродяг и пьяниц, которым платили водкой за их «труд». Но и те работали без энтузиазма. Говорят, сначала хотели взорвать собор динамитом, да только часть взрывчатки утопили в болоте по дороге. Оставшейся едва хватило, чтобы снести купол. Попытка разобрать стены на кирпичи тоже не увенчалась успехом. Тут начались странности: рабочие заболевали, им виделись призраки… То ли водка была палёная, то ли совесть замучила – кто знает… В итоге, махнув рукой на всё, разрушители ушли, оставив храм в полуразрушенном состоянии.

Труба теплотрассы, словно змея, опутывает святое место.
Труба теплотрассы, словно змея, опутывает святое место.

В монастыре устроили психбольницу. В церкви – клуб и столовую. В кельях – кочегарку для отопления посёлка. И от этой кочегарки, как щупальца осьминога, потянулись к домам серебристые трубы теплотрассы, опутав святое место холодным металлом.

А что стало с теми, кто присвоил себе церковную утварь? И здесь не обошлось без «мистики». У кого-то дом сгорел, кого-то в армию забрали… Наказание свыше? Проклятье святыни? Народная молва быстро обросла слухами и легендами. В итоге, чтобы избежать дальнейших несчастий, уцелевшую утварь передали в соседний Кирилло-Белозёрский монастырь, где в то время открывали музей атеизма. Там она и хранилась до 2019 года, когда психбольницу в Нило-Сорской пустыни закрыли, а монастырь снова освятили. Ценности вернулись на своё место.

Вот такая история. История о том, как легко разрушить… и как трудно восстановить. А что вы думаете о судьбе тех, кто рушил церкви? Заслужили ли они наказание? Делитесь своим мнением в комментариях!