Найти тему
Сергей Дагаев

С нами Бог

«Не знание законов не освобождает от ответственности» (Станислав Лец)

(Конституция РФ, Статья 67.4.)

«Блюдите, как опасно ходите!» (Ефес. 5, 15)

Надо прожить на свете довольно долго, чтобы убедиться в справедливости и строгости духовных законов. Казалось даже такие простые Евангельские заповеди как: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), или «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18—20), очевидные с первого взгляда, требуют длительного внимательного и серьёзного осмысления в течение своей жизни, основанного на, казалось бы, простых житейских наблюдениях. Однако эти заповеди простые и естественные с точки зрения христианства, во многих странах не то чтобы позабыли, но и отринули их с насмешкой. Ведь для безбожного мира очевидно, что "не обманешь не продашь", "своя рубашка ближе к телу". Ведь ещё Достоевский говорил: "Русский без Веры - дрянь!".

Например, в письме A. H. Майкову в 1870 году Достоевский пишет: «Я вон как-то зимою прочел в «Голосе» серьезное признание в передовой статье, что «мы, дескать, радовались в Крымскую кампанию успехам оружия союзников и поражению наших». Нет, мой либерализм не доходил до этого; я был тогда еще в каторге и не радовался успеху союзников, а вместе с прочими товарищами моими, несчастненькими и солдатиками, ощутил себя русским, желал успеха оружию русскому и — хоть и оставался еще тогда всё еще с сильной закваской шелудивого русского либерализма, проповедованного говнюками вроде букашки навозной Белинского — но не считал себя нелогичным, ощущая себя русским. Правда, факт показал нам тоже, что болезнь, обуявшая цивилизованных русских, была гораздо сильнее, чем мы сами воображали, и что Белинскими, Краевскими и проч. дело не кончилось». Даже из этого письма вполне понятно отношение Ф.М. Достоевского к «русским» либералам-безбожникам, отрекшимся от своей веры, от нравственности и духовности, а следом и от своей «русскости» и России.

Ф.М.Достоевский
Ф.М.Достоевский

Это касается и любого другого народа, особенно для тех стран, где христианство не то что запрещено, а отдано на поругание. Свидетельством тому богохульные сцены на открытии Олимпийских игр в Париже в 2024 году. Князь Александр Невский говорил: " Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет". Служба Великого повечерия Крещения Господня включает в себя песнь: «С нами Бог. Разумеете языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Если исторический опыт народов стран Запада не предупреждает об опасности и бесполезности нападения на Россию, то люди этих стран должны были бы задуматься хотя бы об исполнении заповедей христовых, нерушимости духовных законов. Последствия таких действий для этих народов могут оказаться катастрофическими.

И в личной жизни человека учтено любое его дело, за все содеянное придется отвечать. Вот, например, история, рассказанная оптинским старцем Нектарием.

"У Господа все в жизни, от колыбели до могилы, находится на самом строгом учете", - так говорил святой преподобный старец Нектарий Оптинский (1853 - 1928 гг). И говорил он это не просто так.

В его жизни, когда он был еще совсем маленьким ребеночком по имени Николай, произошел случай, который запомнился старцу на всю жизнь.

Прп. Нектарий в монашестве
Прп. Нектарий в монашестве

У Коли дома жил котенок, с которым он любил играть. Однажды мальчик впервые увидел, как у котенка светятся глаза. Несмышленый малыш схватил со стола иголку, чтобы проткнуть ею светящийся глазик и понять, что такое там у котенка светится внутри. Однако мать Елена вовремя успела остановить ребенка. Она сказала ему слова, которые будущий святой пронес через всю свою жизнь: "Если ты выколешь котенку глазик, то сам потом останешься без глаза. Спаси и сохрани тебя Господь". Возможно, преподобный Нектарий так никогда никому и не рассказал бы об этом случае из своего детства, если бы не еще один случай, который случился с ним уже тогда, когда он стал монахом.

В Оптинском скиту, в котором жил старец, был колодец, к которому был подвешен ковш с заостренной, обитой железом, рукояткой. Однажды старец Нектарий подошел к колодцу за водой, а в это время воду набирал другой монах. Монах не заметил старца и поднял ковш так, что рукоятка его едва не угодила прямо в глаза Нектария. Еще мгновение - и старец остался бы без глаза, однако в последний момент батюшка успел увернуться от острия. После этого случая старец рассказал всем историю о котенке, которого он в детстве едва не лишил глаза из-за банального любопытства. "Если бы я тогда выколол котенку глазик, то сейчас и сам лишился бы глаза. И это должно было со мной случиться, чтобы я, по недостоинству своему, понял, что все в жизни, от колыбели до могилы, находится у Бога на самом строгом учете", - подытоживал мудрый старец Нектарий.

На протяжении моей жизни мне приходилось наблюдать последствия нарушения и других духовных законов. Например, пятой заповеди, которая гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12). Да и каждый на своем опыте знает последствия расторжения браков в интересах одного из супругов, влечёт за собой, мягко говоря, неприятные последствия не только для детей, но и для внуков и правнуков, на несколько поколений. Разводы, разрушение семей, повторяются неотступно здесь по одному и тому же сценарию. Пока кто-то в этой цепочке по совету старших или по своему усмотрению не усовестится и не изменит своего поведения по отношению к родителям. Иначе и блага не будет и долголетия, и здоровья у твоих потомков. Присмотритесь к судьбе членов семей, в которых были разводы, в своей семье, и сделайте правильные выводы.

И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования счастия в благословении родительском; и ныне благословение отца утверждает домы детей. Наказания детей за непочтение родителей: Если же дети не чтут своих родителей, не повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды, то они навлекают на себя проклятие, соединенное со всякого рода несчастием, и смерть не одну временную, но и вечную. «Проклят Господом раздражаяй матерь свою» (Сир. 3:16). «Иже злословит отца своего и матерь свою, смертию да умрет» (Исх. 21:16). Пятою заповедию повелевается почитать еще и тех лиц, которые заступают для нас место родителей — как-то: государя, пастырей и учителей, наших начальников и т. п. лиц.

Вот один из примеров правильных поступков человека, по совести. По его недосмотру были украдены ценности, на большую сумму, принадлежащие предприятию, где он работал коммерческим директором. Ну что делать, подали заявление в милицию, стали ждать, ничего, конечно, не происходило и предстала альтернатива: оплатить из своих средств урон предприятию или оставить всё как есть, оставаясь должником. В семье было принято решение поступить по совести, стоимость товара была компенсирована предприятию. Через день, неожиданно поступил звонок с предложением приобрести товары, подобные украденным. Этот звонок принял этот человек. Он записал номер телефона и сообщил об этом в милицию. А через некоторое время поступило новое предложение (через посредников) о возврате товара взамен прекращения дела в милиции, на что руководство фирмы согласилось. Все остались при своих. Все коллеги из подобных же фирм были очень удивлены таким поведением жуликов, мол такого ещё не было в истории торговли и краж в Москве.

Жить по совести трудно и невыгодно, это подвиг, это тот самый "узкий путь". Не лучше ли жить «как все», наблюдать со стороны прегрешения близких и соотечественников, и по мере разумения можно даже осуждать их. Но Господь говорит: «Не судите и судимы не будете, не осуждайте и осуждены не будете», мы не знаем всех обстоятельств человека, по нашему мнению, совершившего грешный поступок. Особенно это касается вышестоящих, князей народа.

Ропот, злые мысли, осуждение легко нам даются, но тяжелы при ответе за них. Бог говорит о неверующих, что «все мысли и помышления сердца их были на зло во всякое время» (Быт. 6:5). Явный грех, который мы видим в мире - не вполне показатель того, насколько мир грешен. Истинная мера греха – множество злых помышлений в умах неверующих.

Моисеев закон говорит: «Князю людей твоих да не речеши зла» (Исх. 22, 28). И верховный из Апостолов Петр говорит: «Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр. 2, 17). И великий Павел повелевает молиться за царей и за всех иже во власти суть (1Тим. 2, 2), и это за неверных. Итак, запрещено досаждать всем – и царям и начальникам. Но обличать, когда делают что-либо неподобающее, не запрещено, хотя слова обличений иногда, может быть, очень резкие, и считаются за обиду обличаемым. Не по правде досаждать правило не дозволяет, а наоборот должно думать, что в правом деле упрекающий и царей, и вельмож, не подвергается наказанию. А 36-й титул 60-й книги Василик в главе 13-й говорит следующее: когда кто будет худо говорить о царе, не подлежит наказанию, но должно донести о нем царю, ибо, если это произошло по легкомыслию, он достоин презрения, а если в помешательстве – достоин сожаления, а если потому, что обижен, достоин снисхождения.

Мы хотели бы жить в мире и спокойствии, без скорбей, но об этом спокойствии можно сказать словами апостола Павла: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба. Когда мы будет совершенно безмятежны, думая, что все вокруг спокойно, тогда в этом спокойствии и будет таиться самая страшная опасность. Святые отцы говорят: кто не в борении, тот в прелести. Истинный христианин всегда должен испытывать скорби. Конечно, можно понять естественное стремление человека к покою, однако ему следует и помнить Евангелие. Мы живем не так, как хотим, а так, как приходится жить. Мы следуем либо законам окружающего нас падшего мира страстей, либо закону Евангелия.

«В мире скорбны будете…» (Ин.16:33). Так должно быть. «Претерпевший же до конца спасется». Все скорби нужно терпеть, но не просто терпеть, а терпеть до конца, ибо они будут сопровождать христианина на протяжении всего его христианского пути: от времени, в которое он обратился, и до его кончины. Невозможно спасение без скорбей. Даже, как говорит Макарий Великий, скорби – это признак истины. Где нет гонения и преследования, там нет истины. Скорби терпят и верующие, и неверующие, однакопоследние даже не догадываются об их причинах. Неверующие, совсем потерявшие совесть, даже недостойны скорбей, им недоступна Истина, их уже ничем не вразумишь.

Обратите внимание на следующие слова Спасителя: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Некоторые понимают эти слова таким образом: Господь, дав обещание, что волос с головы нашей не упадет, печется о нас так, что мы не потерпим никакого вреда и не будем испытывать никаких скорбей. Но, чтобы правильно понять эти слова, нужно вернуться к предыдущему поучению Спасителя: И не бойтесь убивающих тело… у вас же и волосы на голове все сочтены, то есть речь идет не о том, что мы будем телесно невредимы (это образное выражение: Волосы на голове все сочтены), а о том, что Господь сохранит нашу душу и в конечном счете мы не потерпим никакого вреда.

Как мы видим, нарушение духовных законов приводит к избыточным скорбям. Избавиться же от их последствий можно двояко. Законно или незаконно. Законно - исповедью и исправлением жизни, незаконно – обращением к колдунам, гадалкам, ворожеям. Но вот что говорит закон о ворожбе и колдунах: «Ворожеи не оставляй в живых» Исход 22:18. В Лев. 20:26-27, сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои. Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти». Ворожба, мнимое или действительное вступление в общение с темной силой, несовместима с верой в божественное покровительство. Прорицатели, гадатели, чародеи и т. п. должны быть преданы смерти через побиение камнями (Лев 20:27), и чувство сострадания к слабой женщине не должно склонять народ к желанию не прилагать к ворожее закона во всей его строгости. Колдуны и маги не только используют нечистую силу в своих интересах, но и являются их адептами и прислужниками, т.е. врагами Бога. Последствия обращения людей к ним всегда оказываются плачевными и даже страшными. Пациенты колдунов одолеваются бесами, сходят с ума, «приобретают» сильные и странные заболевания. Однажды в Сергиевой лавре я наблюдал совершенно неадекватную женщину, на коленях проклинающую колдуна Кашперовского перед иконами…

Закон неукоснителен, и может быть смягчен только искренним покаянием при священнике - свидетеле в православной церкви. Каждое наше злое деяние, мысль неминуемо отразится в нашей судьбе и на наших потомках...