Современный отечественный автопром очень скуп на события. Нас редко балуют достойными новинками в классе легковых авто. А уж на ниве выпуска грузовой техники давно установилась тишь да гладь. Кроме "КАМАЗа" и "ГАЗа" с кондачка и не вспомнишь производителей «серьезных» автомобилей. Но не всё так печально. Хорошие новости есть. И приходят они из Калуги.
Было Volvo, стало АМО
В декабре 2023 года Калужский автозавод АО "Автомобильное моторное общество" (АМО) группы "Промышленные инвестиции" (бывшая площадка Volvo Trucks в РФ) начал сборку крупнотоннажных грузовиков под брендом Next.
Думаю, не нужно объяснять, куда из Калуги делись шведы и почему предприятие пришлось срочно перезапускать. А ведь грузовики Volvo занимали третье место по популярности на территории РФ. В год продавалось около 6000 автомобилей. Это довольно внушительный показатель на рынке грузовых авто.
Автомобилестроительное предприятие Volvo успешно выпускало магистральные грузовики в течение 13 лет. И вот на его базе развернулось производство новых отечественных грузовиков марки «Урал NEXT» с колесной формулой 6х4. Есть ли спрос на тяжелые машины такого типа? Да. И очень высокий. На данный момент предприятие может обеспечить рынок лишь на 15%. Заводу есть куда расти и развиваться.
Не всё так гладко, как хотелось бы
Проблемы преследуют предприятие на каждом шагу. После выпуска первых 15 магистральных грузовиков тяжелого класса выяснилось, что имеются несоответствия некоторых технических характеристик современным требованиям.
Кроме того, некоторые узлы для сборки шасси по-прежнему необходимо закупать в Китае. Хотя программа замещения китайского импорта отечественными комплектующими реализуется, но для ее завершения потребуется не менее полутора лет испытаний и доработок.
Рынок диктует свои правила: не будет качественной отечественной тяжелой техники, место займут более пробивные «китайцы». И мало кого от покупки остановит низкое качество автомобилей из Поднебесной, дефицит запчастей и неприспособленность к нашему климату и дорогам. Свято место пусто не бывает.
Руководство АО «АМО» понимает, что времени на раскачку нет. Поэтому активно ищет инвесторов, готовых вложить средства в производство отечественных грузовиков на базе оборудования Volvo.
Кто хочет стать инвестором?
Вот здесь разворачиваются настоящие баталии. Первым претендентом на сотрудничество стала одна из ведущих автомобильных групп Китая — Dongfeng Motor Corporation. Общий годовой объем производства компании составляет около 100 тысяч автомобилей. Естественно, что восточные партнёры готовы вложить кровные не в развитие российского автопрома, а в производство своих грузовиков под брендом Chenglong на заводе в Калуге. Удобно! И утилизационный сбор платить не нужно, и денежки в карман капают. Только для нас это совсем не выгодно. Вместо предприятия полного цикла мы вновь получим крупноузловую сборку на двух болтах и переклеенный шильдик на кабине.
Планировалось, что в Калуге будет налажена сборка модели седельного тягача Chenglong H7D с колесной формулой 6х4. Кроме того, китайская сторона активно рассматривала возможность запуска сборки магистрального тягача Chenglong H7 2х2, оснащенного двигателем мощностью 487 л.с. (Евро-5) и автоматической коробкой передач ZF с ретардером.
АО «Автомобильное моторное общество» оказалось перед выбором: подписывать договор или нет. А тут ещё и руководство ПАО «КАМАЗ» предъявило претензию на возможный выпуск Chenglong H7 2х2 у них под боком. Кто в здравом уме пустит козла в свой огород? Китайский магистрал — прямой конкурент новому седельному тягачу КАМАЗ-54902.
Против договора с Dongfeng Motor Corporation играют также ранее налаженные связи с другой китайской корпорацией тяжелых грузовиков — Sinotrak. Специалисты этой компании принимали активное участие в разработке кабины для новых Уралов.
И вроде бы со вторыми инвесторами работать удобнее. Однако опять есть НО. Компания Sinotrak является крупным поставщиком на российский рынок тяжелых грузовиков Sitrak. И нужно отметить, что продаются азиатские грузовики очень неплохо. В год автосалоны реализуют до 20 000 единиц. И если бы не налоги и утилизационный сбор, российский авторынок уже давно превратился в филиал китайского. Вот и эти товарищи ищут для себя производственную площадку на территории РФ.
Мнение экспертов
Как утверждает большинство авторитетных автомобильных изданий, скорее всего, автомобильный завод в Калуге проспонсирует компания Sinotrak. Вместе с денежками китайцы перенесут к нам производство тяжелого грузовика Sitrak C7H 6х4 и седельных тягачей Sitrak С7H 6х2, С7Н МАХ 4х2. Все авто с хорошей репутацией. По-другому и быть не может. Ведь по агрегатной части это точные копии немецких самосвалов и седельных тягачей MAN.
Главный вопрос
Как говорится, чем глубже в лес, тем больше дров! Получается, чтобы выпускать отечественные грузовики «Урал NEXT» 6х4, нужно передать производственные мощности предприятия китайским партнёрам. Они, в свою очередь, навяжут нам выпуск своих машин, но немецкой технологии. Интересное кино!
В случае, если что-то пойдет не по плану товарищей из Поднебесной, Калужский автозавод снова остановится? Получается, мы просто сменили одну болезненную зависимость на другую?