Найти тему

Чудо-аэропорт: Tenzing-Hillary, Непал

Все фото из открытых источников Интернета

Помимо того, что аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Tenzing-Hillary Airport), расположенный в городе Лукла (Lukla), Непал, находится на высоте 3 048 метров над уровнем моря и пилотам невероятно трудно посадить самолёт или поднять его в воздух, короткая и узкая взлётно-посадочная полоса аэропорта заканчивается обрывом, что делает этот аэропорт одним из самых опасных вмире и определённо самым страшным.

Город Лукла считается воротами в Гималаи, поэтому, несмотря на репутацию одного из самых опасных аэропортов, он на самом деле является одним из самых загруженных в Непале.

-2
-3
-4
-5

Альпинисты, которые пытаются покорить самую высокую гору в мире, должны прибыть сначала сюда, перед тем как отправиться в пешее путешествие, поэтому маленькие самолёты и вертолёты приземляются тут каждый день. Для большинства альпинистов приземление в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари гораздо страшнее, чем восхождение на Эверест, и учитывая его экстремальное расположение и сложные погодные условия, это легко понять. Даже в самые ясные дни погода позволяет приземляться и взлетать с этого аэропорта только на протяжении нескольких часов, до того как опускается туман и начинают дуть сильные ветра. И даже тогда ошибка при приземлении всего на метр или два может стать причиной того, что самолёт либо врежется в склон горы, либо пробьёт забор и врежется в каменную стену.

-6
-7
-8

Взлёт — это тоже не самое лёгкое занятие, так как в случае если самолёт не успеет развить достаточную скорость перед концом взлётно-посадочной полосы, он разобьётся, упав в пропасть. Вырезанный в склоне горы экстремальный аэропорт города Лукла был построен Сэром Эдмундом Хиллари (Sir Edmund Hillary) в 1965 году, через 12 лет после того, как он стал первым человеком, покорившим Эверест.

-9
-10
-11

На сегодняшний день альпинисты могут просто запрыгнуть на самолёт в Катманду (Kathmandu) и за несколько часов добраться до точки назначения вместо того, чтобы целый день ехать на автобусе или идти пешком на протяжении пяти дней.

Однако на одиночной взлётно-посадочной полосе аэропорта имени Тэнцинга и Хиллари не приземляются "Боинги" или "Аэробусы". Ширина ухабистой асфальтовой полосы составляет всего 20 метров и может принимать лишь маленькие самолёты, такие как «Twin Otter» или «Dronier». Помимо всего прочего, эта взлётно-посадочная полоса находится под углом 12 градусов, что делает её одной из самых крутых взлётно-посадочных полос в мире. Самолёты должны облетать гору и приземляться с нижнего конца взлётно-посадочной полосы, что позволяет остановить самолёт до того, как он пробьёт забор и ударится в скалу, тем не менее, пилоты должны отключать пропеллеры ещё до соприкосновения с землёй. Навигация происходит исключительно визуально и пилоты должны учитывать густые облака и сильные ветра, чтобы безопасно приземлиться или вылететь из Луклы. Как и можно себе представить, в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари было немало несчастных случаев, хотя и не так много как большинство может подумать, принимая во внимание обстоятельства. В 1973-ем и 1991-ом годах самолёты марки «DHC-6» Королевских Непальских авиалиний (Royal Nepal Airlines) разбились, приближаясь со стороны Катманду, в 2004 году самолёт марки «Twin Otter» Йети Эйрлайнз (Yeti Airlines) разбился при попытке посадки, в результате чего погибли три члена экипажа. Однако самая страшная трагедия произошла в октябре 2008 года, когда самолёт «Twin Otter» Йети Эйрлайнз загорелся, совершая аварийную посадку в туманную погоду, в результате чего погибли 18 пассажиров. Сагарматха - красивейший регион, активно посещаемый горными туристами и альпинистами, главном образом потому что здесь находится высшая точка планеты гора Эверест. В этом вертикальном мире было сложно найти более-менее горизонтальную площадку под взлетную полосу.

Что в итоге получилось: уклон взлетки 12 %, поворот 90 градусов.

С одной стороны скала, с другой - обрыв глубиной 700 метров. В облачную погоду аэропорт закрывают, и тогда в крошечной Лукле скапливаются сотни туристов.

-12

Автомобильной дороги сюда не существует, и пешеходный путь из столицы занимает около недели. Построен аэропорт был в 1964 году на средства фонда "Himalayan Trust", основанного Эдмундом Хиллари. Фонд занимался также строительством школ, больниц и вообще развитием региона.

Первовосходители на Эверест - Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия) и Тенцинг Норгей (Непал)

-13

Хиллари выкупил участок земли у Шерпов стоимостью $2650, а также привлёк их к строительству объектов инфраструктуры. Говорят, что Хиллари был недоволен плотностью грунта ВПП, вследствие чего он решил купить Шерпам местного спиртного и попросить их исполнить традиционный танец с элементом топанья ног, чтобы выровнять землю, служившую полосой. Сама полоса не была заасфальтирована до 2001 года.

В январе 2008 года аэропорт был переименован в честь первых покорителей Эвереста: Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари, а также чтобы отметить их вклад в постройку аэропорта. Сажать самолёт в этом аэропорту могут только опытные пилоты, ранее совершившие 100 и более посадок на СУВП, имеющие общий налёт в 1 год на СУВП в воздушном пространстве Непала и успешно выполнившие 10 перелётов в Луклу с сертифицированным пилотом-инструктором. Планируется построить новую вертолётную посадочную площадку, а также удлинить ВПП и расширить терминал.

15 октября 1973 года самолёт Royal Nepal Airlines DHC-6 Twin Otter 300 с бортовым номером 9N-ABG совершил грубую посадку и получил повреждения, не подлежащие ремонту. Находившиеся на борту три члена экипажа и три пассажира не пострадали. 9 июня 1991 года самолёт Nepal Airlines DHC-6 Twin Otter 300 из Катманду с бортовым номером 9N-ABA потерпел аварию, пытаясь сесть после предыдущего нестабилизируемого подхода в плохую погоду. Три члена экипажа и 14 пассажиров получили травмы, но жертв не было. 26 сентября 1992 самолёт Nepal Airways Harbin Y-12 с бортовым номером 9N-ACI съехал с полосы во время взлёта из-за отказа передней стойки шасси, впоследствии упал носом в землю. Никто из двух членов экипажа и 12 пассажиров не пострадал. 25 мая 2004 самолёт Yeti Airlines DHC-6 Twin Otter 300 с бортовым номером 9N-AFD из Катманду врезался в гору, в условиях плотной облачности.

-14

Погибло три члена экипажа — пассажиров на борту не было. Непальский комитет по расследованию авиационных происшествий объявил, что командир сообщил ошибочную информацию диспетчерскому центру, заявив, что он двигался южнее намеченного курса, хотя в действительности все это время ему следовал.

1 октября 2004 года у самолёта Sita Air Do 228 во время посадки отказало переднее шасси, и он проскользил по ВПП, заблокировав ее после остановки. Аэропорт был закрыт на два дня. 30 июня 2005 года самолёт Gorkha Airlines Do 228 с бортовым номером 9N-AEO выкатился за пределы ВПП во время посадки. 10 пассажиров и три члена экипажа отделались незначительными травмами. После инцидента борт был выведен из эксплуатации и списан. 8 октября 2008 самолёт DHC-6 Twin Otter 300 с бортовым номером 9N-AFE, следовавший рейсом 103 Yeti Airlines, потерпел крушение при заходе на посадку и загорелся. Из трёх членов экипажа и 16 пассажиров выжил лишь командир.

На видео инцидента видно, что он произошел в плохих погодных условиях.

12 октября 2010 года у самолёта Sita Air Do 228 с бортовым номером 9N-AHB отказали тормоза, и он столкнулся со стеной в конце взлетно-посадочной полосы, никто на борту не пострадал. Нос самолёта оказался смят в результате столкновения.

26 сентября 2013 года вертолёт Air Dynsaty с бортовым номером 9N-AEX потерпел аварию, задев колючую проволоку на ограждающей стене рулевым винтом.

Три пассажира и командир не получили травм. 27 мая 2017 самолёт Let 410 с бортовым номером 9N-AKY, следующий грузовым рейсом 409 Summit Air из Катманду, потерпел крушение, не долетев до полосы совсем немного в условиях плохой видимости.

Самолёт потерял высоту, столкнулся с деревом и врезался в землю, тремя метрами ниже взлетно-посадочной полосы. После этого самолёт скатился вниз по склону, остановившись в 200 метрах ниже ВВП. Командир экипажа погиб на месте, второй пилот умер в больнице 8 часов спустя. Третий член экипажа получил ранения и был эвакуирован в Катманду на следующий день, когда погода прояснилась. 14 апреля 2019 года самолёт Summit Air Let 410 с бортовым номером 9N-AMH без пассажиров свернул вправо с полосы во время взлёта и врезался в вертолёт Manang Air Eurocopter AS350B3e с бортовым номером 9N-ALC на вертолётной площадке, приблизительно в 30-50 метрах от ВПП, что привело к разрушению обоих летательных аппаратов. Второй вертолёт Shree Air Eurocopter AS350B3e получил незначительные повреждения. Погибло три человека — второй пилот самолёта и двое полицейских, один из которых скончался на месте, а второй в больнице после того, как получил серьёзные ранения и вывезен в Катманду.

Также пострадало четыре человека, включая пилота самолёта и пилота вертолёта

-15
-16
-17
-18
-19