Найти в Дзене
Цивилизация в огне

Из под тишка

Сбитый на взлете истребитель Як-1б командира 20-го ИАП майора Алексея Георгиевича Старикова на аэродроме Грабцево ( в 8 километров от Калуги) 27 января 1942г. Самолет покрашен в быстросмываемую белую краску МК-7 на основе мела и казеина. Знаки идентификации - красные звезды в шести позициях - постановка дополнение НКАП от 17.07.41г. где вносилась поправка о размещении звезд ещё и на боковых плоскостях ( фюзеляже) к постановке НКАП от 20.06.41г. где договаривался регламент размещения опознавательных знаков в четырех позициях - хвостовое оперение и нижние плоскости. Это же дополнение регламентировал размер звезд в диаметр круга до одного метра и отсутствие на звездах чёрной окантовки. Впрочем эти установки касаемо размеров и окаймления, не всегда ( и зачастую) не соблюдались. Многое зависело от завода где производился тот или иной борт.

В январе 1942г. для разгрома группы армий "Центр" в помощь "Калининскому " и "Западному" фронтам в районе Вязьма — Ржев, была организована масштабная десантная операция силами 201-й воздушно-десантной бригады, которая должна была высадится 18-го января между Юхновом и Вязьмой с задачей перерезать коммуникации немецкой группировки между Вязьмой и Смоленском. Для этой операции был задействован Калужский аэроузел (аэродромы Ржавец, Сляднево, Орешково, Грабцево , Жашково, Корекозево ). Естественно, что возросшая на этом участке фронта активность советской авиации не ускользнула от внимания противника. Начиная с 9 января тут начались пролёты разведывательных Юнкерсов 88. Аэродром Грабцево, где базировался 20-й ИАП и куда прибывали транспортные ТБ-3, Ли-2 и ПС-84) такие Юнкерсы посетили 11 января. Примерно с этих чисел немцы начали совершать систематические налеты на аэродромы Калужского аэро узла силами своего VIII авиакорпуса. Особенно тут усердствовали группы двухмоторных истребителей Ме-110 авиагруппы II./ZG 26 которые производили штурмовки аэродромов и сами вели наступательные воздушные бои. Одномоторные Мессершмитты тут представляла JG51 "Мельдерс" силами своего штаба и II, III и IV групп. В январе тут разгорелись тяжёлые воздушные бои . Особенно досаждали пары охотников из "Мельдерс". Действуя по всему ближнему тылу, эти пары опытных немецких летчиков наносили очень болезненные потери ВВС Красной армии. Немцы действовали крайне нагло и уверенно, работая буквально на границах аэродромов устраивая засады взлетающим и возвращающимся с боевого задания советским самолётам. Противодействовать таким парам было очень тяжело, немцы в случае появляющихся для них проблем, или быстро уходили на свою территорию или количественно наращивали свою присутствие в заданном районе. Апофеозом со знаком минус для ВВС РККА стало 27 января. В этот день пара немецких охотников из отряда 5./JG 51 поднялась с аэродрома Дугино и подошла к аэродрому Грабцево на низкой высоте. В это время тут пошёл на взлет Як-1 управляемый командиром 20-го ИАП майором Стариковым. Алексей Георгиевич был опытным воздушным бойцом, берущим свое начало ещё с гражданской войны в Испании. Немецкая пара - лейтенант Ганс Штрелов и фельдфебель Вольфганг Бовин-Трёйдинг выскочила из за верхушек деревьев и ведущий пары охотников в лоб дал пушечную очередь по советскому истребителю.

Алексей Георгиевич Стариков погиб. Это была 32-я победа Ганса Штрелова.

Уже через три месяца, вечером 22 мая, в районе Мценска ( Орловская область) Ганс Штрелов будет сбит в воздушном бою с бомбардировщиками Пе-2. Оказавшись на территории подконтрольной советскими войсками, при попытке его задержания, немецкий пилот застрелился. Фельдфебель фельдфебель Вольфганг Бовин-Трёйдинг погибнет через год, в феврале 1943г. когда будет сбит огнем с земли при штурмовке советской механизированной колонны.

#война #история #самолёт #истребитель #авиация #немцы #войска #оружие