Найти тему
Замполит8888

Гостомысл Буривоевич – легендарный основоположник династии Рюриковичей (?)

Разговор о начале российской государственности и, особо, о личностях, стоявших у истоков этого процесса, следовало бы с изложения дошедших до нас из глубины веков, крайне ограниченных свидетельств о Гостомысле. Да-да. Того самого, который позвал на Русь Рюрика.

Что известно о человеке, развернувшем ход истории Отечества: от племенного хаоса к упорядоченной государственности. Если верить летописи «Повесть временных лет» (в поздних списках), то Гостомысл был в средине IX века одним из новгородских посадников. Характеризовался Гостомысл, как мудрый и справедливый правитель настолько, что подвластный народ испытывал к нему любовь и уважение.

Летописный список
Летописный список

Иоакимовская летопись, спорный источник, опубликованный историком В.Н. Татищевым в XVIII веке, показывает нам Гостомысла сыном отважного воина и князя Буривоя, который вёл с варягами длительные войны. Новгородцы, дескать, отправили к Буривою делегацию испросить себе правителем его сына Гостомысла: «Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел в град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов, что были, каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле.

-3

Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.

Сновидение Гостомысла
Сновидение Гостомысла

В Иоакимовской же летописи, начало русской государственности связывается со сновидением новгородского посадника Гостомысла: как «из чрева средней дочери его Умилы» выросло чудесное дерево. Сон озадачил Гостомысла, и он послал за волхвами; те дали следующее толкование: «от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его». Вскоре Умилу выдали замуж за варяжского конунга, правившего на острове Рюген, и там она родила сына. По версии авторов той же летописи, сына назвали Рюриком. Спустя несколько десятилетий, Гостомыслу, пришло время передавать «бразды правления своим народом, то он «созва вся старейшены от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и древович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя». Выбор пад на внука от средней дочери. Так на Руси появилась династию Рюриковичей.

И если принять всё вышесказанное за правду, то основателем династии Рюриковичей следует считать Гостомысла. Правда есть интрига со старшей дочерью и её предполагаемым сыном, но это немного другая история, требующая отдельного рассказа.

Историк Василий Татищев
Историк Василий Татищев

В итоге, одни историки считают, что Гостомысл был не реальным историческим лицом, а только лишь вымышленным героем, созданным летописцами для объяснения прихода варягов на Русь. Они объясняют это тем, что в других источниках, кроме летописей (тем более не во всех), упоминаний о Гостомысле нет.

Другие историки доказывают, что Гостомысл действительно был реальным человеком, но его личность и роль в истории Руси были несколько преувеличены летописцами. Они отмечают то, что в летописях Гостомысл предстает как идеализированный образ мудрого и справедливого правителя. Будем и мы считать, что так оно и есть.