Золотые гривны и поясные пластины, на которых в яростной схватке переплелись фантастические звери, серебряные чаши с загадочными знаками, огромные котлы и кувшины... Все эти вещи помнят времена, когда солнце было моложе. Веками они были скрыты в курганах, а теперь красуются в витринах. Четыре месяца в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля работала выставка «Золото древних степей. Предметы скифо-сибирского мира из собраний музеев России».
Текст: Елена Мачульская. Фотоматериалы для статьи предоставлены Омским областным музеем изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Приуроченный к 100-летию омского музея масштабный выставочный проект готовился два года. Он объединил археологические коллекции музеев и университетов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Омска, Новосибирска, Минусинска. В экспозицию вошло около 600 предметов из золота, серебра, бронзы, железа, самоцветных камней, кости, керамики, войлока, шерсти и дерева.
Выставка рассказывает о древних кочевниках, живших на обширной территории, которую ученые называют теперь «скифо-сибирским миром». Он протянулся от Причерноморских степей до высокогорий Алтая и Минусинской котловины.
Это пространство населяли по большей части ираноязычные племена. Все они поклонялись Солнцу и почитали золото – символ этого небесного светила, подчеркивавший божественный характер власти степных вождей. У них было схожее оружие и конская упряжь, а предметы роскоши и бытовую утварь они украшали изображениями животных, птиц и фантастических существ. Эти признаки, характерные для культур племен скифо-сибирского мира, ученые ныне именуют «скифской триадой».
Древние народы не имели письменности, поэтому об их культуре и верованиях мы можем судить лишь по свидетельствам их современников – греков, римлян, китайцев. Прежде всего, конечно, речь идет о трактате Геродота «История». В нем повествуется о том, что скифы (так эти народы называли греки, сами они именовали себя сколотами. – Прим. ред.) и близкие к ним племена – меоты и сарматы – жили в Северном Причерноморье. Сарматы также занимали территорию восточнее – от Дона до степей Поволжья и Приуралья. Юг Западной Сибири и земли современного Казахстана были заселены исседонами и саками. Согласно Геродоту, еще дальше к востоку обитали «одноглазые аримаспы», поселившиеся у подножия Алтайских гор, на вершинах которых жили «стерегущие золото грифы».
«Этот проект очень яркий, звонкий, символичный. Такая выставка бывает раз в сто лет – в буквальном смысле, – пояснила директор Омского музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева. – И хотя артефакты из курганов саргатской культуры, также относящейся к скифской традиции, появились в собрании нашего музея в конце 80-х годов XX столетия, сделать отдельный большой проект с коллекциями различных музеев и географически протянуть эту линию от Дона до Горного Алтая нам удалось только сейчас».
Посетитель этой грандиозной выставки как бы оказывался на археологическом раскопе. Округлые витрины – это подобие разрытых курганов, сохранивших для нас древние сокровища. Экспозиция была дополнена реконструкциями костюмов, головных уборов, конской упряжи, а также прорисовками петроглифов и татуировок в скифо-сибирском зверином стиле.
Две части экспозиции – «Восток» и «Запад» – связаны идеей встречного движения кочевых народов раннего железного века. Один зал представлял восточную ветвь скифов – это находки из Минусинской котловины и с Алтая. Второй демонстрировал западную – это экспонаты из Причерноморья. А отправная точка, с которой начиналась выставка, – Омская область, находящаяся между востоком и западом.
ЛЬВЫ И ДРАКОНЫ
Первые находки древних золотых артефактов в Сибири были сделаны еще в XVII веке. Уже тогда среди русских поселенцев обретались «черные археологи» – «бугровщики» (курганы в те времена называли «бугры»). Создавались даже целые артели, которые на лето уходили в степи, чтобы раскапывать древние курганы.
Сибирский губернатор князь Матвей Гагарин отправил Петру I несколько посылок с бугровым золотом. Вскоре после этого царь издал указ, в котором под страхом смертной казни запретил бесконтрольно раскапывать бугры, а все найденные предметы предписал в обязательном порядке доставлять в Санкт-Петербург – в Кунсткамеру.
«Как известно, город Омск был основан во время экспедиции Ивана Бухгольца (см.: «Русский мир.ru» №6 за 2022 год, статья «На берегу неба»), которую Петр I направил на поиски «песошного золота». Когда на территории Западной Сибири были обнаружены будоражащие воображение сокровища, то мысль о том, что где-то неподалеку находятся золотые россыпи, подвигла Гагарина поделиться идеей с царем Петром I. В результате был подписан указ о снаряжении той самой экспедиции», – говорит Фарида Буреева.
Так что археология сыграла важную роль в основании города Омска и, соответственно, в продвижении русской культуры из Сибири таежной в Сибирь степную.
На омской выставке было представлено шесть предметов из легендарной Сибирской коллекции Петра I (самая ранняя археологическая коллекция в России. – Прим. ред.), ныне хранящейся в Государственном Эрмитаже: золотые браслеты, поясные пластины и гривна.
В коллекции Петра I, полученной им в дар из Сибири, 250 золотых предметов. Информация о том, где они были найдены, не сохранилась. Но ученые сравнили золотые находки, обнаруженные в ХХ веке на территории Омской области в Исаковском и Сидоровском курганах, с драгоценными предметами, подаренными царю. И стало ясно, что золотые изделия из Сибирской коллекции Петра I схожи по своему химическому составу с недавно найденными, а значит, тоже происходят с территории Омской области. Так что можно сказать, что в этом году древнее золото ненадолго вернулось домой.
В Исаковском и Сидоровском курганах, которые раскопали омские археологи Владимир Матющенко и Леонид Погодин, были захоронены молодые мужчины в возрасте 30–35 лет. Эти «царские» погребения предоставили в распоряжение археологов и историков массу интересных вещей. Древние воители были облачены в расшитые золотом одеяния, дополненные золотыми украшениями и парадным оружием. Такие роскошные одеяния и великолепные изделия, видимо, воспроизводят распространенный как в иранской, так и в угорской мифологии образ «золотого человека», олицетворявшего мудрость, могущество и власть. Скорее всего, похороны «царей» сопровождались жертвоприношениями рабов или слуг – их останки также были обнаружены при раскопках.
Лесостепная саргатская культура, соединявшая традиции Востока и Запада, существовала с VII–VI веков до н.э. до III–V веков н.э. на пространстве от Урала до Оби. На территории современной Омской области находился один из ее центров. Саргатцы (см.: «Русский мир.ru» №3 за 2022 год, статья «Властители прииртышских степей») были прекрасными всадниками и умелыми воинами. Они занимались охраной торговых караванов – вдоль Иртыша проходил один из отрезков Великого шелкового пути. Так что в саргатских захоронениях можно обнаружить китайские мечи и бронзовые сосуды, египетские бусы, изделия иранских и древнегреческих мастеров.
Усыпанные бирюзой золотые поясные пластины, на которых в яростной схватке сплелись дракон и два льва, могут поведать о многом. Сюжет борьбы животных был широко распространен в древнеиранском искусстве, а затем перешел в художественное творчество кочевых народов Евразии, отражая представление о существовании в мире добра и зла, земного и потустороннего. А еще в этом мотиве могли отразиться мифологически осмысленные астрономические наблюдения. К примеру, временем начала весенних полевых работ считалась пора, когда созвездие Льва сменяет на небесном своде созвездия Быка и Оленя (Плеяды и Кассиопею). Графически это могло изображаться как сцена терзания хищником копытного животного. Поскольку разные племена называли созвездия по-своему, льва, быка и оленя могли замещать другие звери – реальные и фантастические.
Кстати, аналогичные композиции встречались, например, в ордосских бронзах из Иволгинского могильника в Забайкалье. Как считают исследователи, вполне возможно, что в раннем железном веке существовала некая матрица, которая служила основой для создания в разных мастерских изделий со схожими мотивами.
На парных украшениях конской сбруи – фаларах – изображен свернувшийся в кольцо крылатый дракон. Он считался обитателем подземного мира, защитником от всяких опасностей. А еще такой дракон мог символизировать вечный круговорот в природе, идею возрождения после смерти (возможно, это аналог уробороса – одного из древнейших символов, происхождение которого установить невозможно. – Прим. ред.). Похожие изделия хранятся в Государственном Эрмитаже, они были найдены в XIX веке у города Новоузенска в Самарской губернии.
В соседней витрине представлен уникальный предмет – панцирь из роговых пластин, обнаруженный на территории Саргатского района археологом и бывшим директором Музея им. М.А. Врубеля, Борисом Кониковым. Сотрудники музея заново собрали древний доспех, и теперь любой посетитель может увидеть, как выглядело снаряжение воинов, покоривших в древности огромные территории.
УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
В Омск также привезли сенсационные находки, сделанные археологами в ХХ веке в знаменитых ледяных курганах пазырыкской культуры на плато Укок (Горный Алтай). Там были найдены древнейшие ковры, повозки и мумифицированные тела с хорошо сохранившимися татуировками.
В выставочных витринах можно увидеть, например, выделанные из кожи сапоги-чулки, еще раз доказывающие известную истину: «все новое – это хорошо забытое старое». А еще – шерстяные штаны, мужскую шапку с деревянными украшениями, войлочные чулки с узорами и шубу, которой 2 с половиной тысячи лет. Внутренняя часть ее изготовлена из овчины, внешняя – из меха сурка. Концы рукавов стягиваются шерстяной ниткой. Этот уникальный экспонат предоставили на омскую выставку сотрудники музея новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Археологи нашли шубу в курганном могильнике Верх-Кальджин-2 (один из пазырыкских курганов на плато Укок). Погребенный в нем вместе с конем, луком и стрелами древний воитель оказался блондином ростом около 180 сантиметров. Возраст мумии, на плече которой видна татуировка с изображением оленя-грифона, около 2 с половиной тысяч лет. Удивительные по сохранности артефакты из пазырыкских захоронений дошли до нас благодаря тому, что могильники оказались в естественной «консервации» из-за оледенения. По этой причине достоянием музеев стали древнейший в мире ковер, кожаные и войлочные детали, украшавшие одежду и упряжь.
«Скифы изобрели штаны, которые спасали их ноги от конского пота, вызывающего незаживающие язвы. Причем штаны у скифов носили и мужчины, и женщины. Последние участвовали в битвах наравне с мужчинами, что, скорее всего, породило греческие легенды об амазонках, – говорит куратор выставки Ирина Симонова. – Кроме того, скифы изобрели кисломолочные продукты, войлок, седла, переносные юрты».
Разумеется, на выставке можно увидеть и знаменитое золото скифов – уникальные изделия из собрания Ростовского областного музея краеведения, обнаруженные в нижнедонских Частых курганах, могильнике Елизаветовского городища и других археологических памятниках Северного Причерноморья. Из ростовского музея в Омск привезли около 400 предметов скифо-сарматской культуры, в том числе и замечательную реконструкцию одеяния скифского царя. Особенно впечатляет головной убор правителя, расшитый золотыми украшениями. В экспозиции представлены также предметы, которые демонстрируются впервые – они были найдены лишь в прошлом году. «Вот, например, гривна, украшенная изображениями двух кошачьих хищников. Обратите внимание: она не сломалась, а разрублена. Это так называемое «умерщвление» предмета во время погребения. Так вещи переходили из мира живых в мир мертвых вместе со своим хозяином», – поясняет директор Ростовского областного музея краеведения Галина Куликова.
Ростовская коллекция артефактов заметно отличается от других предметов, представленных на выставке: в ее экспонатах заметно сильное влияние древнегреческой культуры. Кроме того, в экспозиции есть найденные в донских курганах бронзовые скульптуры античных богов, ритуальные терракотовые статуэтки, предназначенные для домашних алтарей, чернолаковая керамика и расписные сосуды. Это неудивительно, ведь в III веке до н.э. – V веке н.э. самой северной греческой колонией был эмпорий Танаис. Согласно Страбону, это торговое поселение было основано греками из Боспорского царства. Располагалось оно на правом берегу реки Мертвый Донец – это в 36 километрах от современного Ростова-на-Дону.
НА ОКРАИНАХ СКИФСКОГО МИРА
По степным районам от Южного Урала до Дуная кочевали сарматы, в античные времена известные под именем савроматов. В войне с персами они были надежными союзниками скифов.
Савроматы были известны еще Геродоту, который размещал их восточнее реки Танаис. Современные ученые считают, что так греческий историк называл Дон, за верхнее течение которого в те времена древние греки принимали Северский Донец. Геродот указывал, что «за рекой Танаисом – уже не скифские края».
«Есть легенда, рассказывающая о том, что сарматы появились от союза скифов и амазонок. Неслучайно греки называли их «женоуправляемыми» – в сарматской иерархии женщины занимали главенствующее место. Они были жрицами и даже правительницами», – рассказывает заместитель директора Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея по научной работе Алена Юрикова.
Именно такая знатная женщина была похоронена в одном из знаменитых на весь мир Филипповских курганов – в этом погребении найдено 850 предметов из драгоценных металлов. Около трех десятков курганов савроматской или раннесарматской культуры V–IV веков до н.э. было исследовано археологами около села Филипповка Илекского района Оренбургской области. Там нашли несметные сокровища сарматских вождей, в том числе известные всему миру 26 фигурок золотых оленей. Золотыми бляшками у сарматов была украшена не только одежда, но и обувь. А бляшка в виде припавшей к земле перед прыжком пантеры некогда красовалась на головном уборе. Одной из самых знаменитых находок стали две золотые оковки сосуда с ручкой, выполненной в виде медведя с оскаленной пастью.
Впрочем, сарматы изготавливали украшения не только из золота, но и из бронзы. И бронзовые артефакты не уступают по красоте золотым.
На другой окраине скифского мира – на обширной территории Минусинской котловины – жили племена тагарской археологической культуры. Китайские летописи называют их «динлины».
Археологические памятники и наскальные рисунки рассказывают, что тагарцы жили в рубленых жилищах или в юртах и шалашах, которые сохранились у современных алтайцев, хакасов и тувинцев. Они носили короткие шерстяные рубахи и меховые штаны. Поверх надевалась шуба или кафтан длиной до колен. На голове была вязаная шерстяная шапочка, а в зимнее время поверх нее надевался башлык.
Искусство тагарцев на выставке демонстрировали поясные пластины, навершия ритуальных жезлов, зеркала и кинжалы. В основном бронзовые – золота на верхнем Енисее было немного.
«В середине IV века до н.э. многие народы Центральной Азии бежали от завоевателей-хунну: новые этносы пришли в Минусинскую котловину, а с ними – и новые традиции. Появились поясные бляшки с изображением куланов, стали часто встречаться изображения птиц», – рассказывает научный сотрудник Минусинского регионального краеведческого музея Александр Зарипов.
Все эти предметы когда-то были свидетелями бурных исторических событий и, несомненно, могут еще о многом поведать исследователям. А выставка «Золото древних степей» в подробностях рассказала о культуре скифо-сибирского мира, сделав ее ближе и понятнее современному человеку.
«Такие большие выставки очень интересны и полезны и в плане общения профессионалов, и для посетителей, потому что они показывают единую культуру, которая была сформирована древними племенами. Эти племена были очень воинственные и жестокие, тем не менее они сумели найти какой-то общий язык и на всем этом огромном пространстве создали единый культурный код», – констатирует Галина Куликова.