Найти в Дзене

Ной и Всемирный потоп (Бытие 6:9 — 8:22)

Глава начинается с важного описания Ноя: он «праведен в своем поколении» (צַדִּיק תָּמִים בְּדֹרֹתָיו). Это утверждение вызывает споры среди мудрецов, как понимать эту праведность: Одни считают, что Ной был праведником только в контексте своего времени, когда все остальные были крайне порочными. По их мнению, его праведность была значительной лишь на фоне общего морального упадка. Другие, напротив, считают, что если бы Ной жил в другое время, он всё равно выделялся бы своей праведностью, даже среди таких великих праведников, как Авраам. Тем не менее, независимо от интерпретации, Ной был единственным человеком, которого Бог избрал, чтобы сохранить человеческий род и животных во время предстоящего потопа. Бог объявляет Ною о Своём намерении уничтожить всё живое на земле за его порочность и грехи. Однако, для спасения Ноя, его семьи и представителей животных, Бог повелевает ему построить ковчег. Это не было простое судно — ковчег должен был быть достаточно большим, чтобы вместить всю его

Глава начинается с важного описания Ноя: он «праведен в своем поколении» (צַדִּיק תָּמִים בְּדֹרֹתָיו). Это утверждение вызывает споры среди мудрецов, как понимать эту праведность:

Одни считают, что Ной был праведником только в контексте своего времени, когда все остальные были крайне порочными. По их мнению, его праведность была значительной лишь на фоне общего морального упадка.

Другие, напротив, считают, что если бы Ной жил в другое время, он всё равно выделялся бы своей праведностью, даже среди таких великих праведников, как Авраам.

Тем не менее, независимо от интерпретации, Ной был единственным человеком, которого Бог избрал, чтобы сохранить человеческий род и животных во время предстоящего потопа.

Бог объявляет Ною о Своём намерении уничтожить всё живое на земле за его порочность и грехи. Однако, для спасения Ноя, его семьи и представителей животных, Бог повелевает ему построить ковчег. Это не было простое судно — ковчег должен был быть достаточно большим, чтобы вместить всю его семью и пары всех видов животных. Бог даёт Ною подробные инструкции:

Ковчег должен быть сделан из дерева гофер (тип дерева неясен, но это мог быть кипарис или сосна).

Размеры ковчега: длина 300 локтей (~135 метров), ширина 50 локтей (~22,5 метра) и высота 30 локтей (~13,5 метров).

Ковчег должен иметь три уровня, одно окно и одну дверь. Эти детали подчеркивают структурную сложность ковчега, и, вероятно, указывают на огромный труд, который Ной и его семья вложили в его создание.

Важно отметить, что Ной не спорит и не задает вопросов. Он просто «сделал всё, как повелел ему Бог» (Бытие 6:22). Это подчёркивает его полное послушание и доверие Богу, несмотря на то, что о подобном бедствии, как всемирный потоп, никто никогда не слышал.

Когда ковчег был готов, Бог повелел Ною взять с собой:

По паре каждого вида нечистых животных (самца и самку).

По семь пар чистых животных (что позже было необходимо для жертвоприношений и, возможно, для пищи).

После этого Бог сообщает, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться 40 дней и 40 ночей. Эта отсрочка в семь дней может быть временем для последней возможности раскаяния для остальных людей, хотя никто, кроме Ноя и его семьи, этой возможностью не воспользовался.

Потоп начался, как и было обещано, спустя семь дней. Воды начали прибывать из двух источников:

«Разверзлись все источники великой бездны» — это могло означать подземные воды или океаны, которые начали выходить из берегов.

«Окна небесные отворились» — это образное выражение, описывающее непрерывный ливень, который обрушился на землю.

Все живые существа, кроме тех, кто находился в ковчеге, погибли.

Потоп длился 40 дней и 40 ночей. Вода покрыла все горы и уничтожила всю жизнь на земле. Это был тотальный катаклизм, при котором вода поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор. Вся жизнь на земле была уничтожена — и животные, и люди, за исключением тех, кто находился в ковчеге. Это событие символизирует полный Божий суд над человечеством за его грехи.

Однако, несмотря на величие разрушений, Бог не забыл Ноя. Ковчег, который плавал по водам, был орудием спасения для праведников.

После 40 дней и ночей дождя вода оставалась на земле еще в течение 150 дней. Однако Бог вспомнил о Ное и о всех, кто был в ковчеге, и послал ветер, который начал осушать землю.

Ковчег остановился на горе Арарат, когда вода начала уменьшаться. Но Ной не спешил выходить. Он несколько раз выпускал птиц, чтобы проверить, высохла ли земля:

Сначала был выпущен ворон, который не вернулся.

Затем Ной выпустил голубя. Когда он не нашел места для отдыха, он вернулся.

Ной подождал еще семь дней и снова выпустил голубя, который вернулся с оливковой ветвью в клюве — знак того, что вода отступила, и земля начинает оживать.

Ной подождал еще семь дней и снова выпустил голубя, который не вернулся, что означало, что земля уже сухая.

Когда земля полностью высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега вместе с семьей и всеми животными. Ной выполнил это повеление, и как только они оказались на суше, Ной построил жертвенник и принёс жертвы из чистых животных и птиц в благодарность Богу за спасение. Это первое жертвоприношение после потопа.

Бог, увидев искренность и благодарность Ноя, сделал важное обещание:

Он больше никогда не будет проклинать землю и уничтожать всё живое из-за грехов человека. Бог признал, что человеческое сердце склонно к злу, но пообещал, что не будет такого глобального наказания, как потоп.

История Ноя и Всемирного потопа — это не просто рассказ о катастрофе, но и пример того, как Бог проявляет справедливость и милосердие. Бог наказывает человечество за его порочность, но при этом спасает Ноя и его семью как праведников, достойных нового начала. Этот эпизод подчеркивает, что, несмотря на разрушение, всегда есть надежда для тех, кто сохраняет веру и преданность Богу. Ной демонстрирует послушание и полное доверие, следуя всем указаниям Бога, что приводит его к спасению.

История Ноя также учит важности благодарности за спасение и новую жизнь, что символизируется жертвоприношением Ноя после потопа. Этот эпизод подчеркивает, что послушание и доверие Богу ведут к спасению, и даже в самые тяжелые времена есть надежда для тех, кто остается верным.