Давайте ненадолго оставим в покое наших балканских собратьев по разуму и разберёмся, как и чем живут «понаехи» из России. А конкретно – пресловутая «русская диаспора».
Исходя из личных наблюдений, всё-таки неспроста заголовок я взял в кавычки. Потому-что те сообщества, в которых состоят наши соотечественники, покоряющие Балканы, можно называть как угодно: «Клуб по интересам», «Кружок домохозяек», «Тусовка в соцсетях» или попросту – «курятник». Но никак не «диаспора».
Для проживающих в Сербии и в эту минуту в мой адрес изрыгающих из ноздрей пламя праведного гнева, поясню свою мысль.
Дорогие мои, вы хоть знаете, что такое «диаспора»? Чтобы не прослыть голословным, давайте обратимся к ответу нейросети: «Диаспора (греч. διασπορά, «рассеяние») - часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения.
Она образует сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеет социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Диаспоры могут играть важную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания. Они часто поддерживают связь со страной своей исторической принадлежности и оказывают влияние на политику страны, где находятся.»
Диаспоры образовываются, во-первых, для экономической интеграции своих соотечественников, во-вторых, диаспоры выступают в защиту своих членов в различных экономических и социальных конфликтах, а также оказывают им различного рода помощь и услуги. Находясь в составе диаспоры представители этнического меньшинства быстрее адаптируются в новой стране, ощущая себя в привычном обществе и чувствуя поддержку с его стороны.
Дети наследуют традиции своего этноса, его язык и культуру, так как получают соответствующее воспитание в пределах своей семьи и в целом диаспоры, которая вполне способна создавать внутри свои школы или классы обучения, издавать национальные газеты и журналы.
Это в теории. А на практике?
Приезжающие в Сербию (а мы говорим про Сербию, а не про Израиль, Грецию или Италию!) сразу становятся объектом повышенного внимания ранее покинувших историческую Родину «понаехов», которые готовы «дружески» обнять соотечественников, а заодно порыться в их карманах.
Не все! Повторюсь – не все! Наоборот, чаще в Сербии мне встречались честные и порядочные люди, но они просто заняты своими делами и не выпячиваются, сгорая от желания "помочь". Но всё же тех, кто пытается заработать, а то и облапошить ещё ошарашенных приезжих, много. И становится их с каждым годом только больше! Работы в Сербии-то нет, а кушать хочется каждый день.
Отсюда и появляются, за дольку малую, помощники в поисках жилья, которые всё равно ничего путного предложить не смогут. Организаторы сомнительного качества экскурсий по одному и тому же маршруту. Всякого рода «мастера-золотые руки», чья криворукость может посоперничать с сербской. И прочие, и прочие…
Ещё меня здорово раздражает, когда в стане «понаехов» находятся такие, кто сравнивает нынешнюю волну приезжих в Сербии (а себя в первую очередь!) с белой эмиграцией 20-х годов прошлого столетия. И мало того, что ошарашивает глупыми пасквилями типа: «Порядка 40 000 имперских белых офицеров тут основались. Вдали от красной сволочи, в православной стране», так еще и получает поддержку такой же недалёкой аудитории.
Поэтому, обращаюсь к ним: А вы вообще историю белой эмиграции читали? Или нахватавшись «вершков» только способны нести подобную чушь, перемежая её стишками. (Я обязательно выложу ролик с подобным персонажем. Только чуть позже, потому как хочу посвятить ему отдельную статью и сейчас без подробных разъяснений будет непонятно и совершенно не к месту).
И для тех, кто мнит себя этаким белым эмигрантом, который выпив ракии, роняет в стакан скупую слезу под романс о поручике Голицыне, думаю станет открытием, что оказавшись в Сербии, русская колония, прежде всего, была ориентирована на идеализацию прошлого и сохранение русских традиций. Беженцы жили в ожидании падения большевизма и скорого возвращения домой. Чаще всего бросалось в глаза нежелание беженцев прочно устроиться, пусть даже и в течение временного (как они утверждали) пребывания здесь. Выражение «сидеть на чемоданах» пошло именно отсюда, так как люди даже толком не распаковывали свои вещи, а сундуки с добром приспосабливали под обычные лавки на которых сидели. Удивляли сербов и пренебрежение эмигрантов к быту, а также их нарочитая вежливость и изысканность манер. Русских женщин упрекали в частом чтении книг, в чрезмерном внимании к своему туалету, а их супругов – за ведение домашнего хозяйства (с сербской точки зрения - работа чисто женская).
Балет, опера, кинематограф - и в их становлении в Сербии принимали участие русские беженцы. Актёры, режиссёры и сценографы поступали на службу в Народный театр Белграда. Зачастую они плохо или вообще не владели сербским, что вызывало ревность и негодование местных коллег. Языковой барьер вообще был камнем преткновения. Главной претензией к русским со стороны местных жителей оставалось нежелание эмигрантов учить язык. Этот факт давал сербским критикам повод писать, что русские больше повредили становлению национальной сербской оперы, чем способствовали.
Местных сербов возмущало стремление русских основать собственную приходскую церковь.
По свидетельству современников: «в странах Европы, в частности в Сербии, было гораздо легче устроиться на хорошую должность и работу, имея гражданство данной страны, но очень многие из русских беженцев, гордясь своим российским гражданством, из чувства патриотизма не принимали гражданства страны, в которой они поселились».
Поскольку прежней России как государства уже не было, официально представители белой эмиграции считались „бесподданными“». И это несмотря на то, что гражданство королевства Сербия в благодарность за союзничество и заступничество со стороны Российской империи в Первой Мировой войне властями было гарантированно в особом, упрощенном порядке. Только в декабре 1921 года, когда советским правительством было объявлено, что все, кто покинул Россию без разрешения советской власти после 7 ноября 1917 года или вел вооруженную борьбу против неё, лишались гражданства, переехавшие в Сербию нехотя согласились на получение местного гражданства.
А сравните с сегодняшними «понаехами». «Понаехи» в Сербии спят и видят, как бы поскорее получить подачку от властей Сербии даже не гражданства, а хотя бы сомнительного во всех отношениях ВНЖ.
Так в чём же вы схожи с эмиграцией прошлого столетия?
Уродливые формы приобретают и телеграмм-каналы «понаехов» Особенно это заметно в небольших городах. Цель создания таких «писанино-говорильнь» понятна и даже благородна – обмениваться полезной информацией внутри сообщества. Но достаточно быстро эти группы скатываются до откровенного балагана, до банального «курятника», где каждый третий являет миру свою недалёкость.
Пример. Мой знакомый, возвращаясь в Россию, выставил объявление о продаже робота-пылесоса. Всего один отклик. «А вы его прямо из России с собой притащили?» - вопросил любопытный.
Так и вертится на языке грубый вопрос: «Какое твоё собачье дело, откуда его «притащили»?»
А попробуйте высказать свое мнение, отличающееся от точки зрения завсегдатаев таких каналов! Поднимется такой шум, что появляется желание после прочтения помыться, отмыть с себя всю грязь, которую выплеснут на тебя несогласные земляки.
Знаете, что напоминает мне это?
Давно было. В середине 90-х мы пытались заработать на жизнь всеми доступными способами. И одним из них являлась перепродажа холодильников «Стинол» Липецкого завода. Подписать договор, оплатить и согласовать отгрузку была только половиной дела. Необходимо было в сжатые сроки получить товар (а в очереди на отгрузку грузовики стояли по несколько дней!) и постараться избежать неприятностей от «пасущихся» около завода братков. После знакомства с нужными людьми формальности улажены, и «фура» вместе с машиной охраны находилась около складов завода, готовая к погрузке. Но в последний момент, ранним утром, возникла непредвиденная задержка. Нужно было подождать пару часов. И мы, вдвоём с экспедитором, отправились неторопливо гулять по частному сектору просыпающегося Липецка. Беседуя, остановились около одного из частных домов, за забором которого сонно побрехивала маленькая, кудлатая собачонка. Справа её лениво поддерживал хриплым басом соседский пёс.
- Да заткнись ты уже! – в сердцах пробормотал не выспавшийся экспедитор и прежде чем я успел его остановить, стукнул ногой по калитке.
Эффект получился ошеломляющим. Во-первых, в тишине звук от удара по железной калитке разнёсся по округе словно взрыв гранаты. Во-вторых, вместо того чтобы «заткнуться» собачонка разразилась истошным, визгливым лаем. И тут же со всех сторон её возмущение подхватили окрестные псы. Пришлось с позором отступать к машине. И долго еще нам вслед несся разноголосый собачий лай…
Так что если хотите получить подобный эффект, «стукните ногой по железной калитке» телеграмм-чата «понаехов» Сербии.
За всё время, пока мы прожили в Сербии я единственный раз получил толковую консультацию от пользователя, за что ему огромное спасибо. И то, телеграмм-канал был довольно крупным и относился он в основном к русскоязычным жителям Белграда.
Вы думаете, что в русских интернет-сообществах только русские? Как бы не так! Немало там «пасётся» и сербов, которые внимательно следят за настроениями среди «понаехов». Ведь онлайн-переводчики в смартфонах есть практически у всех. И бывает, вставляют в обсуждения свои ехидные комментарии. Частенько мои сербские знакомые со смехом показывали мне посты и перепалку «понаехов».
Для описания другого случая необходима маленькая предыстория. Одна семья из Астрахани, приехав в маленький курортный сербский городок настолько прониклась его красотой и неспешным ритмом жизни, что сразу же купила в этом городке недвижимость. Но отрезвление наступило скоро. Ни друзей, ни работы, ни перспектив на горизонте. Недвижимость продали, значительно потеряв в стоимости, и вернулись на Родину. А из группы в телеграмм-канале не вышли. Не знаю, может ностальгировали вечерами! И вот как-то в последних числах декабря, в нём (телеграмм-канале) обсуждалось отсутствие в сербских магазинах таких привычных нам предновогодних продуктов: слабосолёной сельди, красной икры, сгущёнки. И уехавший глава семейства неосторожно выложил в группу фото банки сгущенки с припиской: «А в России этого завались!».
Самыми безобидными комментариями ему были пожелания подавиться этой сгущенкой.
Иногда в русскоязычных чатах маленьких сербских городов можно прочитать призывы о материальной помощи попавшим в неприятные ситуации обнищавшим соотечественникам. Как-то: оплата услуг юристов при бракоразводных процессах, погашении скопившейся коммунальной задолженности и прочем.
Вы угадали, кто чаще всего проявляет подобную инициативу? Правильно! «Главы» этих самых пресловутых «диаспор». А сколько денег доходит до страдальца? Нет, я сейчас не на что не намекаю! Я прямо говорю! И не убедят меня выложенные на всеобщее обозрение оплаченные квитанции. Независимый аудит в таких случаях вряд ли проводится.
Кстати, вы заметили, что пишут в комментариях иные наши бывшие земляки, прочно и не очень осевшие на Балканах: «Вы фсё врёти!», «Вас сюда никто не звал!», «Сербы вам ничего не должны!» и прочее.
Давайте в заключение немного пофантазируем.
Включите воображение и представьте себе: В некой стране существует сообщество приезжих. К примеру, чеченская, азербайджанская или таджикская диаспора. И однажды одному из представителей упомянутых народов в новой стране проживания в трамвае оттоптали ногу. Он приходит домой и описывает этот случай в соцсети, пользователями которой являются преимущественно его земляки.
И тут начинается! «Ты сам смотри куда прёшься! Тебе люди дали возможность жить в их стране!» - бушует один комментатор. «Хватит мазать замечательных, приютивших тебя людей грязью!» - вторит другой. «Никто тебе ничего не должен! Убирайся отсюда!» - высунув кончик языка, с массой грамматических ошибок, усердно натыкивает по затёртым клавишам третий.
Представили? Почему «не получается»? А почему тогда в русских сообществах это в порядке вещей? Я понимаю – вопрос риторический, но всё же…
А в следующий раз я расскажу, как и чем пытаются заработать на хлеб некоторые осевшие в Сербии соотечественники.