Му́ром — город на Северо-Востоке России, центр Муромского района Владимирской области. Население города — около 107 000 чел. Один из древнейших городов России, наравне с Новгородом и Псковом. Муром расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира на юго-восток, на границе с Нижегородской областью.
Считается, что название города происходит от названия финно-угорского племени «мурома», которые жили в этих краях и о них впервые упоминается в «Повести временных лет». Не исключена и обратная зависимость. В этом регионе много названий рек и озер с таким названием - река Муромка, озеро Муромское, Муромская Лука, ручей Муромец, Мурма и др. Так, гидроним Мурма по-литовски означает «ворчать, урчать, журчать». В древней скандинавской литературе город описывается под названием Муромар.
Финно-угорский народ мурома обитал на этих землях с начала I тысячелетия н. э. По одним предположениям, мурома произошли от племен предшествовавшей городецкой культуры, по другим — пришли сюда из Приуралья.
Славянские племена появились здесь в первой половины IX века, тогда вероятно и возник город. Первое упоминание о Муроме встречается в «Повести временных лет» Нестора Летописца и датируется 862 годом. Дата эта знаменательная, считается «началом государства Российского». Он значится среди городов, подвластных князю Рюрику после призвания варягов.
Издавна через эти края лежал торговый путь из Скандинавии на восток: по Оке и далее — по Волге через Каспий плыли в другие страны торговые караваны, ехали путешественники и послы. В торговом Муроме жили славяне, половцы, мещерцы, меря, марийцы. Благодаря выгодному географическому положению торговля приносила хороший доход.
Со временем защищавшая Муром от набегов волжских булгар славянская дружина прочно обосновалась в городе, построила Кремль. Так эти земли на долгое время стали восточной окраиной Руси.
Эта земля была одним из последних оплотов язычества на Руси: отделенный от остальных, уже крестившихся, русских земель непроходимыми лесами, Муром еще долго противился принятию христианства.
Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович, младший сын князя Владимира, Крестителя Руси. Правил Глеб 17 лет, с 988 года, и был убит вместе со своим братом Борисом в 1015 году. Убил их старший брат Святополк, хотевший занять место отца. Глеб и его брат Борис стали первыми муромскими святыми.
В 1088 году город подвергся захвату со стороны волжских булгар.
В 1127 году черниговский князь Ярослав Святославич учреждает в Муроме отдельное государственное образование, составившее основу Рязанской земли. Именно князя Ярослава Святославича и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын). В 1129 году после кончины князя Ярослава на муромский стол сел его сын Юрий (Феодор) Ярославич, а с 1143 по 1145 годы — третий сын Святослав Ярославич, позже — младший сын Ростислав Ярославич. При князе Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на Муромское и Рязанское княжества.
Сожжённый дотла монголами, Муром в 1293 году исчез со страниц русских летописей.
Новое упоминание о Муроме относится только к 1351 году. В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич присоединил Муромское княжество к Москве.
В середине XVI века в Муроме собирались войска Ивана Грозного для участия в походах на Казань. К этому времени относится строительство в городе первых каменных храмов. В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней. С XVII века Муром становится важным ремесленным центром. Здесь трудятся искусные мастера по выделке кож, сапожники, кузнецы, ювелиры, портные и другие мастера. С того времени началась слава и муромских калачей. Муромские оружейники были известны за пределами Руси. Из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 году Царь-пушку.
Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX — начале XX века, так как масштабные пожары 1792 и 1805 годов уничтожили практически все старые деревянные постройки. Новый город застраивался по генеральному плану, разработанному Иваном Михайловичем Лемом и утверждённому императрицей Екатериной II в 1788 году.
В годы Великой Отечественной войны из Мурома и Муромского района призвано на фронт 32094 человека, из них погибло 2609. пропало без вести - 3029, умерло от ран – 733. Орденами и медалями награждено около 3000 человек, среди них – 24 Героя Советского Союза.
01
Исторический герб Мурома был Высочайше утверждён 16 августа 1781 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Владимирского наместничества. В верхней части герба Мурома размещался герб Владимирский. А в нижней части герба размещался герб уездного города Мурома – «В голубом поле три крупитчатые калача, которыми сей город отменно славится».
Лазоревое поле означает не только воды Оки, но и чистоту помыслов градоправителей.
В гербе города Мурома изображены "три крупитчатых калача". Согласно легенде, императрицу Екатерину угостили изделиями местных хлебопеков, от которых она пришла в восторг. Но нас сейчас интересует не история герба, а странная форма калачей. А она совсем не случайна.
Вообще калачи в России делали разной формы, были и просто круглые в виде булки. Но одной из распространенных форм выпечки был "замок", тот самый, что и изображен в гербе Мурома.
Делался "замок" очень просто. В лепешке из теста делали ножом дугообразный надрез, центральную часть дуги отгибали вниз. Вот эту отгибаемую вниз часть лепешки и называли "губой", на готовом калаче она действительно напоминала пухлые губы. Перед запеканием "губу" смазывали топленым маслом и прижимали к лежащему под ней слою теста ("закатывали губу").
Популярность "замковой" формы калача объяснялась чисто практическими соображениями. Калачи-замки можно было, во-первых, нанизать на шест и таким образом переносить для торговли или же хранить дома, а во-вторых, калач можно было есть, держа за дужку. Сохранились свидетельства, что москвичи именно так и употребляли калачи, своеобразный древний русский фастфуд: желающим перекусить строителям, землекопам, извозчикам порой негде было вымыть руки, поэтому с точки зрения гигиены использование калачей-замков было прекрасным выходом; хлеб держали рукой за тонкую дужку, таким образом весь кусок хлеба оставался чистым, а после трапезы оставшуюся в руке запачканную дужку не съедали, а отдавали собакам.
Выражение "дойти до ручки" означало, что человек попал в настолько тяжелое материальное положение, что вынужден был съедать даже дужку (ручку) калача, или же принимать такие дужки от более состоятельных едоков в качестве милостыни.
Посетив в августе месяце 2024 года город Суздаль, на обратном пути я заехал в Муром.
По сути, что я знал о Муроме? Из былин я помнил, что оттуда родом Илья Муромец и, кажется, там жили Петр и Феврония. Я стараюсь посетить города, в которых сохранился Кремль. В Муроме, к сожалению, кремль не сохранился. Вернее, был только деревянный кремль, но он не сохранился до наших дней. Но заехать в самый старый город Руси я хотел.
1. Былинный камень.
До Мурома я доехал относительно быстро. Между областным центром Владимиром и небольшим райцентром Муромом, проложена неплохая дорога. Въезжал я в Муром по Владимирскому шоссе.
02
Перед городом, проехав клеверную развязку, около поста ДПС, который не работал, я увидел въездной знак города. Мне он понравился. Необычный – и шрифт, и сверху контур луковок церквей…
03
А проехав чуть дальше, за постом ДПС, я увидел необычный памятник и около него небольшую площадку для автомобилей.
Здесь еще в 1967 году установили «Былинный камень», который отсылает к богатырскому прошлому Мурома. Авторы скульптуры - художник С.А. Николаев и архитектор Н.А. Беспалов. В верхней части памятника высечено лицо богатыря, я думаю, что это Илья Муромец. А под ликом богатыря размещены слова из «Повести временных лет», рассказывающие о том, что в 862 году первые поселенцы осели на месте под названием Муром. Эти строчки считаются первым письменным упоминанием о древнем городе.
Сама идея установки этого памятника мне понравилась. Не понравилось только исполнение. И размер камня невелик, не «былинный» он! И притулился он как-то сбоку от дороги. Издалека на фоне деревьев его не очень заметно. Перед памятником есть небольшой карман, где можно остановиться. Но там может разместиться только две машины. С моей точки зрения, памятник расположен неудачно!
04
Далее я проехал по Владимирскому шоссе до улицы Московской, и по ней направился в центр города. Мы приехали после обеда, часа в два дня.
Я оставил машину за зданием администрации города, которое стоит на площади 1100-летия Мурома. А сбоку от этого здания мы увидели ресторан «Ермак». Сначала слово «ресторан» меня отпугнуло. «Наверное, дорого», - подумал я. Но на удивление, за обед на двоих я заплатил 900 рублей. Внутри было уютно, народу мало, заняты были буквально два столика. Мы уселись у стены за столиком с мягкими диванами.
05
На обед я взял тарелку щей и котлету, на гарнир было блюдо, которое называлось – «картошка под инеем». Повариха на раздаче очень расхваливала мне это блюдо. Да и название было очень романтичное. И действительно, сверху картошка была покрыта белым соусом, как будто припорошена инеем. Картошка была объедение, причем пожарили ее вместе с лисичками. Кстати, когда едешь по трассе, то видишь много людей по обочинам дороги, которые продают грибы, в основном я видел лисички. Продают ведрами!
2. Памятник калачу.
На площади 1100-летия Мурома стоит памятник Ленину, а перед ним находится фонтан. Раньше эта площадь носила название Торговой и Рождественской, однако в 1962 году, в честь юбилея города, она была переименована. А рядом, около здания Центрального рынка скромно расположился небольшой «Памятник калачу». Вернее, не памятник, а жанровая скульптура.
Говорят, этот памятник подогревается, а температура с помощью датчиков поддерживается на уровне 35 градусов, поэтому зимой можно погреть руки, прислонив их к калачу. Памятник поставили 4 августа 2012 г. в день празднования 1150-летие города.
06
По моему мнению - и памятник не впечатляет, и выбранное для него место неудачное.
3. Муромская водонапорная башня и памятник Ермакову.
Справа от перекрестка улиц Московской и Ленина, почти напротив площади 1100-летия Мурома, расположен сквер Ермакова с Водонапорной башней.
07
Сквер был открыт в 2012 году и назван в честь градоначальника Мурома — Алексея Васильевича Ермакова, который занимал этот пост с 1862 года до своей кончины в 1869 году и много сделал для благополучия города. Он был меценат, на его личные средства были открыты: здание театра, приют, телеграф, солдатские казармы. Среди его заслуг - водопровод (один из первых в России), женское училище, первая железнодорожная ветка. В сквере есть две достопримечательности, связанные с этим удивительным человеком - водонапорная башня и бюст Ермакову.
Башня интересна тем, что стала частью первого во Владимирской губернии городского водопровода. Водопровод в Муроме был построен в 1863 году, когда его еще не было в губернском городе Владимире. До этого воду таскали из Оки и родников в вёдрах на коромыслах, поднимаясь по крутому берегу. В водопроводной системе Мурома высококачественная вода из каптажей у подножья Кремлевской (Воеводской) горы подводилась через водокачку в эту водонапорную башню, построенную в 1864 году. От башни вода раздавалась с помощью шестнадцати водоразборных будок на жилые дома, колонки и даже несколько фонтанов. Это инженерное чудо XIX века для своего города оплатил городской голова А.В. Ермаков. Он же завещал, чтобы пользование водопроводом для всех муромчан было бесплатным. Башня выполняла еще и функцию пожарной каланчи: дозорные следили за городом, большая часть которого была деревянной.
Долгое время стены башни «рассказывали» о погоде: сюда вывешивали полотнища разного цвета, предупреждая о дожде и ветре, жаре и морозе.
В 2008 году водонапорную башню восстановили, она стала выполнять свои изначальные функции. Бронзовый бюст А.В. Ермакова рядом с водонапорной башней был установлен в сквере в октябре 2012 года. Авторами памятника является скульптор В. Суровцев и архитектор М. Баранова, а средства на его создание были пожертвованы муромскими предпринимателями и простыми горожанами
4. Памятник Зворыкину.
08
На улице Первомайской между площадью 1100-летия Мурома и Окским парком расположено здание постройки 1840 г. Это было родовое гнездо купеческого рода Зворыкиных, здесь жила семья и родился изобретатель телевидения Владимир Зворыкина. Он родился в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. С 1918 года в этом особняке размещается Муромский историко-художественный музей.
Главное здание музея — бывший дом Зворыкиных, в стенах которого прошло детство знаменитого на весь мир изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Помимо экспозиции, рассказывающей о жизни изобретателя, здесь представлены историческая и этнографическая коллекции, а также древнерусское искусство. В соседнем здании базируется Художественная галерея с собранием русского и западноевропейского искусства XVII-XIX веков.
Перед зданием в 2013 году установлен памятник изобретателю. Бронзовая композиция изображает Зворыкина молодым юношей — студентом петербургского технического института. Над созданием памятника работали скульптор П. Щелов, архитектор М. Надзельский и дизайнер С. Лебедев.
К сожалению, здание музея было на ремонте, и я сфотографировал памятник на фоне забора.
5. Памятник Илье Муромцу.
А справа от этого памятника раскинулся Окский парк, который располагается на месте бывшего Муромского Кремля.
Первые укрепления на месте кремля появились в VIII—IX веках. Окончательно кремль как оборонительное сооружение оформился к X веку. Муромская крепость была важна для обороны Древней Руси, так как Муром до середины XVI века, когда Иван Грозный взял Казань, оставался приграничным городом. Внутри крепости располагались собор Рождества Богородицы, деревянная церковь Архангела Михаила, воеводский, боярские и купеческие дворы, тюрьма, съезжая изба, жилища муромских священников, множество жилых и хозяйственных построек.
Кремль был деревянным. С севера и юга он был отрезан от местности оврагами, с востока — крутым берегом Оки, с запада — неглубоким Козьим болотом. Кремль имел трое ворот, четыре глухих угловых башни, восемь четырёхстенных башен, одну глухую полубашню и одну башню-тайник. Кремль имел вид четырёхугольника длиной 552 сажени (это периметр около 1150 метров).
Впоследствии кремль не использовался, сильно обветшал и сгорел в начале XVIII века. В царствование Екатерины II, когда город стал застраиваться по генеральному плану, остатки кремля были разобраны за ненадобностью. Каменного кремля вместо деревянного не возводили.
Но известно, что в 1555—1557 годах по приказу Ивана Грозного был построен собор Рождества Богородицы, который был кафедральным собором. В нем почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. В 1924 году собор был закрыт, а десять лет спустя его передали военному ведомству. Часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи Петра и Февронии. В 1939 году собор начали разбирать.
В 1852 году на месте кремля был открыт Окский сад, позднее переименованный в парк имени Ленина. Сейчас парку вернули прежнее название.
В конце Окского парка на крутом берегу в 1999 году был установлен памятник русскому богатырю Илье Муромцу. Создателем памятника стал известный русский скульптор В.М. Клыков. Высокая бронзовая фигура богатыря в полный рост установлена на каменном постаменте. Из-под тяжелой защитной кольчуги, надетой на богатыря, отчетливо просматривается монашеская ряса. В левой руке герой держит прижатый к груди православный крест, а правая рука с мечом воинственно поднята вверх. Вокруг постамента располагаются мифические существа - грифоны, символизирующие мощь войска и победу над врагами.
09
Высота памятника составляет 21 метр. Площадка вокруг памятника благоустроена. Имеется даже автостоянка. Но подъехать к памятнику непросто. От улицы Первомайской к памятнику ведет узкий однополосный проезд "Окский съезд", который отделяет Окский парк от жилой застройки. Ни указателя, ни светофора на перекрестке Первомайской и Окского съезда нет!
Место рядом с памятником является великолепной видовой площадкой. С нее открываются отличные виды на Оку, на Заокские дали. Слева виден автомобильный вантовый мост через Оку. Справа находится железнодорожный мост. Но все равно, я считаю, что место для памятника выбрано неудачное. Он очень маленький для таких пространств. Место ему – в центре города на городской площади! Меня удивляет только то, почему раньше не установили памятник Илье Муромцу в Муроме?
10
А рядом с памятником располагается городской пляж. Я конечно посетил его, спустившись на машине от улицы Первомайской по улице"Съезд Воровского", проходящей справа от Окского парка. Около пляжа есть автостоянка, на которой стояло две машины. На пляже почти никого не было. Несколько человек стояли или сидели на песочке. Ширина реки Оки здесь намного больше, чем в Поленово, где я тоже купался.
Вода в реке была довольно прохладной, поэтому было немного любителей искупаться.
5. Село Карачарово.
Памятник Илье Муромцу появился в Муроме не случайно. Считается, что село Карачарово является родиной Ильи Муромца.
Правда сейчас селом Карачарово называют только условно. В 1960 году территорию населенного пункта включили в состав города. Теперь Карачарово — это микрорайон Мурома. Однако на инфраструктуре бывшего села это почти никак не отразилось. Здесь нет многоэтажных зданий и больших магазинов, только деревенские дома.
В письменных источниках село Карачарово впервые упоминается в XVII веке. В тот период эти земли принадлежали князьям Черкасским. Затем их владельцами стали Шереметьевы, а потом — граф Сергей Семенович Уваров.
11
Где родился знаменитый богатырь, доподлинно неизвестно. Реальных документов, подтверждающих, что Илья Муромец из села Карачарово, нет. Былины не в счет. Однако и жители села, и жители Мурома ни капли не сомневаются в том, что легендарный герой — уроженец их мест. Они передают эти сказания из поколения в поколение. А еще ежегодно 1 января в Карачарово празднуют не только Новый год, но и День Ильи Муромца.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — стандартная вставка, встречающаяся в большинстве былин об Илье.
Настоящее имя богатыря Илья Иванович Гущин. А Муромец — это его прозвище по месту рождения. Возможными наследниками былинного персонажа считается семья Гущиных. По легенде, изначально дом Ильи Муромца в Карачарово стоял в самой гуще леса, отсюда возникло прозвище Гущин. Позже герой переехал в село, но прозвище сохранилось и со временем стало фамилией для его потомков.
Я не поленился и поехал в Карачарово, которое является окраиной Мурома. Сначала я поехал из центра по улице Ленина, потом по Карачаровскому шоссе, потом свернул на Карачаровскую улицу и выехал на берег Оки. Я долго плутал, разыскивая дом Ильи Муромца. Наконец нашел улицу Приокскую, которая протянулась вдоль реки.
На улице Приокской стоит дом под номером 279, который считается основной достопримечательностью бывшего села. Говорят, именно на этом месте и жил Илья Муромец. На этот же факт указывает табличка на стене здания, которая гласит: «Дом Гущиных. На этом месте по преданию стояла изба славного богатыря Ильи Муромца».
12
Говорят, сегодня в доме проживают предполагаемые потомки Ильи Муромца.
6. Памятник Петру и Февронии Муромским.
Памятник святым Петру и Февронии был открыт в Муроме в 2012 году. Его установили на площади Крестьянина между Троицким и Благовещенским монастырями. Автор скульптурной композиции Владимир Суровцев создал ее на собственные средства и подарил городу.
13
Единственный источник сведений о святых — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная монахом Ермолаем (Еразмом) в конце 1540-х годов.
Предание гласит, что муромский князь Петр, живший в начале XIII века, заболел тяжелой болезнью. Во сне ему было открыто, что исцелить его может лишь дочь бортника, простолюдинка Феврония, которая жила по соседству, в Рязанской земле. Однако в обмен на спасение жизни она потребовала, чтобы князь взял ее замуж. Петр пообещал, втайне думая, что обманет свою целительницу, но позже заболел снова. Тогда ему пришлось вновь обратиться к Февронии, и уже после он был вынужден сочетаться с ней узами брака.
Когда умер его старший брат Павел и княжение перешло к Петру, муромские бояре страшно оскорбились. Особенно негодовали их жены из-за того, что князь женился на простолюдинке. После многочисленных интриг бояре поставили князю условие: либо ты правишь городом без жены, либо уходишь. Петр жену не бросил, и они уплыли из города. На следующее утро, когда опечаленный князь сидел на берегу Оки, их догнали гонцы из Мурома. Не прошло и суток, как бояре передрались: в городе назревала смута. Во избежание большей крови знать хотела вернуть князя. Петр и Феврония вернулись в Муром, жили долго и счастливо, были щедры на милостыню и добрые дела. В конце своей жизни супруги приняли монашество в разных монастырях и были вынуждены расстаться. По преданию в Крестовоздвиженском монастыре Феврония приняла постриг и взяла имя в монашестве Евфросиния.
А потом Петр и Феврония вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Скончались они в один день и час в 1228 году. Похоронили их около соборной церкви города Мурома.
В летописных источниках князь Пётр не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю, 8 июля по григорианскому. Указание летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую седмицу (апрель 1228 года), вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух датах установления поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке на Воеводской горе в Муроме, где мощи хранились до установления советской власти. Собор был снесён в конце 1930-х годов. А мощи святых в 1923 году были переданы Муромскому музею. В 1992 году мощи были перенесены в Троицкий женский монастырь.
Вот почему рядом со Свято-Троицким монастырем стоит памятник муромским святым благоверным Петру и Февронии. Меч в руках князя Петра — это символ княжеской власти и нерушимости русского духа, Феврония прикрывает его плечи покрывалом, что символизирует женскую мудрость и покровительство. Кролик, сидящий с обратной стороны памятника, обозначает семейный уют. Ушастый зверёк сидит с обратной стороны памятника. Существует предание о том, что именно заяц первым появился перед Февронией, когда к ней пришла весть о болезни Петра.
Согласно поверью, если потереть нос ушастого, то в доме всегда будет царить счастье и семейный уют, а не то, что вы подумали.
Рядом со зданием городского ЗАГСа на пересечении улицы Ленина с Комсомольской установлен памятник “Союз любви - мудрый брак”. Датой открытия памятника является 8 июля 2008 года - именно в тот год был организован в России «День семьи, любви и верности». Это был первый памятник Петру и Февронии в России. Создателем памятника является скульптор Николай Щербаков.
Памятник представляет собой сидящую Февронию и Петра, преклонившего колено перед своей супругой. Их руки тянутся навстречу друг другу. Все новобрачные после выхода из ЗАГСа обязательно направляются сделать фото рядом с этим памятником и попросить святых защитить их брак от бед и ссор.
Именно в Муроме решили представить День Петра и Февронии как альтернативу Дню святого Валентина.
В 2006 году власти города выступили с инициативой учредить Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Ее поддержали также Русская православная церковь и Федеральное собрание. Впервые всероссийский «День семьи, любви и верности» отметили 8 июля 2008 года.
14
Массово устанавливать памятники Петру и Февронии стали с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». На сегодняшний день памятники установлены в 89 городах страны. В основном применялись типовые варианты, разработанные Константином Чернявским. Но в Муроме стоит свой, неповторимый памятник!
7. Благовещенский мужской монастырь.
В Муроме, как и в любом другом древнем русском городе, издавна были монастыри. Например, в Суздале было 11 монастырей, но сохранилось только пять. Сколько было монастырей в Муроме неизвестно. Но доподлинно известно только о пяти – Спасо-Преображенский, Благовещенский, Троицкий, Воскресенский и Крестовоздвиженский. До нашего времени сохранилось только четыре (кроме последнего).
Совсем рядом с Окским парком на площади Крестьянина располагаются два монастыря - Троицкий и Благовещенский. Название площадь получила в начале XX века. До этого она называлась Конной. Сюда съезжались крестьяне для покупки и продажи лошадей, и в качестве ступоров для колёс телеги они брали булыжники, которыми была вымощена площадь. После сделки крестьяне уезжали, а булыжники на место не ставили, о чём полицейский пристав регулярно писал жалобы. Так, по одной из версий, площадь и назвали по полицейским протоколам — где крестьяне булыжники выковыривали.
Благовещенский мужской монастырь расположен к северу от площади Крестьянина в центральной части города Мурома. Возник монастырь на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому благоверному князю Константину - младшему сыну черниговского князя Святослава Ярославича, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.
В церковном сказании излагается следующая история. Местные жители долгое время исповедовали языческую религию и обожествляли силы природы. Узнав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не хотели принимать князя, сопротивлялись и даже убили его младшего сына Михаила. Однако затем, потрясенные чудесным знамением от привезенной из Византии иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение.
15
Основан монастырь в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань.
В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин. Муромский купец Тарасий (прозвище Богдан) Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор. Надвратная церковь Стефана Архидиакона была сооружена в 1716 году взамен старой деревянной церкви, а вот примыкающая к ней ограда построена чуть позже - в 1811 году.
Монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе.
В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. До 1991 года Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в Муроме.
В сентябре 1991 года в Благовещенском монастыре возобновилась монашеская жизнь.
В некрополе монастыря похоронены выдающиеся жители Мурома и священнослужители, среди них — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского. Посетители Благовещенского собора могут посетить крипту, которая представляет собой подземелья под храмом.
В собор я не заходил, у меня было мало времени. В крипту тоже не спускался, это меня не интересовало. Я осматривал только архитектуру зданий монастыря. И она меня поразила. Вместе с рядом расположенным Троицким монастырем в этом месте создавалась какая-то умиротворяющая атмосфера. Эти белоснежные стены, как будто сахарные, с богатой рельефной кладкой вызывают у меня восторженные чувства. И это символично. Ведь храм – это храм божий! И он должен быть чист, как и помыслы человека, в него входящего.
Странно только было, что между монастырями проходит улица с неподходящим названием – Красноармейская.
Осматривать другие монастыри в Муроме у меня уже не было времени. Поэтому я ограничился осмотром только Благовещенского монастыря. Был уже вечер, начинало смеркаться. Поэтому я быстро поехал к железнодорожному вокзалу Мурома, который очень хотел увидеть. Располагается вокзал вдали от центра, почти на окраине города.
8. Железнодорожный вокзал.
Если вы приехали в город поездом, то, наверное, обратили внимание на железнодорожный вокзал, визитную карточку и достопримечательность Мурома. Его построили в 1912 году по проекту русского архитектора и художника-акварелиста Модеста Дурнова.
В 1900-х годах Дурнов много работал в формах неорусского стиля. Вокзал стоит рассмотреть со всех сторон: со стороны платформ фасад украшает деталь, похожая на шлем былинных богатырей, а со стороны привокзальной площади граненые башенки с двух сторон делают его похожим на крепость. Его первоначальный вид практически полностью сохранился за 100 с лишним лет.
16
Я оставил машину на привокзальной площади перед вокзалом. Никаких платных стоянок, как в Волгограде, на площади не было. Но площадь меня поразила своей неухоженностью. А в общем здание Муромского вокзала мне понравилось. Непонятным было, почему крышу, фрагменты стен и цоколь выполнили в одном цвете!
И еще одна деталь меня поразила. На здании не было названия здания. Ни со стороны города, ни со стороны железнодорожных путей. Вместо них на стене висели невзрачные унифицированные таблички. Кому это пришло в голову? Неужели в городе нет Главного архитектора города, который мог бы вправить мозги начальству. А так… Обидно за Муром. И если на автодороге нас встречает оригинальный въездной знак Мурома, то на железнодорожном вокзале такого нет.
17
Внутри вокзал оказался очень даже симпатичным, уютным. В зале ожидания было более ста кресел, но все они были пусты. Похоже через Муром не такое интенсивное железнодорожное движение. Но в расписании я видел поезда дальнего следования – Казань, Нижний Новгород, Улан-Уде…
В вокзале я был один, если не считать трех охранников. На входе стояли металлоискатели, и охранники оживились, когда я входил внутрь вокзала. А потом внимательно за мной наблюдали, когда я ходил по залам и все рассматривал. Один не выдержал и спросил: «Вы что-то ищите»? «Нет, - ответил я, – я любопытствую».
Я обошел здание вокзала вокруг. Для выхода на перрон не было ни каких преград. Справа от вокзала, если смотреть с платформы, установлен памятный камень Николаю Карловичу фон Мекку, который внёс серьёзный вклад в развитие отечественной железной дороги.
18
А слева стоит часовня святители Николая Чудотворца. И это объяснимо, ведь Святой Николай Чудотворец является покровителем путешествующих. Но почему-то вход в часовню располагается не со стороны перрона, а с обратной стороны. Часовня была открыта в 2009 году.
9. Памятник Гастелло.
19
Бюст Николая Гастелло был создан белорусским скульптором А.О. Бембелем в 1943 году. После войны бюст установили у дома-музея Гастелло , а в 1964 г. перенесли к железнодорожному вокзалу. Восприятию этого необычного памятника мешают три елки, которые выросли между памятником и стелой, которая стоит за памятником и составляет с ним единую композицию.
Динамическая композиция памятника выражает напряжение сил и воли человека, идущего на смерть во имя победы. Николай Гастелло (1907-1941 гг.) жил в Муроме с 1924 по 1932 год, учился в железнодорожной школе, работал слесарем на паровозоремонтном заводе им. Дзержинского. 26 июня 1941 г. направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника.
20
Я успел прогуляться по центру города. Центральные улицы (Ленина, Московская) благоустраиваются. Мне понравились фонари освещения на улице Ленина около площади 1100-летия Мурома. В Муроме есть еще одна центральная площадь – площадь Победы. Она создана в 1970 году к 25-й годовщине великой Победы. Здесь расположен памятник «Погибшим Воинам 1941-1945г.г.». Авторами являются А. Белялов, К. Голубев, А. Козлов.
21
Здесь же на площади есть «Книга Памяти» с металлическими листами, на которых выбиты имена всех муромчан, защищавших нашу Родину. Она установлена в 2015 году. Я нашел две фамилии Антоненко, и имена у них были одинаковые – Иван Константинович.
В 2005 году на площади заработал фонтан. Кстати, в Муроме я видел два фонтана и все они работали.
22
На площадь Победы выходит здание РКЦ Банка России. Своим темным, из красного кирпича фасадом он резко выделялся из Муромской застройки. Но почему-то с него сняли вывеску «Банк России».
23
На этой площади стоит и здание Муромского театра, построенное в 1962 году по проекту Н. П. Куренного. Оказывается, Николай Петрович Куренной – автор проектов театров в Муроме, Челябинске, Волгограде, Прокопьевске.
Перед входом в театр установлены два оригинальных светильника.
Муром не сохранил ни одного храма домонгольской постройки. Впрочем, и без них здесь есть что посмотреть. Кроме четырех монастырей, в городе сохранилось одиннадцать церквей. На осмотр всех их не хватит и двух дней.
А в этой статье я рассказал о том, что я успел увидеть за полдня, которые провел в славном городе во Муроме. Муром мне понравился. В этих старых провинциальных городках есть какая-то привлекательность, какой-то уют. Не хватает только благоустроенности.
Еще больше фотографий смотрите здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968867122185
Александр Антоненко, архитектор.