Найти в Дзене
Обо всем понемногу.

История одной скульптуры

В Ташкенте рядом с метро "Мустакиллик майдони" находится красивое старое здание именуемое среди ташкентцев как Дом князя Николая Романова. Дворец принадлежал князю Николаю Константиновичу Романову, внуку императора Николая I. Его отец – великий князь Константин Николаевич – родной брат российского императора Александра II. Когда-то в этом месте собирались любители живописи и гости князя Николая Константиновича, которые приезжали в Ташкент с разных уголков земли. Посетители называли дворец Малым Петергофом, замечая явное архитектурное сходство. Николай Константинович Романов окончил Академию Генерального штаба, в которую он поступил по собственной инициативе в 1868 году, став первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи. После путешествия по Европе поступил в лейб-гвардии Конный полк и в 21 год стал ко
Венера с яблоком Ташкентский Государственный музей, изображение Фанни Лир
Венера с яблоком Ташкентский Государственный музей, изображение Фанни Лир

В Ташкенте рядом с метро "Мустакиллик майдони" находится красивое старое здание именуемое среди ташкентцев как Дом князя Николая Романова.

Дворец Николая Константиновича
Дворец Николая Константиновича

Дворец принадлежал князю Николаю Константиновичу Романову, внуку императора Николая I. Его отец – великий князь Константин Николаевич – родной брат российского императора Александра II. Когда-то в этом месте собирались любители живописи и гости князя Николая Константиновича, которые приезжали в Ташкент с разных уголков земли. Посетители называли дворец Малым Петергофом, замечая явное архитектурное сходство.

Николай Константинович Романов окончил Академию Генерального штаба, в которую он поступил по собственной инициативе в 1868 году, став первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи.

После путешествия по Европе поступил в лейб-гвардии Конный полк и в 21 год стал командиром эскадрона. В это время на одном из балов-маскарадов он познакомился с американской танцовщицей Фанни Лир (настоящее имя Harriet Blackford, 1848-1886), которая была одного с ним возраста, но к тому времени уже побывала замужем и имела малолетнюю дочь. У них начался роман, что обеспокоило его родителей. Константин Николаевич нашёл предлог, чтобы удалить сына из Петербурга: в 1873 году Николай Константинович отправился в составе русских экспедиционных войск в поход на Хиву

Большая часть жизни великого князя связана с Востоком. После Хивинского похода 1873 года через Кызылкум он буквально заболел изучением пустынь и историей Центральной Азии. Ещё долгое время после возвращения из Туркестана в Петербург, поздними вечерами, он рассказывал своей возлюбленной американке Фанни Лир о хорезмских крепостях, минаретах и восточной неизведанной культуре.

Во время своего второго путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался знаменитой скульптурой Антонио Кановы, изображавшей Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона I, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке. Николай Константинович тут же заказал скульптору Томмазо Солари (Tommaso Solari, 1820—1889) изготовление практически точной копии скульптуры, только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была лежать его возлюбленная — Фанни Лир.

В своих мемуарах мисс Лир вспоминала то неприятное впечатление, которое у неё вызывала накладываемая на её лицо гипсовая маска, с помощью которой скульптор впоследствии воспроизвёл в мраморе черты её лица. Скульптор их заверил, что по окончании работы скульптура будет отправлена в Петербург. Своё обещание он сдержал.

Спустя много лет, когда великий князь уже находился в ташкентском изгнании, его мать, Александра Иосифовна, сделала ему подарок. Во время прогулки в парке она наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константиновичу. Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея Изобразительных искусств.