В начале нашего цикла (здесь и здесь) мы говорили о западном антропологическом фашизме и рассказывали об откровенно нацистских методах исследования некогда знаменитого на весь мир американского учёного Алеша Хрдлички. Однако встретив влиятельного приверженца евгеники так далеко на Западе, мы решили проверить, куда простираются естественные мрачные ассоциации и нет ли здесь связи с главным «отцом-основателем» – тем самым, крысиной наружности, увешанным свастиками людоедом ХХ века.
Оказывается, связь есть и самая прямая. В обширной статье под названием «Как американский расизм повлиял на Гитлера», опубликованной в The New Yorker, автор пишет, что в 1928 году Гитлер хвалил белых поселенцев за методичные расправы, низведшие миллионы «краснокожих» до нескольких сотен тысяч. (Говоря точнее, между 1500 и 1900 годами многомиллионное коренное население на территории Соединённых Штатов сократилось примерно до двухсот тысяч). Более того, развивая свою концепцию «жизненного пространства» (Lebensraum), он равнялся на Америку с её «явным предначертанием» (Manifest Destiny). Далее, в 1941 году, «Гитлер сказал: “Концентрационные лагеря были изобретены не в Германии. Именно англичане изобрели эти учреждения и использовали их, чтобы постепенно сломать хребет другим народам”. Нацисты, помимо прочего, подчёркивали, что у британцев были концлагеря в Южной Африке...».
Как пишет в своей книге «Американская модель Гитлера: Соединённые Штаты и истоки нацистских расовых законов» Джеймс К. Уитман, фюрер высоко отзывался об Америке как о государстве, которое значительно продвинулось на пути к «расовой» концепции гражданства, «исключив определённые расы из процесса натурализации». The New Yorker: «Нацисты небезосновательно ссылались на американские прецеденты. …Томас Джефферсон говорил о необходимости “уничтожать” или “истреблять” коренных американцев. [Некий] некоренной орегонец в 1856 году писал: “Несмотря на то, что истребление выглядит не по-христиански, оно представляется единственным способом защиты жизни и собственности”. Генералу Филиппу Шеридану принадлежит высказывание о “тотальном уничтожении, истреблении и полном искоренении”».
И далее: «Гитлера особенно вдохновляло упорное нежелание американцев признавать вину за массовую гибель [исконного населения]: он считал это примером, достойным подражания. В первые месяцы вторжения в Советский Союз он часто упоминал Американский Запад и говорил, что Волга станет “нашей Миссисипи”. Польшу, Белоруссию и Украину заселят первопроходцы: фермеры-солдаты. Автобаны прорежут колосящиеся поля. А те, кому на тот момент принадлежали все эти земли – десятки миллионов человек – умрут от голода».
Ну и в довершение: «Нацистский закон о стерилизации 1934 года был буквально списан с программы по стерилизации, развёрнутой в Калифорнии».
Ту же тему развивает и The Daily Beast: «[США и нацистская Германия] избавлялись от “чужеродных” элементов очень схожими методами». И ярче всего это сходство – с американской стороны – проявилось в том, как индейцев сгоняли с их исконных земель на юго-востоке.
Вынужденный исход начался в 1830 году и завершился в течение 10 лет; и тщетно племена чероки, крик, чокто, чикасо, населявшие территории современных штатов Джорджия, Алабама и Миссисипи, цитировали договорённости, заключённые с белыми поселенцами. «Закон, призванный сопровождать обмен земель с индейцами», по сути, стал эвфемизмом, скрывающим массовые депортации за «отеческой» заботой цивилизаторов о благополучии выселяемых коренных американцев.
Так появилась и печально известная «Дорога слёз» – обобщение, под которым понимают изгнание 80 000 индейцев с родных земель, которое осуществлялось в несколько этапов на протяжении нескольких лет. Автор книги «Недостойная республика: выселение коренных американцев и путь к индейским территориям» Клаудио Сонт пишет об одной из таких процедур: «Четыре тысячи детей, женщин и мужчин, которые ушли к Миссисипи в ноябре 1831 года, покинули свою землю, оставили дома, амбары, инструменты, сады и скот». Компенсации не получили 95 процентов из тех, кого насильственно лишили имущества. Наоборот, их заставили платить за собственную депортацию.
На «Дороге слёз» (на самом деле таких маршрутов смерти было несколько) люди погибали от холеры и других болезней, голода и холода. По словам офицера армии США, там, куда их переселяли, «нет ничего, кроме бесплодной пустыни, нет ни плодородной почвы, ли дичи, ни леса». Обоснование изгнания, обернувшегося массовой гибелью коренного населения? Пожалуйста: «Поскольку эти “первобытные” люди не могут долго жить по соседству с [хозяйством] “цивилизованных” белых поселенцев – которые неуклонно узурпировали их землю – единственным способом защитить их от неизбежного было выдворить их с их же территорий. Жестокий выбор, как говорили индейцам, лежал между изгнанием и истреблением».
Однако по сути, им предлагался выбор между смертью от рук белых «первопроходцев» (в случае если они откажутся оставить то, что принадлежит им по закону), гибелью на «Дороге слёз», или уже на месте, в концлагере под открытым небом под названием «резервация». Интересно, что каннибалы в нацистской форме твёрдо усвоили главный урок своих американских наставников: если «чужеродных» элементов так много, что истребить всех сразу просто невозможно, то нужно создать такие условия, в которых они будут умирать «сами». И если сегодняшние резервации не призваны быть «фабрикой смерти» напрямую (но не будем забывать про самый высокий уровень самоубийств по стране, поощряемую алкогольную и наркотическую зависимость), то как минимум, они должны изолировать неугодных «недограждан» от «цивилизованных», вычеркнуть их из жизни американского общества. Так получилось, «исторически» сложилось.
И в который раз: наверное, хорошо, что появляются такие книги и исследования. Но при этом, вместо сенсации, которая могла бы положить начало глобальной переоценке истории, привести к тектоническим сдвигам в государственном курсе (а может быть, и в сознании и самовосприятии людей), всё сводится к «ну пишут и пусть пишут, свобода слова, имеют право». И вот уже Гитлер ассоциируется с Трампом и другими политическими персонажами дня сегодняшнего. Такая уж у них, у англосаксов, историческая память: короткая и нетвёрдая.
И в завершение: как говорил Рассел Минз (Чингачгук в «Последнем из могикан» 1992 года, активист Движения американских индейцев (AIM) и просто оглала лакота), вся Америка – это одна большая резервация. Для коренных американцев – в буквальном и физическом смысле, а для их «цивилизаторов» – в моральном. Массовые убийства, стремление «отменить» целые народы, стереть неугодных с лица земли, и при этом нежелание взглянуть на содеянное широко открытыми (а не закрытыми!) глазами – часть национального менталитета, та самая психологическая резервация, куда они себя сами загнали. Но это уже совсем другая история.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ