Найти тему
Dmitry_Elch

Никуда без воды. Часть 2

Продолжение рассказа о музее, посвящённом одной из самых важных инфраструктурных организаций нашего города - Калининградский Водоканал.

Начало: https://dzen.ru/a/Zw-D2FEcqAnXBS7-

Окончание: https://dzen.ru/a/ZxEfY30EAl_3kCvK

Вторая Мировая война не пощадила Кёнигсберг. Сначала город ровняла с землёй авиация союзников, потом советская артиллерия при штурме. Очень сильно пострадала, в том числе, и система водоснабжения.

В первые послевоенные годы перед прибывшими специалистами встала поистине титаническая задача - восстановить водоснабжение и канализацию в большом городе, разрушенном войной. Дополнительные сложности вносило практически полное отсутствие документации - многие планы, чертежи, схемы довоенных инженерных сетей или погибли, или были намеренно уничтожены уходящими бывшими хозяевами этой земли. Очень многое приходилось постигать с нуля, опытным путём. Благо, часть специалистов-немцев удалось застать (специалисты депортировались в Германию в последнюю очередь), что сильно облегчило труд советских инженеров.

Состояние города до и после Второй Мировой войны (фото с сайта www.gazeta.ru)
Состояние города до и после Второй Мировой войны (фото с сайта www.gazeta.ru)

Меньше всего повело Хардерсхофской водонасосной станции, что оказалась на направлении главного удара с северо-запада - было полностью уничтожено здание котельной, резервуары для воды завалены мусором, фильтрационная установка разрушена, разорены машинные залы. Хорошо, что хоть станции в Иерусалиме и в Зеевальде не пострадали.

Стенд в музее ,посвящённый восстановительным работам
Стенд в музее ,посвящённый восстановительным работам

С первых дней советские специалисты из состава 3 Белорусского фронта совместно с немецкими инженерами, оставшимися в городе, начали титаническую работу по восстановлению системы водоснабжения. Расчищались бассейны и каналы, прокладывались новые инженерные сети, восстанавливалось оборудование и коммунальная техника, что были уничтожены войной. К концу 1945 года удалось наладить работу централизованного водопровода и канализации. 28 мая 1946 года появилось предприятие "Кёнигсберг-водоканал".

Огромную работу по адаптации сохранившейся технической документации и налаживанию работы Водоканала в послевоенный период проделал главный инженер предприятия Николай Львович Пинашек.

Николай Львович Пинашек
Николай Львович Пинашек

Стол легендарного главного инженера Водоканала
Стол легендарного главного инженера Водоканала

Николай Львович приехал в Калининград в 1953 году, сразу после окончания института. Сначала работал начальником очистной станции, потом был главной технического отдела Водоканала, а после в течение 30 лет был главным инженером предприятия. Его будущая жена была откомандирована сюда на восстановление инженерных сетей, а сын, Александр Николаевич Пинашек, также посвятил всю свою жизнь Водоканалу и основал данный музей. Вот такая получается трудовая династия.

Памятная доска в честь Александра Николаевича Пинашека
Памятная доска в честь Александра Николаевича Пинашека

Население советского Калининграда продолжало расти, и в 1967 году была построена уже четвёртая по счёту насосная станция. Располагалась она в Малом Борисово. Станция давала городу по 50 тыс. кубометров воды в сутки. Также как и Иерусалимская водонасосная станция (ставшая ЮВС-1), станция в Малом Борисово была защищена от попадания солёной воды после ветровых нагонов из залива. При станции имелись большие резервуары пресной воды на такой случай.

В 1980-х годах была построена вторая очередь на Зеевальдской (ставшей Восточной) водонасосной станции, что дало прирост в 30 тыс. кубометров воды в сутки, поставляемых в городскую систему водоснабжения. Сегодня именно Восточная водонасосная станция даёт больше половины всей воды для Калининграда - так как она подаётся из подземного пласта, она самая чистая и вкусная. Оттуда вода подаётся на Московскую насосную станцию, обеззараживается и далее поступает в городскую систему водоснабжения. Остальные же - Центральная (Хардерсхоф - Советский проспект) и Южная (Малое Борисово), дают по 20 процентов каждая от общего количества поставляемой воды. Как я писал в предыдущей статье, Иерусалимская - Южная насосная станция - 1 сегодня законсервирована, но полностью готова немедленно включиться в работу при экстренной ситуации.

Краткая статистика от официального сайта Водоканала:

  • Общая среднесуточная подача очищенной воды потребителям городского округа составляет 129,0 - 135,7 тыс. метров куб. в сутки.
  • Протяженность водопроводных сетей обеспечивающих транспортировку воды, составляет на конец 2020 г. – 1082,68 км.
  • Количество скважин – 141 шт.
  • Количество подкачивающих насосных станций – 63 шт.
  • Общая численность персонала обеспечивающего эксплуатацию сетей и сооружений водоснабжения составляет 661 человек за 2020 год.
ЮНС-1, она же Иерусалимская (фото из vk.com)
ЮНС-1, она же Иерусалимская (фото из vk.com)
В машинном зале ЮНС-1 (фото из vk.com)
В машинном зале ЮНС-1 (фото из vk.com)

А что же музей? Благодаря вышеупомянутому товарищу Пинашеку-младшему, в здании Центральной водонасосной станции на Советском проспекте (бывший район Хардерсхоф), руководство Водоканала выделило помещения, где разместилась уникальная коллекция.

Башня Хардерсхофа сегодня
Башня Хардерсхофа сегодня
На входе в музей
На входе в музей

Первый зал посвящён довоенной истории водоснабжения и канализации. Второй уже рассказывает о послевоенной истории. Третий, расположенный между ними, представляет из себя конференц-зал. Экскурсовод похвасталась, что плитка на полу имитирует оригинальную немецкую своим рисунком.

Конференц-зал
Конференц-зал
Реплика немецкой плитки
Реплика немецкой плитки

Если первый этаж музея выглядит совсем прилизанно и цивилизованно, то второй этаж ещё пока готовится стать посещаемым. Сегодня руководство музея размещает там огромную коллекцию оригинальных немецких чертежей инженерных сетей и артефактов довоенной эпохи.

Подготовка к размещению исторических артефактов
Подготовка к размещению исторических артефактов
Оригинальные трубы, по которым поступает вода
Оригинальные трубы, по которым поступает вода
Уже готовые к размещению экспонаты
Уже готовые к размещению экспонаты

В отличие от нижнего зала, здесь царит атмосфера непоказушности - стены без штукатурки, на полу вместо плитки бетон и желоба для стока воды на случай протечки танков. Да, над нами те самые два танка по 500 тонн каждый, но выше, на их ярус, нам подниматься уже нельзя - так то башня является стратегическим объектом.

Не устали? Вас ждёт третья часть рассказа про ещё один критически важный элемент городской инфраструктуры, неотделимый от водопровода - канализацию. Продолжение следует.

Понравился рассказ? Подписывайся и добро пожаловать в клуб любителей нетуристических маршрутов по Калининградской области.

Есть вопросы? Подтягиваемся в комментарии.