Найти в Дзене
Медиапалуба

Минтранс Казахстана планирует развивать круизное судоходство на реке Иртыш

Министерство транспорта опубликовало проект «Дорожной карты по комплексному развитию речного транспорта на реке Иртыш». При ее реализации ведомство к 2028 году ожидает следующие результаты:

  • объем грузоперевозок в транзитном сообщении увеличится с 0 до 2,5 млн тонн;
  • пропускная способность портовой инфраструктуры увеличится с 1,5 до 4 млн тонн;
  • объем импортных перевозок увеличится в два раза — с 30 тыс. тонн до 60 тыс. тонн;
  • объем пассажирских перевозок увеличится в два раза — с 450 тыс. до 700 тыс. человек.

Для этого будут разработаны правила субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение судов внутреннего водного транспорта, а также правила субсидирования за счет средств местного бюджета убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социальных и сельскохозяйственных перевозок речным транспортом.

    Фото: Википедия.
Фото: Википедия.

На проведение научно-исследовательских работ для увеличения гарантированных габаритов судового хода на проблемных участках с малыми глубинами в пределах Семея и при необходимости строительства судоходного гидротехнического сооружения (СГТС) из бюджета планируют выделить 90 млн тенге. Построят СГТС к декабрю 2025 года. На строительство сооружения из бюджета выделят 12,8 млрд тенге.

За счет частных инвестиций к 2026 году намерены построить речной порт в поселке Тугыл, а к 2027 году узкоколейную железную дорогу Тугыл-Майкапшагай (99 км) и четвертый пограничный железнодорожный переход на казахстанско-китайской границе Майкапшагай – Зимунай.

В Дорожной карте указывается, что в декабре 2026 года ведомство планирует заключить договор на «строительство/приобретение двухпалубного круизного пассажирского теплохода на 50 кают (2 единицы)». Частные инвестиции в проект определены на уровне 14 млрд тенге.

Также в плане предусмотрено следующее: строительство или восстановление речных вокзалов в Усть-Каменогорске и Семее; организация социально значимых регулярных маршрутов городского, пригородного, внутрирайонного, межрайонного сообщения, регулярные перевозки на экскурсионных или круизных маршрутах; строительство, модернизация, капитальный ремонт береговой причальной инфраструктуры, судостроительных и судоремонтных мощностей.