Почему наша жизнь — это брейк данс, как слепить чудиков из ретро-телевизора и куда уносят бабочки: прогоняем осеннюю хандру с новинками из магазина ГРАУНД Солянки!
«Големы», Иван Манухов
Иван Манухов занимается керамикой уже три года. Как говорит сам художник, он пришел к этому занятию после выгорания на работе и переоценки ценностей. Увлекшись творчеством, Иван начал заселять мир вокруг себя мультяшными фэнтезийными существами. Персонажи его историй — големы и гоблины, мухоморы с глазами, волшебники и монстрики, чудики и чубрики, словно выпрыгнувшие на зрителя из экрана лампового ретро-телевизора.
«В детстве я много времени проводил перед телевизором, отсюда столько ярких цветов и фэнтезийных образов в моих работах. Пример тому — серии мини-вазочек и големов!», — говорит художник.
Миссия голема, согласно легенде, заключается в помощи человеку. Големы Манухова, как и положено древним идолам, слеплены из глины, но покрыты разноцветной глазурью. В серии три статуэтки, каждая из которых передает собственный характер и настроение. Трогательно-потешные, форменно-бесформенные, застенчивые и улыбчивые — эти «чудики» несут на себе отпечаток ностальгической поп-культуры 1990-х — эпохи MTV и 2х2, которая была навсегда, пока не кончилась.
«Книжка про брейк данс», Аня Белка
В работе над «Книжкой про брейк данс» ее автору — фотографу, танцору, мультидисциплинарной художнице Ане Белке — не пришлось интегрироваться в сообщество. Она провела в брейк дансе ровно половину своей жизни и остается его частью до сих пор. Аня танцевала, а потом снимала брейк данс десять лет, и за это время он стал для художницы «большим мемом, большой травмой, большой любовью и сильной отдушиной».
Аня Белка: «Я сама сначала не заметила, как сняла свое взросление и взросление своих сокомандников. Эта книга — попытка его осознать, принять и осмыслить. Начиная с вопросов от новых знакомых “А что, брейк данс все еще существует?”, заканчивая его дебютом на Олимпийских играх 2024. Мне было важно высказаться. Про уличные культуры сделано много. Про скейтбординг, про граффити, но про брейк данс книжного и актуального нет ничего. Само название «Книжка про брейк данс» — уже некоторая издевка над реальностью, в которой привычный брейк данс принято называть брейкингом. Мне было важно зафиксировать и показать его так, каким он ощущается изнутри, для тех, кому он может быть знаком только по сцене из фильма “Курьер”. И выяснилось, что в этой книге некоторые видят свой “брейк данс”, который сопровождал их в период становления и взросления. Это работа с большим личным архивом и, кажется, за два года у меня получилось сделать ее интересной для разного зрителя».
Фотокнига «После нее», Дарья Синайская
Когда мы хотим сохранить свои мысли, эмоции и чувства в счастливом моменте, рука тянется к камере. Снимок — это сертификат присутствия, утверждал Ролан Барт. Мы надеемся, что запечатленные на фотографии люди, предметы и события всегда будут с нами — в этом, как мы считаем, ее магия и главная сила.
Дарья Синайская: «Я начала работу над фотопроектом “После нее”, когда не стало моей бабушки, и я с семьей переехала в ее квартиру. Бабушка жила очень экономно. В квартире давно не было ремонта. Бабушка хранила множество вещей в надежде, что они пригодятся. Я принялась разбирать их. Каждая вещь напоминала мне о детстве. Скоро я поняла, что не могу просто взять и избавиться от них. Я начала фотографировать их одну за другой, чтобы таким образом сохранить — и дорогие для меня предметы, и нашу семейную историю. Так возникла идея проекта, а затем фотокниги. Фотокнига состоит из двадцати пяти открыток под одной обложкой. На каждой открытке — фотография предмета, на обратной стороне — история о нем на русском и английском языках. Иногда меня спрашивают: почему открытки? В детстве я любила наборы открыток: из музеев с репродукциями картин, из разных городов с красивыми видами. Я использовала любимые открытки как закладки для книг. Такая форма подразумевает взаимодействие: вы можете сложить открытки в своем порядке, прикрепить к стене, отправить кому-то по почте. Я, конечно, фантазирую, но мне, правда, хочется, чтобы с открытками что-то делали, этот проект для меня живой.
Довести проект до завершения мне помогла подруга, дизайнер Яна Родина. Она автор верстки. Куратор курса в Photoplay Ольга Матвеева помогла мне увидеть проект цельным и подготовить его к первой выставке.
Я напечатала первый тираж за свой счет. В нем всего двадцать экземпляров, каждый пронумерован вручную. Один сейчас находится на выставке On The Shelf в Чикаго, США. Еще одна книга отправилась на фестиваль «Разворот» в Воронеже. И вот, еще несколько в магазине «Искусство навынос» галереи ГРАУНД Солянка: здесь книгу у меня впервые приняли. Когда я узнаю, что кто-то приобрел мою фотокнигу, для меня это большое счастье, знак того, что мое творчество находит отклик. Это вдохновляет продолжать. Средства, полученные от продажи первого маленького тиража я вложу в печать второго».
Кольца «Бабочка», Валерий Середин
Ювелир Валерий Середин — архитектор по образованию, поэтому его украшения обычно отличаются строгостью линий и геометричностью форм. В своих работах Середин опирается на конструктивизм, супрематизм, упорядоченные структуры. Но летом 2020 года из титанового кокона вдруг выпорхнули на свет яркие бабочки.
Бабочки в культуре часто символизируют легкость и свободу — и эта коллекция родилась именно так, по наитию. Насекомое безмятежно порхает от одного цветка к другому. Как у Фета: «Не спрашивай: откуда появилась? // Куда спешу? // Здесь на цветок я легкий опустилась // И вот — дышу». Титановая бабочка в фактурную крапинку, с переливами на крылышках приземляется на пальцы воспоминаниями о теплых и солнечных днях. Она возвращает нас в то время, когда всё лето еще впереди, туда, где можно хоть целый день валяться в траве и ни о чем не думать.
Во многих культурах бабочка также символизирует трансформацию — превращение из гусеницы в насекомое хрупкой красоты. Она может служить символом перемен и преображения к лучшему. Пусть эти бабочки вдохновят вас на свершения и привнесут в жизнь уверенности и легкости!
Набор открыток «56,0123320, 38,39001773», Екатерина Козлова
«Место, где я чаще всего встречала оленей и где кормила их яблоками», — так описывает художница Екатерина Козлова загадочный порядок цифр в названии своей работы. Эти координаты — семь и восемь цифр после запятой — сразу настраивают на увлекательное исследование.
Козлова — мультилисциплинарная художница, работающая в разных медиумах: фотография, цифровой коллаж, инсталляция, зины, арт-объекты, видео-арт. «56,0123320, 38,39001773» — ее первый science-art проект, созданный в резиденции художников в Черноголовке. Резиденция расположена на территории одного из институтов подмосковного наукограда, зашифрованного в цифрах.
Вооружившись тепловизором, Екатерина провела тепловое исследование территории института. Так она пыталась понять, где заканчиваются границы восприятия реальности. Работа тепловизора основана на инфракрасном излучении, которое человеческий глаз не улавливает. Этот прибор способен «видеть» объекты даже в полной темноте. Художница уверена, что у нашей ограниченности восприятия есть одно удивительное свойство: мы достраиваем реальность из фрагментов предыдущего опыта, формируя полноценную картинку. И даже можем таким образом генерировать новые миры.
«То, что является нашим ограничением, в то же время работает как мощный компенсаторный механизм», — говорит Козлова. И возможно, наше восприятие как раз важнее всяких цифр.
Открытки, представленные в серии, напечатаны на текстурной бумаге. И их точно можно воспринять человеческими чувствами: они очень тактильные и приятные на ощупь.
Футболка с глазами, Марина Колдобская
Из черноты на нас пристально смотрят ошалевшие глаза. Разнузданные, кровожадные, первобытные — кто эти существа и зачем они пришли в этот мир?
Художница Марина Колдобская известна своими экспрессивными картинами, чем-то напоминающими наскальные рисунки. Выполненные в примитивной манере, смелыми энергичными линиями, они вскрывают всю первобытность нашего неистового мира. Здесь обнаруживаются и божьи коровки, занимающиеся сексом, и счастливые дикари, и кот, пожирающий мышь и причмокивающий кровью. Это никакое не мифотворчество, а торжество реальности.
«Возвращение к состоянию души, когда орнамент был не украшением, а картой мира. Пестики-тычинки. Змеи, рыбы, насекомые. Возвращение ко временам, когда животные умели говорить. О жизни и смерти», — заявляет художница.
Работы Колдобской — это не противопоставление современности и архаики и не критика культуры. Это просто фиксация сущности нашего мира, где цивилизованное возможно в диком, а дикое — в цивилизованном. Мы одновременно и хищники, и жертвы — и это по-своему весело. Глаза смотрят на нас, а мы тоже смотрим на них и обнаруживаем в себе что-то дикарское. Яркий дизайн этой футболки с принтом и подписью художницы будет притягивать взгляды — в этом можно не сомневаться.