Лазурит, когда-то более ценный, чем золото, имеет более чем 9000-летнюю историю. Самые ранние артефакты, найденные в Бхирране, которая является старейшим местом цивилизации долины Инда, датируются 7570 годом до нашей эры. В настоящее время он все еще используется в мире искусства для пигментов, используемых в реставрационных работах.
До конца 18-го века единственным источником лазурита в Европе, Азии и Африке была отдаленная долина Сари-Санг в горах Бадахшан на северо-востоке Афганистана, где его добывали более шести тысячелетий.
Древние египтяне и вавилоняне использовали его для изготовления украшений и амулетов, а его магическая аура в качестве защиты от сглаза насчитывает тысячи лет. Его распространение в Европе началось во время крестовых походов, но его редкость и стоимость означали, что его могли позволить себе для создания произведений искусства только самые богатые меценаты.
...Благородный цвет, красивый, самый совершенный из всех цветов...
Ченнино Ченнини, «Книга искусств»
Выдающимися среди них были Медичи, которые в течение 16-го века собрали уникальную коллекцию предметов — от чаш, кубков и кувшинов до инкрустированных картин и мебели — сделанных из этого драгоценного камня и украшенных им.
Исследуя образцы лазуритовых драгоценностей, амулетов и статуэток из древней Месопотамии и Египта, можно увидеть что все они небольшие по размеру и отражают крайне ограниченную доступность крупных кусков камня в то время.
Молотый лазурит все чаще использовался художниками в течение 13-го и 14-го веков для изготовления ультрамарина, и Ченнино Ченнини дает инструкции о том, как получить этот пигмент в своей «Книге искусств». Но только во второй половине XVI века в Италии начали появляться крупные предметы, вырезанные из ляписа. Первым центром производства стал Милан, где братья Мизерони, Гаспаро и Джироламо, прославились своим мастерством работы с этим сложным материалом.
Источники лазурита
На протяжении веков основным источником лазурита был Афганистан. Его добывали на рудниках Сари Санг, в Шортугае и других рудниках провинции Бадахшан еще в 7-м тысячелетии до нашей эры. Этот источник до сих пор добывается очень примитивными методами и в очень опасных условиях.
Добавьте к этому геополитический контекст в регионе, и вы поймете, почему качественный афганский лазурит все еще стоит дорого. Когда Марко Поло однажды посетил это место, он написал: «В этом регионе есть гора, где находится лучший лазурь [лазурит] в мире. Он проявляется в прожилках, как серебряные полосы».
Другие крупные месторождения лазурита находятся в Андах в Чили и у нас на Малобыстринском месторождении. Тем не менее, афганский лазурит остается лучшим из-за большей концентрации лазурита, который является синим полевым силикатным минералом. Большая часть лазурита также содержит кальцит (белые лозы), содалит (синий) и пирит (золотистые металлические укусы).
Восток и лазурит
Первое задокументированное использование лазурита в качестве пигмента было обнаружено в наскальных рисунках в 6-м и 7-м веках нашей эры в Афганистане и в буддийских храмах рядом с рудником Ляпис в Бадахшане.
Использование лазурита восходит к эпохе неолита, когда после добычи из шахт в Афганистане он экспортировался в Средиземноморье и Южную Азию по древнему торговому пути между Афганистаном и долиной Инда. Ляпис использовался с шумеровских времен (ок. 4500 – ок. 1900 до н.э.) для различных типов артефактов, таких как печати, ювелирные изделия и скульптуры.
Египетский мир был очарован лазуритом не только из-за его красоты, но и потому, что считалось, что он ведет душу к бессмертию и открывает сердце для любви. Говорили, что в нем содержится душа богов. Вероятно, именно по этой причине он был использован в погребальной маске Тутанхамона.
Лазурит был ключом к духовному постижению; Усиливая мечты и метафизические способности, он облегчал духовные путешествия и стимулировал личную и духовную силу. Именно поэтому его использовали для амулетов и украшений, например, в скарабеях. Украшения из лазурита были найдены при раскопках городища Накада в Египте. Легенды гласят, что сама Клеопатра использовала в качестве теней для век порошкообразный лазурит.
Лазурит также был идентифицирован в китайской живописи 10-го и 11-го веков, а позже также в японской ксилографии, где он использовался вплоть до начала 20-го века.
Когда на Запад пришел лазурит
Сдвиг в использовании синего цвета произошел в 12 веке, благодаря французскому аббату Сугерию. Он был важной фигурой при дворе Людовика VI и Людовика VII Французского, где Сугерий служил другом и советником.
Он был одним из первых покровителей готической архитектуры и был убежден, что все цвета имеют божественную природу, и в частности синий. Примерно в этот же период одежды Девы Марии начали окрашивать в синий цвет, в знак скорби по Иисусу. Благодаря растущему культу Богородицы в средние века, синий стал популярным цветом. Одним из самых ранних примеров является знаменитый диптих Уилтона.
В 2019 году были выявлены научные доказательства использования лазурита при создании иллюминированных рукописей. Пигмент был идентифицирован в виде порошка, соответствующего по размеру и составу ультрамарину, полученному из лазурита, который был обнаружен в зубном камне женщины средних лет, похороненной в церковно-монастырском комплексе 9-14 веков в Дальхайме, Германия. Их анализ позволяет предположить, что женщина, вероятно, была художницей богато иллюминированных религиозных текстов. Эта женщина представляет собой самое раннее прямое свидетельство использования ультрамаринового пигмента религиозной женщиной в Германии.
Пигмент ультрамарин смешивали со связующим веществом, обычно яичным желтком, и наносили на фреску «al secco» после того, как штукатурка высыхала. Именно так Джотто расписал великолепную капеллу Скровеньи в Падуе в 1305 году.
Распространение лазурита в Европе началось во время крестовых походов, но его редкость и стоимость означали, что его могли позволить себе для создания произведений искусства только самые богатые меценаты. Молотый лазурит все чаще использовался художниками в течение 13-го и 14-го веков для изготовления ультрамарина, и Ченнино Ченнини (ок. 1360 – до 1427) дает инструкции о том, как получить этот пигмент в своей «Книге искусств».
Только во второй половине 16 века в Италии начали появляться крупные предметы, вырезанные из ляписа. Выдающимися покровителями являются Медичи, которые в течение 16 века собрали уникальную коллекцию предметов — от чаш, кубков и кувшинов, сделанных из этого драгоценного камня и украшенных им. Многие из этих предметов, как кувшин на изображении ниже, были вырезаны в мастерской братьев Мизерони, Гаспаро и Джироламо, из Милана.
Позже, в начале 1570-х годов, Франческо I привез мастеров из Милана для резьбы по ляпису во Флоренции. Они были чрезвычайно искусны в использовании природных узоров лазурита для изображения морей и неба с облаками, а также в создании ландшафтных столешниц.
Фрески Оксфордского союза — это серия картин, изображающих сцены из мифа о короле Артуре. Команда художников-прерафаэлитов, включая Данте Габриэля Россетти, Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, выполнила его. Они использовали ультрамарин; Его цена была еще высокой и доступной для всех в середине 19 века.
Награда за искусственный лазурит
По этой причине в 1824 году Société d'engirment pour l'industrie nationale предложил награду в размере 6000 франков тому, кто изобретет синтетический ультрамарин по доступной цене. Через четыре года премия была присуждена Жану-Батисту Гиме, французскому химику. Однако, поскольку все частицы пигмента были очень ровными и одинаково отражали свет, полученное изображение имело одномерный вид, ему не хватало глубины, разнообразия и визуального магнетизма оригинального ультрамарина.
В мае 1960 года Ив Кляйн разработал и запатентовал International Klein Blue (IKB). Он был изготовлен из связующего вещества из синтетической смолы, которое приостанавливает цвет и позволяет пигменту сохранять как можно больше своих первоначальных качеств и интенсивности цвета. Ультрамарин — это пигмент, изготовленный из натурального лазурита, в то время как IKB, его синтетический аналог, иногда называют «французским ультрамарином».
С тех пор природный ультрамарин редко используется для живописи, а больше для реставрационных работ.