Найти тему
Факты про артефакты

Магия синего цвета: лазурит — «небесный камень», открывающий сердце для любви

Оглавление

Лазурит, когда-то более ценный, чем золото, имеет более чем 9000-летнюю историю. Самые ранние артефакты, найденные в Бхирране, которая является старейшим местом цивилизации долины Инда, датируются 7570 годом до нашей эры. В настоящее время он все еще используется в мире искусства для пигментов, используемых в реставрационных работах.

До конца 18-го века единственным источником лазурита в Европе, Азии и Африке была отдаленная долина Сари-Санг в горах Бадахшан на северо-востоке Афганистана, где его добывали более шести тысячелетий.

Древние египтяне и вавилоняне использовали его для изготовления украшений и амулетов, а его магическая аура в качестве защиты от сглаза насчитывает тысячи лет. Его распространение в Европе началось во время крестовых походов, но его редкость и стоимость означали, что его могли позволить себе для создания произведений искусства только самые богатые меценаты.

-2

...Благородный цвет, красивый, самый совершенный из всех цветов...
Ченнино Ченнини, «Книга искусств»

Выдающимися среди них были Медичи, которые в течение 16-го века собрали уникальную коллекцию предметов — от чаш, кубков и кувшинов до инкрустированных картин и мебели — сделанных из этого драгоценного камня и украшенных им.

-3

Исследуя образцы лазуритовых драгоценностей, амулетов и статуэток из древней Месопотамии и Египта, можно увидеть что все они небольшие по размеру и отражают крайне ограниченную доступность крупных кусков камня в то время.

Молотый лазурит все чаще использовался художниками в течение 13-го и 14-го веков для изготовления ультрамарина, и Ченнино Ченнини дает инструкции о том, как получить этот пигмент в своей «Книге искусств». Но только во второй половине XVI века в Италии начали появляться крупные предметы, вырезанные из ляписа. Первым центром производства стал Милан, где братья Мизерони, Гаспаро и Джироламо, прославились своим мастерством работы с этим сложным материалом.

-4

Источники лазурита

На протяжении веков основным источником лазурита был Афганистан. Его добывали на рудниках Сари Санг, в Шортугае и других рудниках провинции Бадахшан еще в 7-м тысячелетии до нашей эры. Этот источник до сих пор добывается очень примитивными методами и в очень опасных условиях.

-5

Добавьте к этому геополитический контекст в регионе, и вы поймете, почему качественный афганский лазурит все еще стоит дорого. Когда Марко Поло однажды посетил это место, он написал: «В этом регионе есть гора, где находится лучший лазурь [лазурит] в мире. Он проявляется в прожилках, как серебряные полосы».

Другие крупные месторождения лазурита находятся в Андах в Чили и у нас на Малобыстринском месторождении. Тем не менее, афганский лазурит остается лучшим из-за большей концентрации лазурита, который является синим полевым силикатным минералом. Большая часть лазурита также содержит кальцит (белые лозы), содалит (синий) и пирит (золотистые металлические укусы).

-6

Восток и лазурит

Первое задокументированное использование лазурита в качестве пигмента было обнаружено в наскальных рисунках в 6-м и 7-м веках нашей эры в Афганистане и в буддийских храмах рядом с рудником Ляпис в Бадахшане.

Использование лазурита восходит к эпохе неолита, когда после добычи из шахт в Афганистане он экспортировался в Средиземноморье и Южную Азию по древнему торговому пути между Афганистаном и долиной Инда. Ляпис использовался с шумеровских времен (ок. 4500 – ок. 1900 до н.э.) для различных типов артефактов, таких как печати, ювелирные изделия и скульптуры.

-7

Египетский мир был очарован лазуритом не только из-за его красоты, но и потому, что считалось, что он ведет душу к бессмертию и открывает сердце для любви. Говорили, что в нем содержится душа богов. Вероятно, именно по этой причине он был использован в погребальной маске Тутанхамона.

Лазурит был ключом к духовному постижению; Усиливая мечты и метафизические способности, он облегчал духовные путешествия и стимулировал личную и духовную силу. Именно поэтому его использовали для амулетов и украшений, например, в скарабеях. Украшения из лазурита были найдены при раскопках городища Накада в Египте. Легенды гласят, что сама Клеопатра использовала в качестве теней для век порошкообразный лазурит.

-8

Лазурит также был идентифицирован в китайской живописи 10-го и 11-го веков, а позже также в японской ксилографии, где он использовался вплоть до начала 20-го века.

Когда на Запад пришел лазурит

Сдвиг в использовании синего цвета произошел в 12 веке, благодаря французскому аббату Сугерию. Он был важной фигурой при дворе Людовика VI и Людовика VII Французского, где Сугерий служил другом и советником.

Он был одним из первых покровителей готической архитектуры и был убежден, что все цвета имеют божественную природу, и в частности синий. Примерно в этот же период одежды Девы Марии начали окрашивать в синий цвет, в знак скорби по Иисусу. Благодаря растущему культу Богородицы в средние века, синий стал популярным цветом. Одним из самых ранних примеров является знаменитый диптих Уилтона.

-9

В 2019 году были выявлены научные доказательства использования лазурита при создании иллюминированных рукописей. Пигмент был идентифицирован в виде порошка, соответствующего по размеру и составу ультрамарину, полученному из лазурита, который был обнаружен в зубном камне женщины средних лет, похороненной в церковно-монастырском комплексе 9-14 веков в Дальхайме, Германия. Их анализ позволяет предположить, что женщина, вероятно, была художницей богато иллюминированных религиозных текстов. Эта женщина представляет собой самое раннее прямое свидетельство использования ультрамаринового пигмента религиозной женщиной в Германии.

-10

Пигмент ультрамарин смешивали со связующим веществом, обычно яичным желтком, и наносили на фреску «al secco» после того, как штукатурка высыхала. Именно так Джотто расписал великолепную капеллу Скровеньи в Падуе в 1305 году.

Распространение лазурита в Европе началось во время крестовых походов, но его редкость и стоимость означали, что его могли позволить себе для создания произведений искусства только самые богатые меценаты. Молотый лазурит все чаще использовался художниками в течение 13-го и 14-го веков для изготовления ультрамарина, и Ченнино Ченнини (ок. 1360 – до 1427) дает инструкции о том, как получить этот пигмент в своей «Книге искусств».

-11

Только во второй половине 16 века в Италии начали появляться крупные предметы, вырезанные из ляписа. Выдающимися покровителями являются Медичи, которые в течение 16 века собрали уникальную коллекцию предметов — от чаш, кубков и кувшинов, сделанных из этого драгоценного камня и украшенных им. Многие из этих предметов, как кувшин на изображении ниже, были вырезаны в мастерской братьев Мизерони, Гаспаро и Джироламо, из Милана.

Позже, в начале 1570-х годов, Франческо I привез мастеров из Милана для резьбы по ляпису во Флоренции. Они были чрезвычайно искусны в использовании природных узоров лазурита для изображения морей и неба с облаками, а также в создании ландшафтных столешниц.

-12

Фрески Оксфордского союза — это серия картин, изображающих сцены из мифа о короле Артуре. Команда художников-прерафаэлитов, включая Данте Габриэля Россетти, Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, выполнила его. Они использовали ультрамарин; Его цена была еще высокой и доступной для всех в середине 19 века.

Награда за искусственный лазурит

По этой причине в 1824 году Société d'engirment pour l'industrie nationale предложил награду в размере 6000 франков тому, кто изобретет синтетический ультрамарин по доступной цене. Через четыре года премия была присуждена Жану-Батисту Гиме, французскому химику. Однако, поскольку все частицы пигмента были очень ровными и одинаково отражали свет, полученное изображение имело одномерный вид, ему не хватало глубины, разнообразия и визуального магнетизма оригинального ультрамарина.

-13

В мае 1960 года Ив Кляйн разработал и запатентовал International Klein Blue (IKB). Он был изготовлен из связующего вещества из синтетической смолы, которое приостанавливает цвет и позволяет пигменту сохранять как можно больше своих первоначальных качеств и интенсивности цвета. Ультрамарин — это пигмент, изготовленный из натурального лазурита, в то время как IKB, его синтетический аналог, иногда называют «французским ультрамарином».

С тех пор природный ультрамарин редко используется для живописи, а больше для реставрационных работ.

-14