Щербачевы, Аминев, Середавин, Ратнер – судьбы этих людей неразрывно связаны с Самарой. Их имена увековечены в названиях улиц, больниц и архитектуре. При жизни они буквально писали историю Самарского края и нашли свое упокоение здесь же, в дорогом сердцу городе. Корреспондент «КП-Самара» посетила могилы известных людей и узнала, какие тайны скрывают гранитные плиты.
Памятник на двоих
С экскурсоводом и знатоком некрополей Александром Широченко мы встречаемся погожим осенним днем. Яркое солнце золотит кроны пожелтевших деревьев, а мы, шурша листвой, отправляемся исследовать городское кладбище. Старое кладбище – это музей надгробной архитектуры под открытым небом, единственный некрополь в черте города. Он существует с 1932 года, занимает территорию 70 гектаров. Здесь свое последнее упокоение нашли светила медицины и науки, актеры, герои-военные и спасатели.
Первый памятник, к которому мы подходим – могила Вити Козлова. «Студент мединститута. Скончался в 1938 году» - гласит надпись. Удивляет, что у простого парня такой внушительный памятник.
- Дело в том, что когда ликвидировали Всехсвятское кладбище, люди забирали эти гранитные памятники, перебивали на них имена и ставили своим усопшим родственникам. Так удивительные надгробья начала 20-го века сохранились до нашего времени. Жаль, что кресты и вазоны, венчавшие памятник, сбивали при транспортировке, - объясняет Александр.
Отдали сердце науке и людям
Далее мы выходим на «аллею медиков». Здесь захоронены светила советской медицины – Владимир Середавин, умерший в 2003 году, и Георгий Ратнер, которого не стало в 2001-ом. На герме Середавина надпись «Спешите делать добро», а с другой стороны еле заметный силуэт казака на коне.
- Основатель и главный врач областной клинической больницы умер на рабочем месте. Ему было 66 лет. Владимир Диамидович был настоящим казаком, очень любил лошадей и прививал любовь к этим животным своим детям, - рассказал Александр.
Владимир Середавин большую часть своей карьеры занимался организацией здравоохранения. Под его контролем построили больницы – Тимашевскую и Кинель-Черкасскую, а также старый корпус больницы Калинина, которая находилась рядом со стадионом Динамо.
Рядом могила Георгия Ратнера - участника Великой Отечественной войны, хирурга, основателя научной школы онкологов. Георгий Львович держит в руках свое сердце как символ собственной жизни, которую он посвятил людям.
Чуть поодаль – совершенно скромная могила Александра Аминева, который умер в 1984 году. Советский ученый и хирург, профессор, доктор медицинских наук, он был одним из основоположников лапароскопии в России и всю жизнь занимался коло-проктологией. 40 лет возглавлял кафедру госпитальной хирургии Самарского медицинского института. Ей же завещал после смерти свое сердце.
Красный командир
Выходим к, пожалуй, самой известной могиле старого кладбища. Четырехметровая гранитная стела с кавалерийской шашкой и надписью «Щорс Н.А».
Николай Александрович был офицером Русской императорской армии, командиром красногвардейских формирований, начальником дивизии Красной Армии времен Гражданской войны в России. Личность легендарная и по фильмам многим известная. Именно в его честь сложена песня «Шел отряд по берегу, шел издалека, шел под красным знаменем командир полка».
Но как «красный командир» связан с Самарой?
- Когда Щорса убили, ему было всего 23 года. На фото – он вместе с супругой Фрумой Хайкиной-Ростовой. Она была его фронтовой подругой, начальником расстрельной команды. Сохранились письма Щорса к его первой девушке, где он пишет: «Если я тебя разлюблю, жизнь меня жестоко накажет». В итоге так и случилось – он девушку бросил и женился на Фруме.
Погиб Щорс на Украине. По официальной версии – в бою, по другой – его убил железный нарком Лев Троцкий. Щорса забальзамировали, уложили в цинковый гроб и отправили в Самару. Одна из версий – хотели перевезти таким образом сюда некие драгоценности. По другой – боялись, что вражеские войска надругаются над могилой. Третья версия – в Самаре жили родственники Фрумы.
Так или иначе, тело комдива захоронили сначала на Всехсвятском кладбище, а потом и на городском. Сохранились фотографии, на которых пионеры несли вахту памяти рядом с могилой.
Мечта мальчика
Самое необычное надгробие – торпеда, совмещенная с маяком. Стоит она на заросшей от времени могиле мальчика Юры Смирнова. Парню было всего 15 лет, когда его жизнь оборвалась в 1964 году. Родные поставили ребенку памятник то ли в виде торпеды, то ли в виде ракеты, а сверху увенчали ее маяком, на который ведет хлипкая лестница. Зажигали ли этот маяк когда-нибудь?
На корпусе ракеты надпись: «Тебе, наш друг, символ несбывшейся мечты». Интересно, кем же хотел стать Юра – космонавтом или мореплавателем? И как жаль, что его мечта так и не сбылась.
Отстроили половину Самары
В глубине кладбища покоится самая известная династия архитекторов – Щербачевы – Петр Александрович, его мама Александра Петровна (Алабина), супруга Таисия Ивановна, их сын Артемий Петрович. По проектам Щербачевых в Самаре было создано более 80 зданий, в том числе Окружной дом офицеров, Крытый рынок и Дом сельского хозяйства. Династия архитекторов Щербачевых закончилась, когда Петр Александрович умер в 1967 году.
Памятники современные, могилки ухоженные. Видно, что за ними кто-то следит.
Гость из Англии
Пробираемся сквозь заросли клена и репейника к странному железному кресту, на котором латиницей написано Tohmes Dobson. На кресте указаны только имя и дата смерти — 14 марта 1944 года. Видно, что за могилой никто не ухаживает, и ее не так просто найти. Однако в свое время человек, который в ней покоится, наделал немало шума в Куйбышеве. От этой истории и фотографий с места происшествия – мурашки по коже.
- В 1944 году наш город был закрытым. Как здесь оказался иностранный гражданин? Из архивов нам пришло его дело на 50 машинописных листах. Оказалось, что Добсон был снабженцем, работал на США, а в Куйбышев он прибыл из Бразилии по делам, касающимся снабжения заводов. Должен был отбыть в Москву, но совершенно внезапно умер в 13-ом номере «Гранд-отеля». Сейчас это отель «Бристоль Жигули».
По факту смерти иностранного гражданина были подняты на уши милиция и НКВД. Мужчину никто не стал забирать на родину, потому хоронить его пришлось в Куйбышеве.
Теперь могила Томаса стоит заброшенной в совершенно чужом для него городе. Ему не приносят цветы, его не поминают. Александр рассказал, что три года назад на могиле лежало чье-то фото, истыканное булавками. Потом оно истлело, а булавки остались.
Мраморная красавица
От следующей истории кровь холодеет еще больше. Мы вышли к мемориалу из белого мрамора. Здесь покоится Анна Бондарева. Студентку журфака в 2015 году хладнокровно и жестоко убил Владислав Роговик, которого она любила. Сначала он обставил все так, как будто она пропала, и даже сам участвовал в ее поисках. Потом, когда истерзанное тело нашли, Роговик прикинулся, что убит горем. Ну а потом, когда всплыли неоспоримые факты, признался в содеянном.
На могиле Анны родители установили памятник дочери, он стоит в окружении четырех ангелочков, а у подножья надпись: «Я всегда буду с вами». Она навсегда осталась 18-летней девушкой.
Автор: Дарья ДОЛИНИНА