Найти в Дзене

История АО "Русский Стандарт" или Ротшильдополь на окраине Новороссийска

В настоящее время (по состоянию на октябрь 2024 г.) большая часть опубликованного здесь уже дополнено новыми фактами и изложено в книге "Новороссийск. Нефть и железная дорога".

Реклама 1899 г.
Реклама 1899 г.

История Новороссийска начинает свой отсчет 12 сентября 1838 г., когда на берегу Цемесской бухты высадился десант русских войск. Просуществовав сравнительно короткое время, по результатам Крымской войны, 31 марта 1860 г город был упразднен указом Сената. В 1866 г вновь учрежден, но, к сожалению, до начала 1880-х гг., в развитии его, практически не было никакой динамики.

Введенная с 1870 года льготная продажа казенной земли – по 10 руб. за десятину с рассрочкой платежа на 10 лет без процентов, ускорила процесс освоения новых территорий. «На таких условиях были приобретены земельные участки на восточном берегу бухты многими частными лицами, от которых они в последствии перешли в руки нескольких крупных владельцев...». Одним из них был американец Герберт Тведль, прибывший в конце 1879 года в Новороссийск. Он купил за 3000 руб. участок земли, 54 десятины, под строительство нефтеперегонного завода и пристани для загрузки судов нефтепродуктами.

Начиная с 1880 г., в течении трех лет, Тведль бурит в районе Ильской 40 скважин глубиной 5-26 м. Из всего количества скважин лишь 15% оказались удачными, остальные были: заложены вне пределов месторождения – 15%, заложены вблизи выходов пластов 17,5%, имели малый диаметр затруднявший эксплуатацию – 25%, недостаточно углубленными – 17,5%, испорченны при бурении – 10%. В силу вышеуказанных причин, добыча нефти из скважин Тведля не превышала 100000 пудов в год. Тем не менее, Тведль строит нефтепровод из Ильской в Новороссийск. Его протяженность была 68 км, а диаметр около 7,5 см. На нем имелось 9 станций с насосами и резервуарами. В сутки по нефтепроводу планировалось перегонять около 25000 пудов нефти. У Тведля была своя теория подземного расположения месторождений нефти, на основании которой он составил схематическую карту месторождений нефти.

В 1881 году Тведль выехал во Францию, где получил разрешение на основание общества «Русский Стандарт», а уже в начале 1882 года было закончено строительство нефтеперегонного завода в Новороссийске.

Другие данные гласят, что у истоков вышеупомянутого общества был А.Н.Новосильцев заложивший первые 4 скважины в Ильском районе.

16 октября 1881 года газета «Кавказ» писала: «Осуществление на берегах Новороссийской бухты двух грандиознейших предприятий: нефтепровод, бассейн для нефти, складочные магазины, пристань с электрическим освещением ночью, с рельсами, с телеграфом...»

Это было время бума в нефтяной промышленности. Объем добычи сырой нефти в России, составлявший в 1874 году 600 000 баррелей, десятилетие спустя достиг 10,8 млн., а в период с 1879 по 1888 гг. объем нефтедобычи увеличился в десять раз, достигнув 23 млн. баррелей, т.е. более 4/5 от объема добычи в США. Безусловно, добыча нефти сыграла свою важную роль в развитии Новороссийска. Несмотря на неважное состояние дел «Русского Стандарта», непосредственно вблизи города, стал формироваться промышленный район, за которым закрепилось название «Стандарт».

Ранний этап формирования «Стандарта» можно отследить благодаря немногочисленным документам. На карте 1883 года уже был отмечен нефтеперегонный завод и «нефтяной провод», последний, в свою очередь, дал направление для будущей улицы Горной, ныне известной как улица Сакко и Ванцетти. Кроме вышеописанных объектов и находящейся несколько далее деревни Мефодиевки, здесь ничего более не отмечено, т.е. когда территория нынешнего исторического центра Новороссийска была уже достаточно застроена, у восточного берега Цемесской бухты было в полной мере много свободного места.

Нефтеперегонный завод "Русский Стандарт"  (вверху слева) 1900-е гг. Нижний снимок - современное состояние района.
Нефтеперегонный завод "Русский Стандарт" (вверху слева) 1900-е гг. Нижний снимок - современное состояние района.

В 1884 году Герберт Тведль был уволен и заменен новой администрацией. Причина этому явилось «полное незнакомство Тведля и его буровых мастеров с тектоникой Ильского нефтяного месторождения ..., а также перенесенная Тведлем из Америки на Кубань рутинность в технических приемах бурения...». В это же время общество меняет название на «Новый Русский Стандарт» или Новое акционерное общество «Русский Стандарт». Со свежими силами в Ильской бурят еще 18 скважин, половина из которых оказались достаточно удачными.

В 1888 г. к берегам Цемесской бухты была построена железнодорожная ветка из Тихорецкой. С учетом развивающегося нефтяного предприятия, это был катализатор, стимулировавший стремительный рост Новороссийска. «До проведения в Новороссийске железной дороги... не было никаких портовых устройств, кроме небольшой деревянной пристани общества «Русский Стандарт», служившей для причала каботажных судов...». «С 1889 года, по открытии движения по железной дороги , Новороссийск, или правильнее железнодорожная территория и «французский город» быстро стали развиваться» - так писал в своей книге Меленков-Разведенков в конце XIX столетия, похожие мысли излагает в своей книге писатель-путешественник Евгений Марков: «Французская компания «Русского Стандарта» очень удачно основала свое гнездо в Новороссийске. Она успела скупить весьма дешево почти все земли кругом залива, особенно же на берегу, противоположном городу, еще тогда, когда никто не предвидел проведения сюда железной дороги, и теперь новым портовым сооружениям и затевающимся торговым предприятиям приходится сильно считаться с таким монопольным собственником, от которого часто только можно купить необходимый для дела прибрежный участок». Иными словами можно сказать, что очень удачно на восточном берегу Цемесской бухты, в короткие сроки, вырастают два перспективных объекта промышленной инфраструктуры, давшие огромный экономический потенциал для города.

Открытие железнодорожного движения в Новороссийске. 25 июня 1888 г.
Открытие железнодорожного движения в Новороссийске. 25 июня 1888 г.

Вначале 1880-х гг. руководство города недооценило перспективу строительства здания вокзала в городской черте. Дело в том, что Управление Владикавказской железной дороги, выбирая место для будущей станции, рассчитывало получить его непосредственно вблизи к его историческому центру, обязуясь взамен на предоставления такого места, решить проблему Цемесского болота, путем его засыпки. Отказ городского управления побудил Владикавказскую ж/д построить вокзал за болотом, в трех километрах от города, где он и находится, по сей день.

В нескольких километрах от Новороссийска образовался новый очаг деловой жизни. В путеводителях начала прошлого века упоминалось, что город резко делился на западную и восточную часть, «на старый город и новый» соответственно. «По восточному берегу бухты расположена портовая и промышленная часть, по западному учреждения, жилые дома и дачные постройки..».

Немалую роль в развитии инфраструктуры на территории «Русского Стандарта» сыграло Новороссийское Домовладельческое Товарищество, учрежденное в июне 1895 года. В документе, подписанном Министром Финансов Сергеем Юльевичем Витте, излагается следующее: «Товарищество это учреждается для устройства, с целью отдачи в наем и продажи в Новороссийске и его окрестностях домов, амбаров, магазинов, лавок, заводских, фабричных и ремесленных зданий, набережных, пристаней, кранов и всякого рода помещений и приспособлений для разгрузки и загрузки товаров и стоянки пароходов и других судов, а также для склада, хранения и сортирования товаров»18. Весьма любопытен состав учредителей и пайщиков Товарищества, среди которых фигурируют достаточно известные люди своего времени. Например, имя одного из них, Василия Андреевича Филиппова, в полной мере известно любителям истории Краснодара и Кубани в целом. Известный зодчий подарил Екатеринодару триумфальную арку (1888 г), обелиск в честь 200-летнего юбилея Кубанского казачьего войска (1897 г.) и множество замечательных проектов частных и общественных зданий. Среди пайщиков также фигурировали Бароны Альфонс и Густав Ротшильды. Альфонс был представителем парижских Ротшильдов, которые занимались добычей российской нефти.

Застройка Стандарта около 1900 г. Слева "Французский базар".
Застройка Стандарта около 1900 г. Слева "Французский базар".

В марте 1897 года Товариществом приобретено «недвижимое имение» у акционерного общества «Русский стандарт», которое к тому моменту перенесло свои действия из Новороссийска в Грозненский район. Еще в 1892 году французы сократили свою деятельность под предлогом бедности кубанских источников нефти. Также поменялся подход нефтяников в деле транспортировки нефти в Новороссийск, вместо вышеупомянутого нефтепровода использовалась железная дорога, посредством которой нефть доставлялась из Грозного. Грузы, приходящие на заводские склады «Русского Стандарта», передавались на особые пути, принадлежавшие обществу и по ним доставлялись к резервуару-приемнику, находившемся отдельно от других в районе нижней части нынешней ул.Сакко и Ванцетти, в верхней части которой был расположен завод и склады. Из приемника нефть, по трубопроводу с помощью нефтекачки передавалась вверх, в резервуар завода. Погрузка судов нефтяными продуктами производилась у пятой пристани. Речь выше идет уже не о том заводе, который был в бытность Г. Тведля, а о новом, построенном в 1896 г. Автором проекта завода стал архитектор С.Г.Гингер. В начале своей карьеры, Сергей Григорьевич был приглашен нефтяной компанией Ротшильда на берега Цемесской бухты.

Вид на Стандарт и город со стороны нефтезавода. 1900-1910-е гг.
Вид на Стандарт и город со стороны нефтезавода. 1900-1910-е гг.

В Новороссийске, Гингер получает от Ротшильдов крупный строительный заказ, выполняя который он создает и дополняет внешний облик «Стандарта». Возводятся жилые дома, клубы, мастерские, амбары, театр, нефтеперегонный завод и рабочая колония. Участие известной в финансовых кругах фамилии даже несколько отразилось на его названии - «Ротшильдополь». Правда это наименование не прижилось и фигурирует только в одном источнике, где также упоминается, что наличие иностранного капитала не особо радовало современников периода становления нефтепромысла на Кубани. В книге «Кавказ и Россия» (1911 г.) есть такие строки: «Без преувеличения можно сказать, что не менее половина Новороссийска принадлежит Русскому Стандарту, то есть иностранцам; все лучшие дома в городе принадлежат им...». Такое положение «мирного завоевания», в стратегическом пункте на Черноморском побережья Кавказа, считалось недопустимым.

Говоря о темпах строительства района «Стандарт» стоит сравнить два документа, один из которых «План участка нового акционерного общества Русский Стандарт» от 1 августа 1891 года. Взглянув на него можно увидеть лишь около 2-х десятков строений. Более всего застроен район пересечения улиц Вокзальной (Элеваторная) и Французской (Робеспьера). Первые здания на Стандарте по улице Элеваторной можно увидеть на видовых открытках начала прошлого века. Второй документ «План участка земли и владений «Новороссийского Домовладельческого Товарищества» и нового акционерного общества «Русский Стандарт» (читай «Новый Русский Стандарт») дает понимание, что примерно к 1910 г. были застроены кварталы ограниченные улицами Ремесленной (ныне М.Борисова), Садовой (Первомайская), Горной (Сакко и Ванцетти) и Вокзальной (Элеваторная), а также протяженный квартал между Ремесленной и Стандартской (ул. им.Аршинцева). В этот период появляются, в большей степени, вытянутые вдоль улиц, похожие по стилю, кирпичные дома. Можно предположить, что это проекты С.Гингера. Интересен квартал в границах нынешних улиц Михаила Борисова, Лермонтова, Пушкинская, Тихоступа. Здесь без преувеличения можно наблюдать уникальную типовую застройку конца XIX века. Кроме того архитектурный ансамбль состоял также из каменных, бетонных и фахверковых домов, а также подсобных деревянных построек. В основном это были одно- и двухэтажные здания. Имелась относительно развитая инфраструктура, водопроводная и канализационная сеть, 24 колодца. К 1910 году были замощены улицы Вокзальная (Элеваторная), Горная (Сакко и Ванцетти), частично: Коммерческая, Ремесленная (Михаила Борисова) и Французская.

Вокзальная (Элеваторная) улица и тоннель Владикавказской жд, 1900-1910-е гг. Слева здание, где находилась контора "Русского Стандарта". Не сохранилось.
Вокзальная (Элеваторная) улица и тоннель Владикавказской жд, 1900-1910-е гг. Слева здание, где находилась контора "Русского Стандарта". Не сохранилось.

На упомянутом плане, в районе пересечения улиц Ремесленной и Вокзальной можно увидеть не застроенный квартал, на котором отмечены деревянные постройки. Эта территория очень напоминает рыночную площадь – скорее всего это т.н. «Французский базар» - агороним встречающийся в документах по данной теме единожды. Какая деятельность велась на «Французском базаре» пока неизвестно, смущает наличие совсем рядом еще одного подобного объекта – Мефодиевского базара. Более подробно в этом вопросе еще предстоит разобраться.

Путеводитель Г.Москвича в 1913 году писал о «Стандарте»: «Здесь в настоящее время находится много красивых домов»28. Особо стоит отметить здание 2-го Новороссийского общественного собрания (в 1920-30х гг. клуб им. К.Маркса), которое некогда расположилось в районе улицы Горной, на живописном месте, в тени деревьев бывшего «Французского сада», ныне известного как сквер им. Карла Маркса. В разное время (с 1907 по 1912 годы) в здании работали кинематографы – «Электробиограф» и « Мон-Плезир». К сожалению, оно было разрушено в годы ВОВ. Сегодня на этом месте здание администрации Восточного района. Культурную жизнь «Стандарта» украшал и один из первых стационарных синематографов в стране, открытый в 1897 году Альвином Львовичем Гуцманом, по нынешнему адресу Элеваторная, 1330.

Открытка 1900-е гг. "Русский Стандарт".
Открытка 1900-е гг. "Русский Стандарт".

Непосредственная близость «Стандарта» к порту вызывала к жизни кипучую деловую деятельность. Листая страницы Справочника и Путеводителя по Черноморской губернии мы можем увидеть целый список отечественных и иностранных фирм и их представительств находившихся в «Французском городе». Помимо вышеупомянутых Ротшильдов в истории «Стандарта» есть место еще одной известной фамилии – Нобель. В одном из домов «Домовладельческого Товарищества» располагался офис представителя фирмы нефтяного производства братьев Нобель («Бранобель»). Эта фамилия сыграла немаловажную роль в развитии отечественной нефтяной промышленности, а один из братьев, Людвиг, продуктивно поработал на лоне популяризации дизельных двигателей. Десять процентов капитала, из которого ежегодно выплачиваются небезызвестные Нобелевские премии, были внесены «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель». Также на «Стандарте» находились Германское и Бельгийское консульство, Русское общество вывозной торговли, экспортная контора «Бр. П. Дюмортье», несколько страховых и пароходных обществ (в.т.ч. Р.О.П.и.Т.), торговые дома и бакалейные магазины, агентства банков, а также фирма по продажа лесных и других строительных материалов Бр. Черномордик из Сочи. Гостиницы: «Курортная» (ул.Вокзальная»), «Центральная» (ул.Французская), «Слон» (ул.Пролетарская), «Россия» (ул.Вокзальная) и «Франция» (ул.Береговая). На территории «Стандарта» находилась Новороссийская окружная больница на 8 кроватей, 2-й Полицейский участок и таможня34. В каких из уцелевших зданий сегодняшнего «Стандарта» находилось все вышеперечисленное еще предстоит установить.

Динамично развивавшийся «французский город», не входивший в границы г.Новороссийска, стал его законной частью только в июне 1900 года. За 12 лет до этого события, в сентябре 1888 года, была неудачная попытка включить «Стандарт» в городскую черту. Тогда берега Цемесской бухты посетила семья Александра III в рамках путешествия по югу России. Этим визитом пыталась воспользоваться городская делегация, которая передала государю императору прошение о включении в черту города «соседних с ним территорий».

Что же касается самого общества «Русский Стандарт», то свернув свою деятельность в Ильском районе и переместив ее в Грозненский район, оно весьма преуспело. За 8 месяцев 1909 г. общество занимало 6-е место по добыче в упомянутом районе, а уже в 1910 г. 4-е. В 1907 г. здесь добывалось 7,5% от общей добычи нефти, а уже в 1913 году эта доля выросла до 13,1%. Летом 1913 года, общество «Русский Стандарт» объединяется с Северокавказским нефтепромышленным обществом и промыслами Я.В.Вишау в общество «Русский Грозненский Стандарт» с капиталом в 12 млн. рублей. Под руководством К.Г.Гуллета общество строит завод в г. Грозном.

-8

С началом войны, в июле 1914 года, вследствие размывов некоторых частей Владикавказской железной дороги, доставка нефти в Новороссийск была существенно приостановлена, вынудив нефтеперегонный завод бездействовать. В это же время, общество «Русский Грозненский Стандарт» и «Домовладельческое Товарищество», приступили к ограждению железобетонной стеной своей территории. Это сооружение сохранилось до нынешнего дня, став одним из последних напоминаний деятельности вышеописанного предприятия. Фрагмент железобетонного ограждения находится в районе пересечения улиц Саратовской и Узбекской.

Аэрофотосъемка Новороссийска и бухты 1918 г. Из собрания автора канала.
Аэрофотосъемка Новороссийска и бухты 1918 г. Из собрания автора канала.

Если взглянуть на немецкую аэрофотосъемку 1918 года, то мы уже видим четко выраженные кварталы «Стандарта» с одной стороны ограниченные портом и территорией Владикавказской ж/д, с другой – Мефодиевкой, с третьей – балкой Адамовича. В это время некогда обособленный «Французский город», органично влился в Новороссийск, окончательно сформировалась его планировка, были застроены практически все кварталы.

В.Е. Алексеев (Орестов) 2022 г.