Найти тему
Обо всем понемногу.

Интересный Ташкент

Недавно гуляя по Ташкенту, на улице Навои я увидел небольшой мавзолей. Я немного удивился что в этой части города есть такое историческое сооружение которое я раньше не замечал, а может быть не особо придавал ему значение. Этот мавзолей расположен в значительной удаленности от тех памятников истории Ташкента которое посещают туристы или гости столицы. Мне стало интересно и я начал искать информацию об этом памятнике архитектуры Ташкента.

Оказалось что Ансамбль Шейхантаур — архитектурный комплекс, центром которого является Мавзолей шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура). Один из важнейших архитектурных памятников Ташкента. Он находится в центре современного Ташкента в четырёхугольнике, образованном улицами Алишера Навои, Шайхантохур и Абдуллы Кадыри.

Информацию о Шейх ат Тахуре я нашел в интернете.

Шейх Ховенди ат-Тахур родился в XIII веке. Он был Сейдом, это означает, что он принадлежал к племени Курайш (курайшиты), родного племени пророка Мухаммеда. Его отец, Шейх Омар, был прямым потомком в семнадцатом поколении второго благочестивого халифа Омара ибн ал-Хаттаба, поэтому мужчины в семье Шейха Омара носили почётное звание Ходжа. Шейх Омар был посвящённым суфием, последователем дервиша Хасана Булгари. Он прибыл в Ташкент с единственной целью — распространение ислама. Вскоре Шейх Омар перебрался в горный посёлок Богистон[1], где он провёл остаток своей жизни. Здесь и родился Шейх Ховенди ат-Тахур (Шейхантаур). Молодой ат-Тахур, стремившийся познать в совершенстве не только религиозные каноны, но и светские науки, был поражён высказыванием туркестанского хазрата Ходжи Ахмеда Ясави, жившего в XII веке: «Высокие духовные качества и познания в науках сообразны терпению и кротости суфия по отношению к грубости невежд». Вероятно это и послужило тому, что юный ат-Тахур решил постичь мистическую философию Ясави, а не стать последователем Булгари, как его отец. Шейхантаур принял посвящение среди дервишей города Яссы, где уже в то время было распространено почитание суфийского Шейха и основателя ордена Ходжи Ахмеда Ясави.

Как и положено суфийским дервишам, ат-Тахур не оседает в одном месте, а странствует по городам Мавераннахра. Во всех городах, в которых он бывал, Шейх снискал уважение своей просветительской деятельностью, заботой о сиротах и вдовах. Везде, где он не находился, он поражал современников своим знанием и мудростью. Будучи одним из основоположников суфийского ордена Накшбандия, Шейх ат-Тахур в своих учениях призывал людей к терпению и кротости, доброте и любви. Молва о нём, как о человеке даровитом и мудром, разносится мгновенно, и в народе его кличут «мудрейшим из мудрейших».

После длительного периода путешествий по Мавераннахру, Шейхантаур прибыл в Ташкент,и поселился у святого источника, о котором в незапамятные времена была сложена красивая легенда. По этой легенде из этого источника била вода «вечной жизни», а на берегу его, в тени деревьев, отдыхал сам Искандер Двурогий (Искандер Зулькарнай), то есть – Александр Македонский. По преданию, в доисламские времена у этого ключа был языческий храм Воды и Огня. Здесь и завещал похоронить себя умерший в 1355 году шейх ат-Тахур (Хавенди Тахур из Богустана). У его могилы долгое время росли так называемые сауры Искандера – тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие от старости деревья. Ствол одного из таких деревьев сохранился до наших дней внутри мавзолея Шейхантаура.

Шейх умер в 1355 году. Во второй половине XIV века полководец Амир Темур Т лечивший свою раненную ногу в Ташкенте с помощью лечебной воды источника Зем-Зем, построил мавзолей ташкентскому Шейху ат-Тахуру.

Хронология постройки архитектурных памятников и сооружений на территории комплекса

Первым был построен мавзолей шейха Хавенди Тахура из Богустана (Шейхантаура), умершего в 1355 году.

В конце ХV века были построены чилляхона, мавзолей Кылдыргач бия, мавзолей Юнус-хана Могулистанского.

В 1892 году были построены чорта́к и медресе Ишан Кули-датха.

В 1908-1910 годах Ходжимат-ишан из Намангана построил Аурат-мечеть.

В 1913 году был построен минарет возле мавзолея Юнус-хана.

Кроме того, на территории комплекса были ещё мавзолей Куктеллик-ата и мавзолей Каба. Также было несколько квартальных каркасных мечетей: мечеть Занджирлик у входа в комплекс, и мечети Гариб и Саид Азимбая по сторонам мавзолея Юнус-хана.

В 1932 году на территорию комплекса была перенесена из „старого города“ мечеть Хатун, построенная в 1754 году. В 80-е годы из „старого города“ была перенесена на территорию комплекса ещё одна мечеть. В настоящее время в нём частично находится Исламский Университет.

У входа на кладбище Шейхантаур располагался хауз (водоём) Лянгар.

На территории комплекса было несколько чортаков — один находился у мавзолея Кучкар-ата ХV века постройки, один внутри кладбища и один был построен в 1892 году у входа в комплекс. От чортака у мавзолея Кучкар-ата к мавзолею Шейхантаура шла дорожка — гишт йул, располагавшаяся ниже основного уровня земли, вдоль которой находилась аллея древних саур (сайра дерево вида туй). В 1980 х года - это был цветник, шедший от улицы Навои к мавзолею Юнусхана.

Также на территории комплекса Шейхантаур росло несколько 500 летних чинар. У мавзолея Кучкар-ата рос карагач, увешанный рогами козлов.

Также до начала XX века на территории комплекса Шейхантаур располагались каркасные беседки-шийпаны, ошхона (столовая), чайхоны (чайные), лавки-дуканы для продажи лепёшек и сладостей, а также балаганы для зрелищ в дни праздников.

С 1924 года кладбище было закрыто и почти все постройки на территории комплекса были снесены.

В 1947 году был разобран чортак 1892 года постройки, в 1964 году были разобраны остатки медресе Ишанкул-дахта, в котором в советское время размещалась киностудия. В 1967 году была разобрана мечеть Хатун, служившая библиотекой.

Мавзолей Шейхантаура в 1910-1920 годах ремонтировался на средства шейха Ходжимат-ишана: был сделан ремонт купола, который был покрыт железом.

Мавз Калдыргач-бия располагался в советское время на территории сувенирной фабрики. Купола мавзолея были восстан в 1970-х годах по проекту архитектора В. М. Филимонова.

В помещении мавзолея Юнус-хана в 1950-1960-х годах располагались Среднеазиатские реставрационные мастерские, поэтому здание мавзолея постоянно ремонтировалось. В 1980-1981 годах по проекту архитектора М. И. Бурштейна была проведена генеральная реставрация здания мавзолея.

Мавзолей Шейхантаура

Мавзолей (мазар) Шейхантаура, неоднократно изменял внешний вид после того, как он был построен в XIV-м столетии. Внутри мазара, рядом с надгробием находится уникальный, сохранившийся до сих пор, окаменевший священный Саур Искандера. Сауры — это хвойные деревья местной породы. Вокруг мавзолея была целая роща таких сауров, которые были безжизненны уже в XV столетии. Полагают, что их происхождение связано с именем Александра Великого, который весьма почитается на Востоке, как мифический герой или Пахлеван. Возможно, что именно из-за этих запоминающихся хвойных деревьев, это место было выбрано для захоронения Шейхантаура. Размеры мавзолея: ширина — 16.2 x 9 м, высота — 12.8 m..

Комплекс захоронения Шейхантаур

Шейхантаурское кладбище — самое популярное святое место Ташкента в XVI в., здесь хоронили местную аристократию. Комплекс захоронений начал формироваться в пригороде, среди усадеб зажиточных горожан.

Со временем вокруг мавзолея Шейхантаура образовался целый погребальный комплекс. Комплекс вместе с городским районом вокруг (по-местному махалля), получили наименование Шейхантаур. Много выдающихся личностей, оставивших след в истории Ташкента, были похоронены здесь. Один из них Юнус Ходжа, бывший сначала хокимом (начальником махалли) Шейхантаура, а затем и правителем Ташкента, когда в XVIII веке Ташкент был полу-независимым городом-государством. Другая выдающаяся личность, похороненная здесь Алимкуль Парварчи — Кокандский генерал, который защищал Ташкент от Русских войск в 1864—1865 гг., но в итоге был смертельно ранен 9 мая 1865 года во время двухчасового боя недалеко от Ташкентаво время попытки контратаковать войска генерала М. Г. Черняева, осадившие Ташкент. Его смерть в числе других причин способствовала тому, что генерал М. Г. Черняев овладел Ташкентом в результате штурма 16 июня 1865 года.

К началу XX в. это был уже огромный комплекс памятников, включавший купольные ворота, хаузы, мечети, мавзолеи и медресе.

До нашего времени сохранились только 3 (из 16) памятника погребального комплекса Шейхантуар. Помимо Мавзолея Шейхантаур сохранились Мавзолей Калдиргочбия и Мавзолей Юнус-Хана.