Технология автотюна кардинально изменила музыкальный ландшафт, предоставив продюсерам возможность делать вокал абсолютно идеальным и запоминающимся. Запись вокала всегда была сложной задачей: настроение голоса, его нюансы и индивидуальность – все это трудно передать в студийной атмосфере и обработать на этапе постпродакшна. С автотюном процесс записи и редактирования становится значительно легче, позволяя артистам, у которых ограниченные ресурсы или музыкальные навыки, полностью раскрывать свой творческий потенциал.
Но что такое автотюн и почему он так значим в музыке? Давайте разберемся вместе!
Определение автотюна и его значение в современной музыке
Энди Хильдебранд – не самый известный герой танцполов, но в 1996 году он создал программу автотюн, которая позже покорила музыкальный мир. Вдохновение пришло к нему в разговоре с коллегой его жены, которая мечтала о чудо-инструменте, способном наладить её отношения с музыкальным ритмом. Хильдебранд разработал алгоритм для исправления неточностей в интонировании, и представил автотюн на выставке NAMM того же года.
По задумке, автотюн должен был стать универсальным решением для исправления высоты тона, но вскоре его судьба кардинально изменилась. Музыканты начали использовать его для создания эффектов, которые мы сегодня можем услышать у таких звёзд, как T-Pain и Travis Scott. Эффект достигается за счет радикальных настроек программы, которые не просто исправляют, а полностью трансформируют голос. В результате получаем идеально чистый вокал без естественных переходов между нотами — звучание, которое стало популярным в хип-хопе, трэпе и поп-музыке.
Но тут важно понимать тончайшую грань между «легкой коррекцией» и «агрессивной автокоррекцией». Если цель – добиться совершенного звучания с легкими правками, то подойдёт еле заметная коррекция высоты тона. Однако, чрезмерная коррекция часто приводит к неестественному звучанию голоса. Но не всё так печально! Использование сильных настроек автотюна может даже неожиданно вывести трек на волну, как минимум, мимолётного вируса!
Использование автотюна в разных музыкальных жанрах
Поп-музыка. Поп исполнители изначально начали использовать автотюн для обработки вокала, создавая чистые и приятные звучания. Практически каждый поп-исполнитель, от Джастина Бибера до BTS и Бейонсе, применяет инструменты для коррекции тона и эффекты автотюна, меняя звучание своих голосов.
Хип-хоп. При использовании экстремальных настроек, программы для обработки звука начинают слишком быстро и резко регулировать высоту тона, что создает эффект «механического» или «синтезаторного» голоса. Этот эффект широко распространен в современной хип-хоп и поп-музыке. Вместо того чтобы скрывать недостатки вокала, некоторые исполнители намеренно прибегают к этому приему, чтобы подчеркнуть свое творческое видение. Множество певцов привозят на концерты специальное оборудование для изменения звучания в реальном времени.
Электронная музыка. Электронная музыка почти всегда создается с помощью тюнинга. Цифровая аудио рабочая станция (DAW) – это основное программное обеспечение для композиторов в жанре электронной музыки. DAW объединяет все возможности студии с компьютером, позволяя записывать, редактировать и микшировать масштабные многодорожечные проекты. Эта платформа служит центральным узлом вашей музыкальной системы, способной обрабатывать как аудиозаписи, так и виртуальные инструменты с внешним оборудованием.
Известные иностранные артисты, использующие автотюн
Cher
Автотюн приобрел широкую популярность благодаря Шер. В 1998 году она выпустила трек «Believe», в котором ее голос был сильно обработан с помощью автотюна. Звучание стало необычайно гладким, чуть ли не роботизированным, а это сделало песню мгновенно узнаваемой. Главная композиция альбома напоминала пульсирующую евро-диско балладу, а её припев содержал интересную на тот момент роботизированную вокальную партию. Как будто голос Шер в мгновение менялся до неузнаваемости. Многие из них, в том числе и критики, недоумевали: что, собственно, происходит? В то время еще никому не было ясно, что это станет началом новой эры: автотюн наконец вышел из тени.
При этом, существует и эффект Шер (Cher Effect), когда обработка вокала на слух настолько явная, что это называют «Эффектом Шер» в честь ее исполнения в «Believe». При сильной обработке, вокальные партии звучат синтетически и неестественно, словно робот, который почему-то решил стать поп-звездой, неожиданно запел.
Kanye West
Канье Уэст привнес автотюну престижный статус, выпустив в 2008 году свой четвертый альбом "808s & Heartbreak". Посвятив большую часть своей карьеры сэмплированию (в основном соул) музыки, он решил больше погрузиться в мелодию после разрыва длительных отношений и смерти своей матери. Уэст хотел использовать свою собственную боль как инструмент, и автонастройка дала ему возможность это сделать.
Он нашел звук, который вызвал бы отклик в его сердце, когда отправился на Гавайи, чтобы увидеть T-Pain. Они вместе экспериментировали с автонастройкой, и в результате получился ведущий сингл 808s & Heartbreak Love Lockdown. Сочетая металлический голос с традиционными барабанами тайко, Уэст сумел заставить свою боль звучать сверхъестественной, призрачной и отчаянно реальной, используя феноменальный диапазон музыкальных нот с помощью плагина.
Daft Punk
Известно, что Daft Punk использовали автотюн примерно в одно и тоже время с Шер, однако в англоязычном интернете давно ведутся дебаты, использует ли Daft Punk автотюн постоянно или лишь изредка прибегает к небольшим правкам голоса и чистке артефактов звуковой дорожки. Итак, что можно резюмировать из нескольких сот мнений профессионалов, касательно творчества Daft Punk?
Кто-то утверждает, что это автотюн, а кто-то — что это токбокс. Стоит отметить, что Daft Punk не используют автотюн в своих треках, за исключением нескольких композиций, таких как «One more time», «Something about us digital love» и «Face to face». Однако в некоторых своих песнях дуэт использовал токбокс, но не во всем альбоме. Токбокс можно услышать в таких композициях, как «Around the world», «Fout la merde» и «Fragments of time».
Был также использован Digitech Talker и Digitech Bass Synth Wah в альбоме «Human After All». В «R.A.M.», и вокодер Sennheiser для таких песен, как «Give Life Back To Music», «The Game Of Love», «Within», «Touch» и «Get Lucky». В R.A.M. использовался другой вокодер — Roland SVC-350.
Известные российские артисты, использующие автотюн
Егор Крид
Крид использует автотюн для создания модного и атмосферного звучания, подтверждая, что без обработки уже невозможно представить современный хип-хоп. У него отличный и приятный голос, который он научился сочетать с электронной обработкой.
Эффект автотюна создает «цифровую оболочку» вокруг голоса, и в этом моменте появляется характерный, слегка расплывчатый звук. Это особенно заметно, когда вокал обрабатывается в режиме реального времени — тон становится ровным и предсказуемым, в этом помогает плагин под названием Izotope, который предлагает множество вокальных настроек. Среди них есть популярная функция — автоматическая подстройка вокала в нужной тональности в режиме реального времени.
Но иногда такие приемы могут смотреться неуместно, например когда речь идет о медленных композициях, типа “Папина дочка”, это вызывает сомнения. Для таких жанров важно, чтобы сохранялся индивидуальный вокальный стиль.
Токсис
Молодой исполнитель, покоривший сердца тысяч людей своей открытостью и неподражаемыми танцами, применяет автотюн не только для выравнивания вокала, но и для добавления ему характерных электронных ноток. Это создает своеобразную звуковую текстуру, которая отлично сочетается с жанрами, в которых он работает, такими как поп и хип-хоп. Использование автотюна помогает передать эмоции и подчеркнуть определенные моменты в песне, добавляя глубину и динамику. В некоторых треках этот эффект придает голосу дополнительную гладкость и мелодичность, что отлично сочетается с электронной основой их звучания.
Таким образом, автотюн становится не просто техническим приемом, а важным инструментом для самовыражения и создания художественного образа, который делает музыку Toxis запоминающейся и уникальной.
Критика и дискуссии вокруг автотюна
Многие профессионалы и исполнители критикуют его активное использование в популярной музыке, считая, что эта технология обесценивает усердные занятия и преданность своему делу, необходимые для того, чтобы стать выдающимся певцом. Современные инструменты для музыкального производства пытаются упростить рабочий процесс через удобные интерфейсы и доступные звуковые библиотеки. Плагины автотюна не являются исключением: они способны делать гораздо больше, чем просто корректировать интонацию; они предлагают художникам и звукоинженерам технологии, которые позволяют создавать музыку с минимальными усилиями.
От Кристины Агилеры до Стива Альбини и Тейлор Свифт — многие знаменитости выражали недовольство широким применением автотюна в современной музыке. Некоторые из них со временем поменяли свою точку зрения, поняв, что не злоупотребляя этой технологией, можно придать своей музыке особый шарм.
Автотюн, безусловно, занял важное место в современном музыкальном мире. Он не только вдохнул жизнь в жанры, которые изменили представление о музыке, но и стал основным инструментом для молодых исполнителей. В будущем мы можем ожидать ещё более смелых и амбициозных экспериментов, когда технологии продолжат менять традиции создания звука.
Важно также осознать, что автотюн не отменяет талант артистов, а позволяет им раскрыть свои возможности по-новому. В конечном итоге, магия музыкального искусства состоит не только в звуках, но и в том, как они вызывают у нас эмоции. И автотюн, безусловно, стал частью этого волшебства.