Найти в Дзене
Ольга Брюс

Путя не будет - 53. Осталась без сына

—Ты посмотри на него, до чего дошел!! —крик Анны перешел в ультразвук. —Пить начал! Мал еще, чтоб тянуться к бутылке!

Анна, размахивая веником, опускала его то на спину поддатого сына, то на его ноги. Накрыв голову руками, Сёма просил отстать от него и не лезть в его личные дела.

глава 1

глава 53

—Какие личные?? -еще больше взбесилась мать. Схватив кочергу, стоявшую у печки, замахнулась: —Ты с кого пример берешь, а? Не с друга своего – Сережки Новикова?

—Он-то тут причем?

—Его уже пять раз пьяным видели!! Ладно он, только с армии пришел, а ты-то куда лезешь?

—Уйду в армию и больше не вернусь, —бросил матери Сёма и широким шагом двинулся к комнате.

—Что? А только попробуй! —побежала она за ним. —Вот только попробуй! Отец весь больной, у матери здоровья не осталось, а он «уйду и не вернусь». Я тебе не вернусь, пакость такая.

Она подняла кочергу вверх, потеряв самообладание над собой, и Сёма крикнул:

—Ма-ама!!

Анна опомнилась. Опустив железную палку, сказала шепотом:

—Господи, чуть не убила.

—Уходи, мама, я спать хочу, —надвинул брови на глаза сын.

—Да что же это, —посмотрела на свои руки Анна, —совсем ум потеряла.

Представив, чтобы сейчас было, если б она ударила Сёмку этой кочергой, Анна пустила слезу.

—Мозги набекрень от этой жизни, —всплакнула женщина, выходя из комнаты.

Такой усталости Анна еще никогда, наверное, не чувствовала. Всё разом навалилось на ее хрупкие плечи. Тащила всё на себе все эти годы и, вроде как, в порядке вещей. Но сейчас, когда она поняла до чего дошла, стало так тяжко, что в груди заболело. Аня села у стола, положила руку на столешницу.

—Не могу больше. Не могу так жить.

В голове вихрем понеслись картинки из прошлого и настоящего. Раньше хоть еда на столе была, а сейчас ни денег, ни продуктов в магазине, ни платья путного купить. Работы нормальной в деревне нет. Колхоз распустили, жители все фермы обворовали, кто-то в город потянулся за заработками, а кто-то бизнесом занялся. Те же челноки хорошо получают, да только стоять на рынке – это не про Аню. Не умеет продавать, да и с памятью у нее плоховато. Математику в школе совсем не тянула, потому что голова другим была забита – мамкины и бабкиными ежедневными тычками. Мамке и бабке сейчас хорошо – Гришка уехал, деньги им присылает, мать молоко продает, бабка носки вяжет, а невестка их в районном городе на рынке иностранные жвачки продает. Ночует у подруги, домой приезжает раз в два дня. Во как устроилась! Все сыты, все довольны. А об Ане никто и не думает. Никакой поддержки не предлагает. Забыли Анну, будто и не было ее никогда.

Тяжелая жизнь настала. Никто и предположить не мог, что всё обрушится в один миг. Люди хватаются за любую работу, чтобы выжить. Где-то и вовсе не платят зарплату, а где-то вообще нет работы. Ане повезло, что она смогла устроиться поломойкой в школу. У одноклассника мать работает учителем, вот она и предложила Анне стать начальником чистых полов. Она помоложе и посноровистей, так сказала ей педагог, когда подошла с заманчивым предложением. Но скрыла тот факт, что ей до безумия жаль Анну, загнавшую себя в кабалу с ранних лет.

Аня сидела и думала, куда податься, чтобы денег выручить побольше? В школе платят копейки, а жить как-то надо. И в один прекрасный день ей предложили торговать одеждой на рынке. И кто предложил… Лилька! Она с мужем открыла свое дело и начала искать кандидатов на роль продавца. Выбор сразу пал на невестку, которую Лиля знает с самого детства. А что, бывшая подруга вполне справится с этой пустяковой задачей. Хоть в школе и не отличалась умом, зато деньги считать умеет. Платить ей можно меньше, чем положено. Родня ж, все-таки. Да и брату, в таком случае, о поисках работы думать не надо. Лилька знает Анну как облупленную, если что – искать ее не придется, адрес проживания не изменился. Так что, пазл сложился сам собой.

—А-ань, —Лиля без стука вошла в ее дом. —Ты где? Выйди на минутку!

Аня выглянула из комнаты и удивилась:

—Каким ветром?

—Здравствуй, подруга, -не разуваясь, Лиля села на лавку и расстегнула новенькую дубленку.

Аня с завистью посмотрела на обновку, присела за стол и приготовилась слушать.

—Завтра приезжай к нам, я на работу тебя устроила. —важно сказала Лиля.

—Меня? Шутишь, что ли?

—Какие уж тут шутки, когда мне продавец нужен. Ну? Что смотришь? Паспорт давай. Я же должна выписать твои данные.

—Какой еще паспорт? —не поняла Аня.

—Обыкновенный. Давай быстрей, мне некогда. Завтра приедешь, а там на работу выйдешь.

—Какая еще работа? Ты зачем пришла?

—Тьфу, дурында! Мы на рынке палатку открываем, будешь вещами торговать.

—А почему я?

—Потому! —рассерженно ответила Лиля, а потом сказала ласковым тоном. —Ты же нам родня? Родня. Поэтому беру тебя ко мне. Работа не пыльная. Будешь стоять, предлагать, продавать. Вот, на.

Она бросила в руки Анны пакет.

—Мальчишкам твоим по свитерку. Ну как?

Анна держала в руках свитер с ромбиками и покачивала головой, любуясь его красотой.

—Шика-а-арно.

—А то! Такими же торговать будешь. За первый месяц я тебе зарплату не выдам. Сама понимаешь, только бизнесом занялись. Свитерами возьмешь. Сейчас зима, утепляться надо. А потом, как наторгуешь, такова будет и оплата. Согласна? Хотя, о чем я говорю, конечно согласна. Куда тебе деваться? Сейчас выбор невелик, да? Ха-ха!!

Аня, покрутив в руке модный свитер, кивнула. Чем не работа? Стой себе и семечки щелкай.

***

Лето.

Лиля отправила мужа в Москву за товаром, а сама поехала на рынок, проверить свою подопечную. Подойдя к палатке, Лиля огляделась. Анна отсутствовала на рабочем месте, и Лиля напряглась. Работает всего ничего, а уже позволяет себе всякие вольности.

—Лиль, ты б получше себе торгашку подыскала, а то эта по миру тебя пустит! —расхохоталась огромных размеров дама, работающая в палатке по соседству. —Она ж не за рублем сюда устроилась, а за хреном. Ха-ха-ха!

—Ты это серьезно? —наморщила нос Лиля, подойдя к веселой женщине.

—А ты думала. Еще зимой на расхват пошла, а торговля на месте стоит. Лиль, ты ж вроде говорила, что она родственница твоя?

—Невестка, —задумчиво ответила Лиля.

—Да ну-у-у, —махнула на нее платком женщина, —вот тебе и невестка-а-а. Муж, значит, там, а она здесь хвостом метет. К ней же каждую субботу какой-то мужик приходит. Она просит меня подменить ее, а сама с ним на полный день пропадает.

—А что ж ты раньше молчала?

—А мне больше всех надо? У тебя свои дела, у меня – свои. И нечего впутывать меня в ваши родственные проблемы. —отвернувшись, женщина сложила руки на груди.

Во дела!! Анька мужу изменяет! Совсем совесть потеряла! Федя, значит, дома сидит, болеет, а она ему рога наставляет??

—Ну я тебе покажу, как моего брата обманывать. —Лиля складывала одежду в баулы, чтобы отвезти домой.

А на следующий день случайно увидела Анну в компании своего мужа. Скандал разразился прямо на улице. Лиля, оттаскав невестку за волосы, выгнала ее без оплаты и пообещала всем рассказать, чем она занималась в районном городке помимо работы. Ане пришлось вернуться в деревню без денег, с поцарапанным лицом. Дома она сорвалась на старшего сына, который заявил, что хочет уехать, потому что в армию в семнадцать лет не берут, а оставаться здесь и выслушивать оскорбления больше не намерен.

—Работать поеду. Тут работы нет, надоело слоняться без дела. Учиться не хочу, только время потеряю. Сейчас и без учебы отлично ребята живут.

Анна кричала так, что младший сын не выдержал и убежал на улицу. Сёмка получил пощечину, потом кулаком в плечо. Анна сравнила сына с родней мужа и предупредила:

—Если бросишь мать – прокляну. Такой, как ты, недостоин называться моим сыном.

Сёма все равно ушел, даже вещей своих не взял, только паспорт. Анна рвала и метала, потом плакала на плече Егора, жалуясь на свою жизнь. Егор, проникшись горю матери, пожалел ее и пообещал никогда не бросать маму. Потому что, мать – одна, ее беречь надо.

Семен сначала подался в Новгород, устроился грузчиком, через год ушел в армию. Как жила семья без него, он не знал. Но, вернувшись через два года, понял, жили они хорошо, раз уж братишка не желает знаться с ним. По рассказам бабушки Клавы, брат сдавал металл, подрабатывал в соседнем поселке, помогал матери, а к бабушке даже не заглядывал. Отец всё также пьет, не работает, жена за ним, как хвостик, бегает. Оберегает, лелеет, всю душу ему отдает.

—Она с ним на пару пила, —рассказывала бабушка, глядя на внука, который с огромным удовольствием ел ее обед, приготовленный специально для него. —Напьются, передерутся, а потом вместе спать ложатся. За нее я не переживаю, она мне никто, а вот сына жалко. Живет, как неприкаянный. Ничего-то у него в жизни не получается. Тут как-то ноги заболели. Он с палочкой ходил. Сгорбленный весь, кепку на глаза натянет и не видит никого. Господи, и за что моему Феденьке такая зараза досталась?

—Не плачь, ба. Я тебя никогда не брошу, а вот с отцом и матерью разговаривать не хочу.

—Спасибо, хоть ты меня не забывал, письма писал, открыточки слал. Лилька, дочка моя, уже давно не приезжает. А всё из-за этой шлынды, пропади она пропадом. Испоганила нам жизнь, как в воду опустила. Вот мы и барахтаемся. Егор за ней, как прилипала: мамочка да мамочка. В рот ей заглядывает. Тьфу! Вырастила мамкиного сынка. Смотреть тошно.

Невдомек было Клаве, что чувствовал Егор, когда видел, как мать убивается на тяжелой работе. Он помогал ей, но лишь во время каникул или вечером, после учебы. Мать подрабатывала расколкой дров, прополкой чужих картофельных огородов, посадкой, кому-то делала ремонт, пасла коров. Жизнь заставила хвататься за всё разом, чтобы не голодать и не ходить оборванкой.

***

Вскоре пришла пора уходить в армию и младшему сыну. Тут-то Аня совсем расклеилась. Плакала, а толку-то? Сына не спрячешь, собой не укроешь.

—Как жить без тебя, сыноче-е-е-ек мой!! —голосила женщина, провожая Егора на автобус. —Я ж без тебя пропаду-у-у!

Егор стоял, как истукан, и краем глаза видел косящиеся на него взгляды. Покраснел Егор, стыдно от мамкиных воплей.

—Ну всё, мам, я поехал. Автобус ждет, —пытался отцепить от себя мать парень. —Хватит, хватит, всё. Я писать буду, только не плачь, мам.

Проводив Егора, Анна задумалась о Семене. Год уж, как он не появляется. Известно, что к Клавдии Степановне приезжает, останавливается у нее на денек-другой, подарками задаривает, продуктами всякими. И решила Анна наладить с сыном отношения, чтобы получать от него гостинцы. А там, глядишь, может мамку к себе заберет, раз уж так хорошо в городе устроился?

Глава 54 Вы будете в курсе всех событий, если составите нам компанию в телеграмм

Благодарю за лайки, репосты и подписку на канал.