Найти в Дзене
Литрес

Как единственный работник заброшенного аэродрома спас российский лайнер: реальная история, ставшая основой фильма «Ёлки 2»

Российская новогодняя кинокомедия 2011 года «Ёлки 2» состоит из нескольких новелл, которые объединены темой новогодних чудес и традиционным мотивом «теории шести рукопожатий». Действие всех эпизодов происходит в канун Нового года, фильм полон теплых, семейных моментов, юмора и сюрпризов. Однако режиссеры развлекают телезрителей не только увлекательными, но порой интригующими и даже трагическими сюжетами. В первом эпизоде фильма действие разворачивается в терпящем крушение самолете. Командир и второй пилот вынуждены посадить судно в тайге. Они находят заброшенный аэродром. Оказывается, что за полосой смотрит всего один сотрудник – дядя Валера, скромный работник, роль которого исполнил Владимир Меньшов. Как заканчивается фильм, вы знаете. В нашей статье мы вспомним удивительную историю спасения самолета компании «Алроса» и ответим на главный вопрос картины «Ёлки 2»: случайны ли чудеса? 7 сентября 2010 года СМИ писали о таежном «Ту-154» – самолете, пилотам которого удалось благополучно пр

Российская новогодняя кинокомедия 2011 года «Ёлки 2» состоит из нескольких новелл, которые объединены темой новогодних чудес и традиционным мотивом «теории шести рукопожатий». Действие всех эпизодов происходит в канун Нового года, фильм полон теплых, семейных моментов, юмора и сюрпризов.

Однако режиссеры развлекают телезрителей не только увлекательными, но порой интригующими и даже трагическими сюжетами. В первом эпизоде фильма действие разворачивается в терпящем крушение самолете. Командир и второй пилот вынуждены посадить судно в тайге. Они находят заброшенный аэродром. Оказывается, что за полосой смотрит всего один сотрудник – дядя Валера, скромный работник, роль которого исполнил Владимир Меньшов.

Как заканчивается фильм, вы знаете. В нашей статье мы вспомним удивительную историю спасения самолета компании «Алроса» и ответим на главный вопрос картины «Ёлки 2»: случайны ли чудеса?

7 сентября 2010 года СМИ писали о таежном «Ту-154» – самолете, пилотам которого удалось благополучно приземлиться после отказа всех навигационных систем.

72 пассажира и 9 членов экипажа рейса ЯМ516, следовавшего по маршруту Удачный – Москва, даже не могли предположить, что их жизни будут зависеть от простого работника, который «на всякий случай» поддерживал заброшенную взлетную полосу в идеальном состоянии.

Во время полета на высоте 10 650 метров у самолета отказали аккумуляторы, что привело к отключению электрооборудования, включая навигационные системы и радиосвязь. Пилоты попытались снизиться до 3000 метров, чтобы перезапустить оборудование, но связи с землей не было. Самолет оказался над рекой Ижмой, и пилоты начали искать место для аварийной посадки. К счастью, они случайно заметили заброшенную взлетно-посадочную полосу местного аэродрома, который был закрыт для самолетов в 2003 году. Несмотря на короткую полосу, пилоты решили попытаться сесть.

Из-за отказа электроники управление закрылками было невозможно, что привело к слишком высокой скорости посадки (350–380 км/ч вместо 270 км/ч). После двух неудачных попыток, с третьего захода пилоты сумели посадить судно. Самолету не хватило полосы и он выкатился за ее пределы на 164 метра. В тот день фото Ту-154 в тайге облетело весь мир.

-2

Судно получило повреждения, но никто не пострадал. Через месяц командир и второй пилот получили награды – звание «Герой России».

Вот только успешная посадка стала возможной благодаря тому, что взлетная полоса поддерживалась единственным работником вертолетной площадки Сергеем Сотниковым.

-3

Он с 1978 года следил за чистотой и порядком, несмотря на закрытие аэродрома.

О герое вспомнили лишь через 2 года…

В феврале 2012 года награда нашла своего героя: Сергею Михайловичу вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Спасение Ту-154 Сотников назвал чудом.

Резонансный случай, однако, не помог возродить бывший аэропорт местных воздушных линий в Республике Коми. Через три года после памятных событий там отключили электричество за долги. При этом Сотников продолжал работать, несмотря на морозы. В 2013 и 2016 годах вновь заговорили о восстановлении аэропорта.

-4
«Солидные люди обещали возобновление полётов [малой авиации в Ижму], а ничего нет. В этой нищете и духом падаешь, и нервы треплются» – признался Сергей Михайлович.

Журналисты следили за судьбой охранника. В октябре 2019 года он ушел на пенсию. Признался, что было сложно принять решение, но другого выхода нет.

-5

Нашли ли замену ответственному работнику? Стоит ли в будущем надеяться на чудо?

«Каждое чудо можно объяснить задним числом. Не потому, что чудо это не чудо, а потому, что объяснение это объяснение», – Франц Розенцвейг.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-6