Найти в Дзене
idobav

НАСТОЯЩЕЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

В Художественном музее имени Сорокина (Доме Мастера) в Липецке открылась выставка из фондов Рязанского художественного музея имени Ивана Петровича Пожалостина. Межмузейный проект реализуется в рамках музейной программы «Встречи и судьбы». Проект включает в себя знакомство с творчеством художников, вошедших в «ближний круг» соратников липецкого художника Виктора Семеновича Сорокина, ставшими вехами на творческом и жизненном его пути. Было сказано, что это своеобразная форма поиска и изучения исторических пересечений, связей, истоков, этапов становления и обретения творческой индивидуальности мастера. Заместитель директора по выставочно-фондовой работе Липецкого областного художественного музея, член Союза художников России Ирина Виленовна Дворянчикова говорит, что это значимый проект для региона. Связи между нашими музеями сегодня успешно развиваются. Зрители смогут увидеть не только работы, которые находятся в залах музея в Рязани, но и из его запасников. Некоторые обыватели полагают,

В Художественном музее имени Сорокина (Доме Мастера) в Липецке открылась выставка из фондов Рязанского художественного музея имени Ивана Петровича Пожалостина. Межмузейный проект реализуется в рамках музейной программы «Встречи и судьбы». Проект включает в себя знакомство с творчеством художников, вошедших в «ближний круг» соратников липецкого художника Виктора Семеновича Сорокина, ставшими вехами на творческом и жизненном его пути. Было сказано, что это своеобразная форма поиска и изучения исторических пересечений, связей, истоков, этапов становления и обретения творческой индивидуальности мастера.

-2

Заместитель директора по выставочно-фондовой работе Липецкого областного художественного музея, член Союза художников России Ирина Виленовна Дворянчикова говорит, что это значимый проект для региона. Связи между нашими музеями сегодня успешно развиваются. Зрители смогут увидеть не только работы, которые находятся в залах музея в Рязани, но и из его запасников. Некоторые обыватели полагают, что эти произведения чем-то «плохи», поэтому их и держат там, но на самом деле, это такие же шедевры и сделать их доступнее, показать зрителю – важная задача. Музеи призваны сохранить это наследие.

-3
-4

Некоторые представленные на выставке работы были созданы еще вначале двадцатого столетия и то, как удалось их сохранить, говорит о внутренней работе музея. Она также подчеркнула, что Липецк и Рязань многое связывает, некоторые липецкие художники учились в Рязанском художественном училище, например, председатель правления Липецкого отделения Союза художников России Сергей Анатольевич Толчеев. Он отметил, что выставка получилась многогранная, объемная, она будет интересна и молодому поколению и людям старшего возраста. Многие картины обязательно вызовут эмоции, вдохновение, а еще она носит патриотический характер, рассказывая о нашей Родине глазами художников.

-5
-6

СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

Также он рассказал, что большинство произведений были созданы в годы, когда в СССР была строгая цензура. Художники, прямо скажем, не были вольны часто писать то, что хотели. Однако практически в этот же период в Европе и в США искусство и культура стали деградировать, там стали придумывать формы, чуждые художественному искусству в целом, загоняющие зрителя в пессимизм, депрессию. А в Советском Союзе художникам удалось сохранить позитивный настрой, веру в светлое будущее, несмотря на тяготы и невзгоды, выпавшие на долю нашей страны. Даже в эти тяжелые годы живопись в СССР призывала к жизни, любви и красоте.

-7
-8

Это, кстати, сказалось и на творчестве Виктора Семеновича Сорокина, учившегося у Герасимова, который даже в депрессивные девяностые творил яркие, полные жизни, картины. Куратор выставки, заведующая отелом картинной галереи, кандидат искусствоведения Ирина Андреевна Павлова сказала, что коллекция Сергея Васильевича Герасимова в Рязанском музее представлена обширная. Там, например, находятся полотна «За власть Советов», «Земля русская» и другие. А для экспозиции в Липецке были отобраны ранее малоизвестные его творения. Многие из них были отреставрированы, приведены в порядок, как, впрочем, и работы его друзей и учеников, тоже представленных здесь.

-9
-10

Многие вещи за многие годы впервые показываются зрителю. Еще она отметила, что Рязанский музей уже приезжает на липецкую землю не первый раз, а в следующем году, возможно, будет реализован еще один совместный проект. Эта выставка, судя по тому, что она вызвала большой интерес у липчан, мероприятие не для галочки, а действительно большое культурное событие в жизни города. А в Доме мастера зрители смогут увидеть произведения выдающегося русского и советского живописца, представителя русского импрессионизма, создавшего целый ряд эталонных соцреалистических картин, мастера книжной иллюстрации, портретиста, педагога Сергея Васильевича Герасимова.

-11
-12

Он прожил 79 лет, родился в девятнадцатом веке в Можайске, а ушел из жизни в двадцатом в Москве. Он был доктором искусствоведения, профессором, директором Московского художественного института имени Василия Ивановича Сурикова в 1943 - 1948 годах, первым секретарем Правления Союза художников СССР в 1958 - 1964 годах. Ирина Андреевна подчеркнула, что истоки образного мира Сергея Васильевича находятся в родном Можайске. На выставке зрители увидят несколько городских пейзажей того времени.

-13
-14

Конечно, за это время город значительно преобразился, многих зданий и сооружений уже нет, а поэтому произведения мастера являются историей города. Наряду с пейзажами представлена композиция «Поречье», изображающая бывшее имение Уваровых. «Поречье» относится к любимому художником жанру картины-воспоминания, где действительность объединена с впечатлениями юности и миром русской литературы. Сергей Васильевич был и отличным иллюстратором, став еще в тридцатые годы одной из серьезных величин отечественной книжной графики. Черно-белые листы к пушкинской «Капитанской дочке», представленные здесь, свидетельствуют о широте подхода иллюстратора к своей задаче.

-15
-16

Например, сцены их воссоздают общую панораму неспокойного российского прошлого с его цельными характерами и будничным героизмом. Еще он любил акварель и лишь позже перешел к масляной живописи, что сказалось и на его творческом подходе к работе. Он говорил, что этот переход дался ему сложно, но открыл новые горизонты. Ему довелось побывать во многих местах Советского Союза и за границей. Полотно «Кавказ. Горцы» напоминает о поездке на Кавказ в середине тридцатых годов, а «Паламиди» показывает историческую крепость в Греции. В годы Великой Отечественной войны вуз, где он преподавал, был эвакуирован в Самарканд, отголосками этого является солнечная акварель «Узбечка».

-17
-18

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

В официальных учебниках говорится, что он именуется одним из главных мастеров картин эпохи соцреализма, хотя это и не совсем так, все же много тем советской эпохи он перекрывает важной в его жизни национальной русской темой. И в общем то, она и помогла ему самосохраниться как творческому человеку в то время. Он, как уже говорилось, был уроженцем маленького заповедного города в Подмосковье и это закваска помогала ему в жизни всегда, она и определила его работу в художественной школе. Он передавал своим ученикам то, что сам получил у своих учителей. На выставке вы не увидите таких его работ, как «Мать партизана», но здесь есть другие шедевры.

-19
-20

Например, особое место на выставке отведено большеформатному полотну «Лето. Пейзаж со стадом», написанное им в 1955 году. В приподнятом по колористическому и эмоциональному звучанию «Лете» дан синтетический образ русской природы, обычные для Герасимова лирические интонации уступают место эпическим нотам. Здесь угадываются можайские места, но в основном полотно создано как бы из нескольких видов. Картина несколько не дописана, о чем свидетельствуют определенные моменты, но это не умоляет ее композиционные и художественные достоинства, а говорит о том, что мастер еще работал над ней и ему хотелось это делать.

Однако на выставке представлены и работы друзей художника – Николая Михайловича Чернышева, Михаила Семеновича Родионова, Матвея Алексеевича Доброва. Эти художники успели выучиться профессии в эпоху Серебряного века, а познакомились они еще в молодости и дружили до самой смерти. Среди других коллег Герасимова уже по ВХУТЕМАСу и, затем, Московскому художественному институту (с 1948 – имени Сурикова) Владимир Андреевич Фаворский, Петр Дмитриевич Покаржевский. Эти имена тоже хорошо известны и не только в России.

-21
-22

Сергей Васильевич преподавал в течение полувека. Судить о «школе Герасимова» позволяют несколько произведений Василия Кирилловича Нечитайло, Михаила Юрьевича Кугача, Гелия Михайловича Коржева, Владимира Федоровича Стожарова. Их творения тоже есть здесь. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность, каждому из этих художников свойственна подчеркнутая ответственность перед искусством. Главная заслуга Герасимова, как педагога, заключается в передаче ученикам характерного для русской традиции понимания искусства через этическое начало, высоте которого должно соответствовать и живописное мастерство. А завершится выставка «Сергей Герасимов и его современники» 10 ноября.