"ЧАО, ПАЯЦ" (Франция, 1983).
Драма, триллер, криминал.
Режиссер: Клод Берри
В главных ролях : Колюш, Ришар Анконина, Аньес Сораль, Махмуд Земмури и др.
Ламбер — бывший полицейский, ныне спившийся заправщик, работающий в ночную смену. Ламбера подкосила смерть сына, умершего от передозировки наркотиков, и с тех пор он замкнулся в себе и стал жить отшельником. Однажды Ламбер знакомится с молодым арабом Юсефом Бенсуссаном. Юсеф — молодой парень, ищущий приключений, быстро подбирает к сердцу Ламбера подход. Между старым копом и молодым арабом возникает дружба. Но Юсефу не сидится на месте, он быстро находит неприятности, которые, вскоре, оборачиваются для него большой проблемой. «Чао, паяц» — французская драма по мотивам одноимённого романа Алена Пажа.
***
Отличный фильм от одного довольно известного режиссёра, снявшего в общем-то не так и много. К сожалению. Хотя довольно сильных и известных фильмов. Например, знаменитую трагикомическую дилогию "Манон с источника" и "Жан де Флоретт", экранизируя сценарий известного, в узких кругах, Марселя Паньоля. И некоторые другие комедии и мелодрамы.
Как у такого в общем-то не совсем мастера триллера и криминала получился такой фильм? Ну в целом криминальные элементы присутствовали во многих фильмах Берри. И в "Манон" и в "Жерминаль", и в других. Потому неудивительно, что в конце концов, он снял практически чисто криминальный фильм. Только со своими все равно стилистическими фишками... Это тоже мелодраматический такой криминал. Ностальгический, усталый. Как если бы, скажем, его снимал Феллини на пенсии, с элементами какого-нибудь Соррентино на взлете.
Герои Берри они не двигаются, они ходят по кругу. Они не живут... Они растворились в бытии. Они джазовые импровизации на тему героев. Вот примерно такой это криминал. Музыка, шикарный психоделический саунд Шарлелиля (дал же Бог имячко?!) Кутюра, является тут, действительно, одним из ключевых элементов повествования.
С другой стороны, драма героев вполне реальна и материально ощутима. Все они не живут, а только лишь существуют. И не от хорошей, сладкой жизни, а потому что-то потеряли, или чего-то не нашли в этом мире... Любви, семьи, дружбы... Людей, например). И когда им удаётся, наконец, их найти, то они и себя в общем-то находят. Но только не навсегда! Мир против этого. Ему не нужны герои... Но только лишь тени...
Финальная развязка очень жестока и трагична... Но понятна, логична. В этом мире выживает не сильнейший, а приспособленнейший... Диагноз эпохе показывает все так, как оно есть на самом деле в жизни.
Драму главного героя - легендарного и обаятельного комика Колюша подчёркивает и тот факт, что в жизни он переживал в тот момент одно из самых больших потрясений. Из его ружья, подарочного, застрелился его лучший друг - блистательный актёр Патрик Дэвер. После того как Колюш увел жену Дэвера... Колюш не играл, а жил этой ролью, столь сходной с драмой его биографии! Оттого, наверное, и вышло столь пронзительное кино...
Блистательные актёрские работы Колюша, Ришара Анконины, Аньес Сораль. Отличная режиссура Клода Берри, и камера, картинка Брюно Нюйттена, под чудесный саунд Кутюра.
Одним словом, французское кино на все времена!). Прекрасный пример мягкого психологического триллера по-французски). Просто очень хороший фильм...