Найти тему
makezzz

Вождь

Однажды я видел, как горбатый кит выныривыет из воды и перемахивает через одинокое каноэ с индейцем из племени навахо с перьями на голове, курящего трубку мира. Тот лишь поднял старую намазоленную ладонь и безмятежно произнёс: - хао. А когда кит плюхнулся всем своим объёмом по вторую сторону борта старенькой лодки, казалось что сейчас поднимется волна, способная смыть всё на своём пути, обогнув земной шар несколько раз. Но ничего не произошло. Кит, лишь на мгновенье спрятал старика из виду, перекрыв обзор своим невероятно огромным хвостом. А когда полностью погрузился в воду, на поверхности ничего не осталось. Ни волн, ни брызг, ни лодки. Осталась лишь спокойная гладь залива. Будто бы ничего и не было. А пару минут спустя , в лучах заходящего солнца, над водой появились уже две китовые спины, уплывающие за горизонт. В воздух взмыло два фонтана брызг, скрывшихся из виду вместе с солнцем.

Эта красивая легенда об уходе вождя в мир предков, была услышана мной во время путешествия по Америке от его потомка. В тот момент я не передал ей большого значения, Приняв все это за красочную метафору. Понимание пришло спустя много лет. Когда я сам видел как уходят старые индейцы в мир духов. Невероятное зрелище, лицезрея которое сам невольно начинаешь понимать их прочную связь с природой и ощущать тонкую грань отделяющую эти миры.

Шёл 1847 год. Официально золотая лихорадка ещё не началась. Колонизаторы ещё не давили своим присутствием местных, и те были относительно лояльны к пришельцам. Опасались? - да! Остерегались- естественно. Но пока чувствовали себя хозяевами своих земель, были спокойны. Нет стычки и войны с соседними племенами никто не отменял, но это были единичные случаи. По крайней мере из известных мне на тот момент. Было пара случаев загадочных смертей бледнолицых и ещё с десяток бесследно пропали, но на то, я думаю, были основания. Навахо, были более дружелюбны, чем каманчи или юты, и шли на контакт более открыто. Их любознательность и способность приспосабливаться к постоянно меняющемуся внешнему миру определила их дальнейшую судьбу.

В тот год мы были в географической экспидиции на территории современной Канады близ Ванкувера. Точнее севернее километров на сто по прямой, от того места, где он появится спустя почти 40 лет. Невероятно живописные места, своей завораживающей красотой сопоставимые наверно лишь с Норвегией. Горные вершины, несущие на своих хребтах вековые деревья, макушки которых царапают небо и останавливают облака. Лес, скрывающий в своей чаще стада лосей и карибу, стаи волков, гризли и прочих хищников, представляющий опасность. Реки, насущие в своих водах золотой песок, и драгоценные камни. Всё это великолепие находится здесь в гармонии с человеком, чьё присутствие не нарушает этот баланс.

И этих людей язык не поворачивается назвать дикарями. Да, у них нет святой католической церкви и поклоняются они вырезанным из дерева статуэткам. Они не умеют читать наши книги и не знают что такое паровоз. Они общаются звуками, похожими на звериные и жестами. Но это их мир, в котором иначе нельзя. Им не нужна письменность, они передают всю свою накопленную историю устно. Зачастую единожды, а не как мы, перечитывая по сто раз пытаемся запомнить элементарные вещи. Их органы чувств и ощущения реальности гараздо острее наших. На глаз они способны определить расстояние с точностью до пары шагов или минут, по скольку всё что занимает более полудня ходьбы, исчисляется днями. Не удивлюсь, если они и погоду кончиками ушей могу определять на несколько дней вперёд. Они знают всё о всех травах и растениях вокруг, могут неделями выжывать в лесу, не боясь быть съеденными. Единственное, что бросается в глаза и отпугивает, это обычай съедать часть побеждённого в частном бою, как бы забирая его силу себе. А в остальном это такие же люди. Просто они достигают счастья более простым способом, минуя образование, работу и деньги. И возможно это мы, цивилизованные люди-тупиковая ветвь эволюции, которая не может жить в гармонии с природой, пытаясь подчинить её себе. Возможно дикари это мы?

Была зима. Мы продолжали исследовать этот дикий необузданной край на отшибе вселенной. Было невыносимо холодно. Всё засыпано снегом. Абсолютно всё. Мы обходили очередную гору, по пояс увязши в снегу. Лошади тоже тонули и не могли тащить наши вещи быстрее чем шли мы. И если честно, то половина команды уже оставили надежду дойти, хоть куда-нибудь. Лес никак не хотел кончаться. Из 25 крепких парней, нас осталась лишь дюжина изможденных и замерших авантюристов. Мы продолжали путь на север в поисках эльдорадо, попутно составляя карту местности.

В тот вечер, оставшись один на один с вьюгой, задувающей костры и заметающей палатки снегом, мы были готовы молиться местным богам и идолам, лишь бы метель прекратилась.

Но она лишь усиливалась и мы боялись к утру быть погребенными заживо. К утру пурга успокоилась. С трудом, но мы все же откопались из палаток. 1.5 метра снега. За ночь. Лошадей откапывали несколько часов. И ещё какое-то время откапывали все свои вещи. К обеду, уже изрядно устав, было принято решение остаться ещё на один день, так как смысла идти в неизвестность пару часов и по новой разбивать лагерь, не было.

Через пару часов на свет нашего костра вышел индеец. Один. Старый, увешаный перьями и скальпами своих врагов. Он был спокоен как эти горы вокруг. На вид ему было под добрую сотню. Но не смотря на возраст, он превосходно держался в седле. На его пестром поясе висел томагавк, пара кисетов и трубка. Одет он был как минимум не по сезону. Лёгкое осеннее пончо и унты. Мы смотрели на него, укутонные в медвежьи шубы и мерзли от одного только вида. Подъехав ближе, он остановил коня, огляделся и подняв ладонь, попреветствовал нас. Мы встретили его взаимным "Хао", хотя Хьюго и Джек, придерживали свои револьверы на готове. Он спешился, привязал коня поотдаль и неспешно направился в нашу сторону. Наши проводники из Навахо слышали о нем, но никогда не видели его живьём. Они, сказали, что это вождь племени Суквомиш- Медвежий Клык. Очень важная и авторитетная личность в этих местах, да и в целом. Однажды порвавший пополам медведя голыми руками и объединивший северные племена против ирокезов. Сейчас он выглядел не таким сильным, но харизма вождя, это было то, что у него не отнять. Он подходил к костру с раскинутыми в стороны руками, словно показывая, что безоружен, хотя этот жест был похож больше на приготовления к объятиям. Позже выяснилось, что мы находимся в месте перехода из мира в мир. Я долго переспрашивал у проводников, несколько раз, но каждый раз получал один и тот же ответ "из мира в мир". Он пришёл в это место, поскольку завершил свой жизненный путь в этом мире и готов перейти в другой. Я ( с проводником) пробеседоаювал с ним почти до утра. Он сидел у костра, курил трубку и рассказывал историю своей жизни. Делился мудростью и задумчиво молчал.

"... Невозможно изменить то, что тебе неподвластно. Время стрелой несётся в цель, которую ты выбрал однажды. И если ты приложил достаточно усилий в момент выстрела, то она долетит до цели и поразит её. Но с момента начала её полёта, ты не можешь её остановить.

Моя цель достигнута. Я сейчас там, где должен был быть. Этот лес был моим домом. Он меня кормил и оберегал. Он сделал меня охотником, мужем, войном, вождем... Он меня и заберёт..."

Перед рассветом он поднялся, слегка покряхтывая от боли. Посмотрел на меня и сказал :

-можешь забрать моего коня. Там куда я отправлюсь, он мне будет не нужен. Не ходи за мной. Духам это может не понравиться и они меня не примут.

Я лишь кивнул.

Он медленно пошагал в лес, постепенно скрываясь из виду. Любопытство разпирало меня не на шутку. Тайком я отправился за ним, чтобы посмотреть хотябы одним глазком. Я шагал медленно, пытаясь двигаться синхронно и не привлекать к себе внимания. И вот, в минуту перед рассветом, когда сумрак воцарил вокруг, он скрылся за огромным деревом, продолжая свой путь, а с той стороны величаво вышагнул огромный гризли и продолжил путь, скрывшись в лесу.