В 30х годах дедушка с семьей переехал из Прилук в Сталино. Сначала мыкались у родни, потом дедушка купил дом. Не дом, а фундамент со стенами, достроил его, и жизнь потекла по новой колее. В те годы поселок строился, можно сказать, в голом поле и назывался он Поселок Павлова.
У дедушки были сын и дочь, моя мама. У сына тоже были двое детей : старшая дочь Люда и мой погодка, брат Алька.
Ненормальный Стрелец, я росла на заборах, деревьях и крышах. Никогда не дружила с девчонками. Моими друзьями всегда были Алькины друзья.
Мы строили во дворе вигвамы и шалаши, учились метать ножи, жевали смолу, подбрасывали пяткой " жижку" на "американское пари", играли в футбол, гоняли на великах, делали бандитские налеты на соседские сады, запускали во дворе самодельные петарды из лент диафильмов, обернутых в "золото" от конфет, плавали на плоту по Кальмиусу, зимой неслись по нынешнему проспекту Ватутина от самого трамвая и вниз, вниз на коньках, санках, дуге, бегали слушать песни и смотреть танцы заезших цыган - лавар, заливали воду в бутылки с негашеной известью для фейерверков....
Мы были почти беспризорниками, предоставленные сами себе и улице. Вольные птицы, счастливые в своей свободе. Мы часто довольствовались горбушкой хлеба вместо обеда и глотком воды из под-крана или колонки. И никогда не болели. Нашей "валютой" были марки, значки и шалобаны. И не просто, а с оттяжкой...
Самым неприятным было проиграть "американку". Проигравший должен был исполнить любое желание выигравшего. И это было не просто "ку-ка-реку"! Мальчишка проиграл "американу". Недалеко от нас была новостройка. Он должен был подняться на верхний ( тогда 4й) этаж и спрыгнуть вниз. Спрыгнул. Сломал ноги... Другой проспорил и " туда - обратно " переплыл Кальмиус в марте месяце... О том, что можно НАРУШИТЬ условия спора - никому и в голову не приходило...
Летом нас отправляли в лагеря, из которых мы почти всегда сбегали... ( Один из Алькиных побегов был даже из Артека. Но об этом - другой рассказ. ) Никакие воспитательные меры нас изменить не могли...
И, конечно же, гоняли голубей на крышах, - своей и чужих.....
Голуби - это отдельная тема...
Дядя, как и его сын Алька ( кровь - не водица ! ), по жизни были баламуты, оторвы.
Дядя - подросток из эвакуации тайно привез пистолет. У дедушки были крупные неприятности...
Дядя тоже обожал голубей и завел голубятню на чердаке. Все там обустроил и поселил красавцев. Сам покупал "трубачей", " сизарей" на рынке. Разумеется, все деньги "на завтраки" мы с Алькой тоже тратили на голубей. И на марки. Но это - отдельная история...
Часто мы залезали на чердак и оставались там часами. Поили голубей изо рта водой, гоняли шестом с тряпицей на конце, свистели, улюлюкали, прыгали, давя ногами шифер ( за что получали по шее ), сманивали чужих своими голубками, кормили, чистили клетки, иногда просто на чердаке читали книги. Книги эти добывал Алька, научившись гвоздем открывать замок книжного шкафа. ТЕ книги были для нас еще под запретом. Как пример: чего стоил трехтомник с фотографиями и цветными вкладками " Военно-полевая хирургия в Великую Отечественную войну "! Книги Шолохова, Джона Голсуорси, Ги де Мопассана, Джека Лондона, Фейхтвангера, Конан Дойля, Чехова и Лескова, Веры Инбер и Василия Гроссмана,...
Т.к. моя мама болела и заканчивала мединститут экстерном, в нашем распоряжении были все учебники из библиотеки мединститута... Более ста пятидесяти книг...
Мы " развивали и образовывали " себя сами...
Когда сестра поступила в универ на биологию, а я в медучилище, мы по этим учебникам занималась. Для меня это был большой плюс, т.к. всегда жила с лозунгом в душе " Лучше, быстрее, выше, сильнее ! " Приятно было видеть удивление на лицах преподавателей, когда, отвечая, выдавала объём знаний, не прописанный в учебниках медучилища.
Это не была погоня быть лучше других. Это было стремление к знаниям, которых ( по результатам школьных экзаменов ), мне не хватило для поступления в мед.
Лирическое отступление.
И, конечно же, у каждого из нашей "банды" всегда в кармане был перочинный нож и маленькое круглое зеркальце. Им, "солнечными зайчиками" мы выманивали друзей на улицу, слепили глаза "врагам" или подавали друг другу сигналы к "операции". А еще учили азбуку Морзе, дрались, делились разными "приемчиками" захвата и борьбы. Частенько ходили с разбитыми носами, в царапинах и синяках...
Мы все считали себя детьми войны. Хоть мы и родились уже после ее славного, победного завершения, но вокруг было слишком много военных с наградами, инвалидов, разрушенных и восстанавливаемых пленными немцами домов, да и сталинский концлагерь еще не превратился в сквер с ДК Металлургов, а по-прежнему был обнесен колючей проволокой с табличками " Разминировано и "Стой ! Закрытая зона" ( об этом в другом рассказе ).
И мы считали себя обязанными "соответствовать" и готовить себя к новым испытаниям, к новой войне. Может потому, уже позже, я и выбрала профессию военфельдшера. Война вошла в мою жизнь еще с детства.
Это может и покажется странным... Сейчас мне так не кажется.
1. Я всегда знала, с самого детства, что война будет ещё при моей жизни. И я, внутренне, и получением образования, старалась к ней подготовиться.
Я не ошиблась, к сожалению : Донбасс уже одиннадцатый год пылает в огне.
2. Набор, когда я поступила на фельдшерское отделение, и набор следующего года... Именно эти 2 года в медучилище шло обучение по ускоренной программе 4-х курсов мединститута ( здесь - то и пригодились мамины старые учебники ! К слову, из-за такой специфики нашего обучения, двое ребят из потока, после окончания, были приняты в мед сразу на второй курс без экзаменов. ) У нас были в 2 раза увеличены часы обучения - по 6 - 7 пар ежедневно. Были по расширенной программе добавлены часы по военке : Военно-полевая хирургия, основные тактико - технические характеристики ( ТТХ ) оружия, взрывчатых веществ, тактика и стратегия ведения боя, оружие массового поражения ( ОМП ), организация, развёртывание, фильтрация и работа всех ступеней медподразделений на поле боя, в тылу и в зонах очагового поражения ( ОМП ).
Часы практических занятий в училище ( в больницах, тире, на полигоне ) не уступали по количеству теории.
Это такой огромный массив информации... но у меня в голове всегда был " красный флажок " и... хорошая память в придачу.
Вернемся к голубям.
Алька частенько прогуливал уроки, подбивая и меня. Как результат - запись в дневнике красными чернилами о вызове отца в школу... Что было потом ? А был солдатский ремень, синяки от пряжки со звездой и звездное небо на синей заднице, слезы, угол на коленях с гречкой.
"Награды" раздавались по ранжиру. Мне ремнем никогда не доставалось. Это было табу - сироту обижать нельзя. Но гречки мои колени "наелись" досыта. Алька получал за обоих.
Это было привычно и мы особо не заморачивались : синяки зализали, углы свои отстояли и все по-новой...
Уже не помню, в чем была причина... Что сотворил Алька в очередной раз?!.. Помню только дело было летом, перед каникулами... Гроза пронеслась мимо и, как обычно было заведено, наказание не последовало. Мы втихаря порадовались этому и забыли.
Пришли из школы, сделали скучный вид - мол уроки выучили. Все вернулись с работы и мы сели обедать. Борщ был вкусным, с горбушкой черного хлеба, натертым чесночком. Дедушка нарезал всегда хлеб сам, приставив краюху к груди и только ножом к себе. Потом собирал все крошки и съедал - память о голоде в эвакуации. И нас учил уму - разуму, что хлеб - всему голова и обижать его нельзя. Крошек на клеенке не оставалась... Мы подбирали до последней...
А потом на стол поставили жаровню с жареным "мясом"...........
И, когда на наших тарелках оказалось это " мясо"........ Мы вылетели с Алькой из - за стола , залетели в сарай, забрав с собой Тайшета ( пограничная овчарка ), забаррикадировались там и до ночи рыдали вдвоем, обнявшись с Тайшеткой.
Дядя открутил всем голубям бОшки, а тетя сготовила из них " жаркое".....
Больше голубей у нас не было..........
( Из тех, ко прочитал этот рассказ, есть Константин Худолей. Сейчас вспомнила. Одним из Алькиных и моих одноклассников и друзей был Толик Худолей из нашего класса "Б".)
©
Copyright: Элла Берман, 2020
Свидетельство о публикации №120112107845