На театральной афише всегда есть названия, которые никого не оставят равнодушным, одних зрителей притянут, как пьяницу к бутылке и сделают кассу, а других оттолкнут: ну задолбали, ну сколько можно!.. «Гамлет» Вильяма нашего Шекспира, бесспорно, из их числа.
Возможно, это самая знаменитая, самая востребованная и самая замордованная пьеса всех времен и народов. С момента появления на свет (точная дата неизвестна, шекспироведы утверждают, что между 1559 и 1601 годами), трагедия о датском принце была представлена на сценах мира во всевозможных интерпретациях. Как только не препарировали её сюжет и персонажей!
Бытует мнение, что сыграть Гамлета — заветная мечта любого актера и даже некоторых актрис, что, конечно, и правда, и неправда. Умные-то лицедеи понимают: далеко не каждому роль окажется по зубам.
В «Гамлете», самой длинной шекспировской пьесе, есть всё: любовь, кровь, смерть, мистика, предательство, бремя власти, низкая комедия, высокая поэзия, бешеные страсти... Да, это гениальная, грандиозная пьеса, однако сколько плохих спектаклей было создано на её основе! И когда в очередной раз слышишь или читаешь, что кто-то опять берется за «Гамлета», так и хочется пропеть песнь безумству храбрых.
В этом сезоне в Москве заявлено, по меньшей мере, четыре новых версии «Гамлета», из них два — студенческие спектакли. И самая громкая премьера, кажется, уже состоялась: в «Ленкоме Марка Захарова», где трагедию поставил Антон Яковлев.
Сказать, что представитель знаменитой театральной династии рисковал — не сказать ничего. После его назначения худруком в бывший Гоголь-центр, театр популярный и радикальный, который снова стал Театром им. Гоголя, отношение к Антону Юрьевичу у публики и критики оказалось весьма неоднозначным: в ту ли дверь он вошел? Хотя как он сам признавался в интервью, ему не довелось сыграть роль «палача свободы». Но немало людей, особенно, среди уехавших, были бы сейчас рады его провалу с «Гамлетом», пусть и на чужой сцене.
Но он не провалился. Получилось захватывающее, технически сложное и — я смотрел его на первом прогоне — уже сразу крепко сделанное зрелище. Не зря репетиции шли с весны, а с желанием поставить пьесу Яковлев жил уже несколько лет. Постановщик определил жанр как фантастический реализм. Спектакль соответствует стилю Ленкома времен его «золотого века». Мнение первых зрителей почти однозначно: это хит! Нет, в первую очередь, это отличный спектакль.
«Гамлет» в постановке Антона Яковлева, «Ленком Марка Захарова»
При довольно уважительном отношении к автору и его шедевру, этот «Гамлет» не отдает нафталином. Яковлев сам собрал текст пьесы из нескольких переводов. Актеры у него говорят и стихами, и прозой.
Считается, что «Гамлета» нельзя ставить, если нет достойного исполнителя заглавной роли. В Ленкоме он есть — 40-летний Антон Шагин. Примерно в этом же возрасте Гамлета сыграли в кино Лоуренс Оливье и Иннокентий Смоктуновский. Известен диалог между этими двумя гениальными артистами. Англичанин спросил Смоктуновского про его возраст, а узнав цифру, произнес: «Успел. Еще несколько лет, и сердце бы не выдержало этих эмоций».
Шагин играет невероятно — не жалея себя, на разрыв, демонстрируя магнетизм и мощный актерский потенциал. Для него трагедия героя в том, что принц ищет Бога и при этом нарушает или вынужден нарушать библейские заповеди. Он и строит, и разрушает. Хочет остановить зло и снова множит его. Это Гамлет нашего времени.
Когда-то Шагин уже играл Гамлета — в дипломном спектакле. Не знаю, каким он был, но сейчас это работа большого зрелого мастера. Режиссер признавался, что помимо таланта, ему было важно, что у актера есть неравнодушное отношение к происходящему, есть гражданская позиция и человеческая острота.
Влад Васюхин для сайта Альтерлит